Дело № 2-126/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 21 июня 2018 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
с участием истца Ефимовой Н.В.,
представителя истца - адвоката Смирновой О.А., предоставившей удостоверение адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) Яковлевой В.Б., предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Смирновой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой Н.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о признании неправомерным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Ефимова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о признании неправомерным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в отдел Пенсионного фонда РФ по Чухломскому району (БОЮЛ) УПФР г. Галиче Костромской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей было отказано.
При этом в специальный стаж не были включены:
- периоды повышения квалификации: с 26.04.2004 года по 21.05.2004 года, с 22.06.2009 года по 26.06.2009 года, с 21.09.2009 года по 25.09.2009 года, с 19.10.2009 года по 23.10.2009 года, с 09.11.2009 года по 13.11.2009 года, с 30.11.2009 года по 04.12.2009 года, с 19.09.2011 года по 23.09.2011 года, с 29.08.2011 года по 02.09.2011 года, с 10.10.2011 года по 14.10.2011 года, с 02.06.2014 года по 07.06.2014 года, 22.05.2015 года, с 26.06.2017 года по 28.06.2017 года, с 30.10.2017 года по 02.11.2017 года,
- отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20.08.2016 года по 27.09.2017 года,
- а так же период работы с 02.10.1996 года по 30.06.2003 года в качестве заведующей Дорофейцевским ФАПом Судайской сельской администрации.
Данное решение отдела ПФР считает незаконным, необоснованным и нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное статьями 7, 39 Конституции РФ. Считает, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии она имела необходимый специальный трудовой стаж, который по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ превышал 25 лет.
Ссылаясь на ст. 187, ч.4, 5 ст. 196 Трудового кодекса РФ, ст. 69, 73, 79 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации», Постановление Пленума ВС РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 «О утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», Ефимова Н.В. просила суд признать незаконным решение Отдела ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) УПФР в г.Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20.08.2016 года по 27.09.2017 года и период работы с 02.10.1996 года по 30.06.2003 года в Судайской сельской администрации в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом; включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании Ефимова Н.В. заявленные исковые требования уточнила. От требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20.08.2016 года по 27.09.2017 года отказалась. Окончательно сформулировала требования следующим образом: просила признать решение ОПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) УПФР в г.Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом Судайской сельской администрации неправомерным, обязать ответчика включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения указанные выше периоды, а период с 02.10.1996 года по 30.06.2003 год в качестве заведующей Дорофейцевским ФАПом Судайской сельской администрации исчислить в льготном исчисления - 1 год 3 месяца за 1 год работы, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения в пенсионный фонд, а также взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей и 8500 рублей за услуги представителя по составлению искового заявления, консультацию, сбор документов и представительство в суде.
Дополнительно пояснила, что в 1993 году после окончания училища она приехала работать по направлению в Чухломскую ЦРБ. С 01.08.1993 года ее приняли на работу в должности заведующей-медсестры в Дорофейцевском ФАПе. Сразу же она была направлена на курсы повышения квалификации.
За время работы в Дорофейцевском ФАПе она оказывала медицинские услуги населению, а именно: как медсестра - проводила прием детей, делала прививки, выезжала к населению по вызовам, проводила медосмотры, принимала больных с назначениями других врачей, как заведующая- сдавала отчеты, занималась организационно-хозяйственными функциями. Работала одна, в подчинении никого не было.
В 1996 году в связи с переходом Дорофейцевского ФАПа из подчинения Чухломской ЦРБ в Судайскую сельскую администрацию, был оформлен перевод и ее должность была указана как заведующая ФАПом. Смена работодателя произошла без ее согласия и никак не повлияла на должностные обязанности и объем работ. Судайская сельская администрация выплачивала ей зарплату, обеспечивала по хозяйственной части, но все отчеты по медицинской части она сдавала в Чухломскую ЦРБ, ездила туда на конференции, брала вакцины, сдавала анализы. В указанный период она фактически исполняла те же обязанности, что и ранее, то есть осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Как медицинскому работнику на селе ей производились доплаты за стаж: 3 года- 20 %, 5 лет- 40 %, 6 лет- 60 % от оклада. Стаж ей считала Чухломская ЦРБ.
В периоды работы она неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, сертификат необходим для продолжения профессиональной деятельности. В эти периоды времени за ней сохранялось место работы, выплачивался средний заработок. При этом из заработка производились соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ.
При изложенных обстоятельствах считает, что все спорные периоды должны быть включены в специальный стаж.
Представитель истца адвокат Смирнова О.А., поддержала уточненные исковые требования Ефимовой Н.В. по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - ведущий специалист-эксперт Клиентской службы (на правах отдела) в Чухломском районе ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное), действующая по доверенности, Яковлева В.Б. уточненные исковые требования Ефимовой Н.В не признала,считая, что права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у нее не имеется из-за отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, учитываемый для досрочного назначения пенсии, засчитываются периоды работы в учреждениях, указанных в Списках.
При оценке периодов стажа до 01.11.1999 года применяется Список, утвержденный постановлением правительства от 06.09.1991 года № 464, а к периодам по 31.12.2001 года - Список, утвержденный постановлением правительства 22.09.1999 года № 1066.
Соответственно Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781 применяются ко всем периодам работы.
Период работы истца с 02.10.1996 года по 30.06.2003 год в должности заведующей ФАП Судайской сельской администрации не был засчитан в специальный стаж, поскольку такая организация, как сельская администрация, к учреждениям здравоохранения не относится, а должность заведующей ФАП Списками не предусмотрена.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не могут быть включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный страховой стаж включаются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации названным Постановлением не предусмотрены.
Решение об отказе в назначении Ефимовой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости считает законным и обоснованным. На момент обращения Ефимовой Н.В. в Пенсионный фонд ее стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составил 17 лет 3 месяца 14 дней при требуемом стаже 25 лет, поэтому права на досрочную пенсию она не имеет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее Список N 781) - не ограниченный во временном действии и применяемый ко всем периодам работы.
Список № 781 применяется и при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Ефимова Н.В. обратилась в Отдел ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 20 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Комиссия ГУ - Управления ПФ РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, рассмотрев заявление Ефимовой Н.В. рекомендовала отказать последней в назначении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет (протокол заседания № от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением отдела ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) УПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 ФЗ «О страховых пенсиях» истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (25 лет).
При этом в специальный стаж Ефимовой Н.В. не были включены:
- периоды курсов повышения квалификации с 26 апреля по 21 мая 2004 года, с 22 по 26 июня 2009 года, с 21 по 25 сентября 2009 года, с 19 по 23 октября 2009 года, с 9 по 13 ноября 2009 года, с 30 ноября по 04 декабря 2009 года, с 19 по 23 сентября 2011 года, с 29 августа по 2 сентября 2011 года, с 10 по 14 октября 2011 года, с 2 по 7 июня 2014 года, 22 мая 2015 года, с 26 по 28 июня 2017 года, с 30 октября по 2 ноября 2017 года, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком выполняемая в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные», включение других периодов в специальный стаж указанным Постановлением не предусмотрено,
- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20 августа 2016 года по 27 сентября 2017 года, от 1,5 до 3 лет с 28.09.2017 года по 06.11.2017 года, поскольку согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности засчитываются периоды ухода за ребенком одного из родителей до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
-период работы в Судайской сельской администрации заведующей Дорофейцевским ФАПом с 02 октября 1996 года по 30 июня 2003 года, поскольку согласно Спискам и Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002 года №781 сельская администрация не относится к учреждениям здравоохранения и должность заведующей Списками не предусмотрена.
В то же время государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) пришло к выводу, что Ефимовой Н.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, могут быть засчитаны периоды работы в Чухломской ЦРБ:
- с 01.08.1993 года по 30.09.1996 года в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом - медицинская сестра,
- с 01.07.2003 года по 08.07.2011 года в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом - фельдшер,
- с 08.07.2011 года по 07.11.2017 года в должности медицинской сестры врача общей практики Введенской амбулатории с занятием штатной должности,
- с 07.11.2017 года по настоящее время в должности медицинской сестры Введенской амбулатории.
С выводом ГУ -Управление ПФР в г. Галич Костромской области (межрайонное) об исключении из специального стажа истца Ефимовой Н.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд согласиться не может.
Как следует из ч.4 и ч.5 ст.196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель создает необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставляет гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, в том числе для медицинских работников, что было предусмотрено ст. 54 и ст. 64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а в настоящее время ст. 69 и ст. 79 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где указано, что медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Согласно ст.73 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации является обязанностью работника.
В силу специальных нормативных актов (Федеральные законы от 08.08.2001 года № 128-ФЗ и от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 года № 30 и от 16.04.2012 года № 291) для работников юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, обязательным условием выполнения работы является повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
Из ст.187 ТК РФ усматривается, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, как считает суд, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные периоды законодателем приравниваются к выполнению служебных обязанностей.
Из трудовой книжки Ефимовой Н.В. следует, что с 01.07.2003 года в порядке служебного перевода по соглашению сторон она была оформлена заведующей Дорофейцевским ФАПом - медсестрой (филиал №4 МУЗ Чухломская ЦРБ).
С 08.07.2011 года переведена на должность медсестры врача общей практики (семейного врача) Введенской амбулатории, где и работает по настоящее время (л.д. 12-14).
Справкой ОГБУЗ «Чухломская центральная районная больница» от 28.03.2018 года №220, утоняющей занятость в соответствующих должностях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подтверждается, что Ефимова Н.В. занимала штатную должность в Чухломской ЦРБ :
с 01.07.2003 года по 08.07.2011 года в качестве заведующей Дорофейцевским ФАПом - фельдшера на основании приказа №142 от 01.07.2003 года,
с 08.07.2011 года по 07.11.2017 года в должности медицинской сестры врача общей практики Введенской амбулатории на основании приказа №113 от 08.07.2011 года,
с 07.11.2017 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры Введенской амбулатории (приказ 302-к1 от 07.11.2017 года).
В указанные периоды работы по распоряжению работодателя Ефимова Н.В. направлялась на курсы повышения квалификации:
с 26 апреля по 21 мая 2004 года (приказ №49 от 16.04.2004 г.),
с 22 по 26 июня 2009 года (приказ №118 от 16.06.2009 г.),
с 21 по 25 сентября 2009 года (приказ №211 от 15.09.2009 г.),
с 19 по 23 октября 2009 года (приказ №234 от 14.10.2009 г.),
с 9 по 13 ноября 2009 года (приказ №244 от 02.11.2009 г.),
с 30 ноября по 04 декабря 2009 года (приказ №257 от 24.11.2009 г.),
с 19 по 23 сентября 2011 года (приказ №161 от 19.09.2011 г.),
с 29 августа по 2 сентября 2011 года (приказ №140 от 22.08.2011 г.),
с 10 по 14 октября 2011 года (приказ №170 от 28.09.2011 г.),
с 2 по 7 июня 2014 года (приказ №101 от 26.05.2014 г.),
22 мая 2015 года (приказ №92 от 19.05.2015 г.),
с 26 по 28 июня 2017 года (приказ №152 от 09.06.2017 г.),
с 30 октября по 2 ноября 2017 года (приказ №290 от 24.10.2017 г.).
Основание выдачи справки: книга приказов Чухломской ЦРБ за 1993 - 1996 г.г., 2003-2018 года.
В период нахождения на курсах повышения квалификации за Ефимовой Н.В. сохранялись место работы (должности) и средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд), что не оспаривалось ответчиком.
Таким образом, периоды нахождения Ефимовой Н.В. на курсах повышения квалификации в указанные периоды (всего 2 месяца 20 дней) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периодов работы в Судайской сельской администрации в качестве заведующей Дорофейцевским ФАПом с 02.10.1996 года по 30.06.2003 года, также оснований не лишены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В Списке среди прочих указан заведующий фельдшерско-акушерским пунктом- акушерка (фельдшер, медицинская сестра), а из учреждений- фельдшерско-акушерский пункт.
В соответствии с пунктом 3 указанных выше Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
В судебном заседании установлено, что 01.08.1993 года истец была принята в Чухломскую ЦРБ на должность заведующей Дорофейцевским ФАПом - медсестрой в соответствии с приказом №10 от 08.07.1993 года.
В 1996 году Дорофейцевский ФАП был передан в введение Судайской сельской администрации.
01.10.1996 года Ефимова Н.В. была уволена с работы в связи с переводом в Дорофейцевский ФАП Судайской сельской администрации и 02.10.1996 года принята туда на работу в должности заведующей.
Функциональные обязанности Ефимовой Н.В. после перевода не изменились, она как занималась лечебной деятельностью, так и продолжала ею заниматься до 30.06.2003 года.
С 01.07.2003 года в порядке служебного перевода Ефимова Н.В. была принята в Чухломскую ЦРБ заведующей Дорофейцевским ФАПом - медседстрой.
Как следует из трудовой книжки Ефимовой Н.В. по состоянию на 08.07.1993 года она имела среднее специальное образование по специальности «медсестра», что также подтверждается копией диплома об окончании Бармичевой Н.В. Нерехтского медицинского училища от 29.06.1993 года по специальности «сестринское дело».
В связи с вступлением в брак 20.08.1993 года Бармичева Н.В. сменила фамилию на Бойкова, что подтверждается справкой о заключении брака №17 от 13.06.2018 года, выданной отделом ЗАГС по Чухломскому муниципальному району ЗАГС Костромской области РФ.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО. и Бойковой Н.В. расторгнут (свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии I-ГО №) и в связи с вступлением в брак ДД.ММ.ГГГГ фамилия истца изменилась на Ефимову, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии I-ГО №.
В архивной справке администрации Чухломского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что в архивном фонде Судайской сельской администрации Чухломского района в расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы рабочим и служащим значится Бойкова Н.В. (после замужества Ефимова) и имеются следующие записи:
- с октября 1996 года по январь 1998 года, с декабря 1998 года по январь 1999 года, с июня 1999 года по декабрь 2002 года должность указана - зав. Дорофейцевским м/пунктом,
- с февраля по ноябрь 1998 года, с февраля по май 1999 года, с январь по июль 2003 года - зав. Дорофейцевским ФАП.
Суд приходит к выводу, что по причинам, не зависящим от Ефимовой Н.В., в трудовую книжку не была внесена соответствующая запись о ее работе в должности заведующей ФАПом-медсестры, и настоящее время она не может представить документы, подтверждающие, что она фактически в спорный период времени работала заведующей в Дорофейцевским ФАПе, одновременно исполняя обязанности медсестры.
Неправильная (неточная) запись о работе истца в кадровых приказах и трудовой книжке не должна ущемлять право Ефимовой Н.В. на включение спорных периодов работы в специальный стаж.
Доводы ответчика о том, что Судайская сельская администрация не относится к учреждениям, указанным в Списке, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно справке администрации Чухломского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №-Т, в отделе по делам архивов в архивных фондах Чухломской ЦРБ, Судайской райбольницы, Судайской сельской администрации, администрации Чухломского района за 1996 год Положения о Дорофейцевском фельдшерско-акушерском пункте (ФАПе) не обнаружено.
Сведений о приеме на работу Ефимовой (Бойковой) Н.В. на должность заведующей Дорофейцевским ФАПом в документах архивного фонда Судайской сельской администрации Чухломского района (постановлениях и распоряжениях главы сельской администрации) не обнаружено (справка администрации Чухломского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно справки ОГБУЗ Чухломской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ № Положение «О Дорофейцевском ФАПе» в архиве отсутствует.
В связи с тем, что документы, подтверждающие статус и положение Дорофейцевского ФАП не сохранились, при разрешении данного спора, суд приходит к выводу о необходимости руководствоваться приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 № 566 «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны», утратившим силу с 21.03.2003, которым были утверждены Положения о фельдшерско-акушерском пункте и заведующем фельдшерско-акушерским пунктом.
Положением о ФАП предусмотрено, что фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке, фельдшерско-акушерский пункт находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся, руководство деятельностью ФАП осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинен. Персонал фельдшерско-акушерского пункта руководствуется в своей работе действующим законодательством, настоящим Положением, приказами, инструкциями, методическими и другими указаниями органов здравоохранения.
На ФАП возлагались проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, снижение смертности, в том числе детском и материнской, повышение санитарно-гигиенической культуры населения, оказание населению доврачебной медицинской помощи, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.
В соответствие с Положением о заведующем ФАП заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП, ведет амбулаторный прием на ФАПе, ведет больных на дому, оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, сопровождая больного в необходимых случаях лично, выполняет врачебные назначения, проводит профилактические прививки, обеспечивает медицинскую помощь детям в детских яслях, садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП.
Утверждение и освобождение заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера производится сельским Советом депутатов по согласованию с соответствующим органом здравоохранения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку в соответствии с действующим в спорные периоды законодательством создание фельдшерско-акушерских пунктов происходило на основании типового положения об организациях данного вида, указанное положение применялось и при создании Дорофейцевского ФАП.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на протяжении всего спорного периода времени основной целью деятельности Дорофейцевского ФАПа являлось осуществление лечебной деятельности в сельском населенном пункте, об этом же свидетельствует и характер трудовых функций, возложенных в указанный период на истицу.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства в качестве свидетеля Свидетель пояснила, что с 1983 года по 2006 год она работала в Чухломской ЦРБ фельдшером организационно-методического кабинета. В Чухломском районе было всего 32 фельдшера. Все они по своей работе были подчинены Чухломской ЦРБ. По роду своей деятельности она контролировала работу фельдшеров, ездила совместно с главным врачом по ФАПам с проверками, принимала их отчеты и дневники, вызывала на учебу, проводила ежемесячные фельдшерские конференции. Вся лечебно-профилактическая работа заведующих ФАПов была подчинена Чухломской ЦРБ. В 1996 году в ведение сельских администраций было передано только материально-техническое обеспечение ФАПов, а лечебно-профилактическая работа так и осталась подчинена больнице. Ефимова Н.В., как и все другие фельдшеры, получала медикаменты и медицинское оборудование через больницу. Как заведующая ФАП -медсестра Ефимова Г.В. занималась лечебной деятельностью (консультации, патронаж), организовывала медицинские осмотры в детских садах и школах, по назначениям врачей оказывала медицинскую помощь. В случае отзыва на курсы повышения квалификации издавался приказ главного врача, в отпуск она уходила так же по приказу, издаваемому главврачом больницы на основании заявления. Во время отпуска ее никто не заменял, в ФАПе она работала одна.
Показаниям свидетеля Свидетель суд доверяет, поскольку она являлась работником Чухломской ЦРБ, ее показания последовательны и не противоречат материалам дела, основания не доверять ее показаниям у суда отсутствуют. Кроме того, она хорошо знает истца по совместной работе, и в исходе дела никак не заинтересована.
В соответствии с пунктом 17 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Абзац 2 пункта 18 вышеуказанного постановления устанавливает, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Как следует из абз.3 п.19 данного Пленума, что согласуется с позицией Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года в Постановлении № 2-П, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Согласно п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с п.1 названного Списка, утверждённого Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.
Пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 устанавливал правила исчисления сроков выслуги, в силу которых: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считался за один год и 3 месяца.
При этом в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
При изложенных обстоятельствах, с учётом того, что в интересах Ефимовой Н.В, претендующей на установление досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, суд считает необходимым включить истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности заведующей Дорофейцевским ФАП Судайской сельской администрации с 02.10.1996 г. по 30.06.2003 года.
В связи с тем, что Дорофецевский ФАП, в котором Ефимова Н.В. работала в указанный период, находился в сельской местности (основание: общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК-019-095 по Костромской области), то период работы с 02.10.1996 года по 31.10.1999 года подлежит зачислению в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Стаж, который следует исчислить истцу в льготном порядке, составил 3 года 1 месяц (с 02.10.1996 года по 31.10.1999 года включительно). Соответственно, в кратном исчислении он составит 3 года 10 месяцев. Период работы без льготного исчисления с 01.11.1999 года по 30.06.2003 года составляет 3 года 8 месяцев, которые так же, по мнению суда, должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, период работы истца в Дорофейцевском ФАП Судайской сельской администрации с 02.10.1996 года по 30.06.2003 года (всего 7 лет 6 месяцев), подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специальный стаж истца для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 25 лет.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у Ефимовой Н.В. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.30 п.1 ст.20 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку стаж её работы в учреждениях здравоохранения, засчитанный ответчиком (17 лет 3 месяца 14 дней), с учётом спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации (2 месяца 20 дней), период работы в должности заведующей Дорофейцевским ФАП (3 года 8 месяцев) и льготного исчисления стажа за период с 02.10.1996 года по 31.10.1999 года (3 года 10 месяцев), составляет более 25 лет.
С учетом этого, суд считает необходимым признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности с момента обращения к ответчику 28.03.2018 года.
В связи с этим, решение отдела ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) УПФ РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) от 06.04.2018 года в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является не законным и не обоснованным.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (ст.94 ГПК РФ).
В силу положений ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.
Как усматривается из ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Указанная статья не ограничивает виды подлежащих возмещению расходов, понесённых в связи с участием представителя в судебном заседании, возмещаются также расходы, связанные с подготовкой процессуальных документов.
Как следует из дела, представитель Ефимовой Н.В. - адвокат Смирнова О.А. подготовила исковое заявление в суд, заявление об уточнении исковых требований, приняла участие в судебном заседании 20 и 21 июня 2018 года.
Истец заплатил адвокату <данные изъяты> по квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ за составление искового заявления, консультации, сбор документов и представительство в суде.
Однако, с учётом сложности гражданского дела, количества проведенных по делу судебных заседаний с участием представителя адвоката Смирновой О.А., суд считает необходимым взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) в пользу Ефимовой Н.В. расходы, понесённые на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>, то есть в том размере, который в данном случае является разумным и обоснованным.
На основании ст.ст. 8, 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 12,198,187,196 ТК РФ, руководствуясь ст.ст.12,88,94,98,100,198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Ефимовой Н.В. удовлетворить.
1. Решение отдела ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части не включения Ефимовой Н.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов:
нахождения на курсах повышения квалификации:
с 26 апреля по 21 мая 2004 года,
с 22 по 26 июня 2009 года,
с 21 по 25 сентября 2009 года,
с 19 по 23 октября 2009 года,
с 9 по 13 ноября 2009 года,
с 30 ноября по 04 декабря 2009 года,
с 19 по 23 сентября 2011 года,
с 29 августа по 2 сентября 2011 года,
с 10 по 14 октября 2011 года,
с 2 по 7 июня 2014 года,
22 мая 2015 года,
с 26 по 28 июня 2017 года,
с 30 октября по 2 ноября 2017 года,
работы в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом Судайской сельской администрации с 02.10.1996 года по 30.06.2003 года,
а также в части отказа Ефимовой Н.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости - признать неправомерным.
2. Включить Ефимовой Н.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности заведующей Дорофейцевским ФАПом Судайской сельской администрации, указанные в п.1 резолютивной части решения.
3. Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) назначить Ефимовой Н.В. досрочную страховую пенсию по старости по основаниям пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
4. Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) в пользу Ефимовой Н.В. расходы, понесённые на оплату услуг представителя, в сумме <данные изъяты> и расходы, понесённые на оплату государственной пошлины, в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Юхман Л.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2018 года.