Дело № 2а-227/2024
Уникальный идентификатор дела 89RS0009-01-2024-000280-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2024 года с.Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Аликиной Н.А.,
при секретаре Патраваеве Н.А.,
с участием административного истца прокурора Красноселькупского района Ишимова О.Г.,
представителя административного ответчика И., действующего по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Красноселькупского района об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и охране окружающей среды, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноселькупского района ЯНАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Красноселькупского района об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и охране окружающей среды, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование доводов иска указал, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, в деятельности администрации Красноселькупского района выявлены нарушения закона и зафиксированы следующие несанкционированные свалки отходов (бытовые и промышленные отходы):
1) с географическими координатами N 65.709591, E 82.467860 (более 1000 квадратных метров) около металлических бочек параллельно улице Мамонова, свалка состоит из древесных отходов, отработанной минеральной ваты, кусков железа, пенопласта, обломков бетона, отработанных аккумуляторов свинцовых, отработанных пальчиковых батареек, кусков ветоши, полиэтилена и пластика;
2) с географическими координатами N 65.709575, Е 82.466885 (более 300 квадратных метров) между магазином «Весна» и гаражами параллельно переулку Северному, свалка состоит из древесных отходов, отработанной минеральной ваты, кусков железа, пенопласта, обломков бетона, кусков ветоши, полиэтилена, сломанной стиральной машины, бочек из нефтепродуктов, старых ведер, стеклянных банок и бутылок, шести отработанных резиновых колес от грузовых автомобилей.
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории муниципального округа, администрация Красноселькупского района в силу законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию. Указывает, что эффективные меры к организации уборки несанкционированных свалок до настоящего времени не приняты, при этом отсутствие бюджетных средств не является основанием для освобождения от исполнения требований закона. Наличие несанкционированных свалок отходов, приводит к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 06.09.2024 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Административный истец - прокурор Красноселькупского района в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика И., действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения закона.
В ходе указанной проверки установлено, что в границах территории Красноселькупского района зафиксировано наличие 2 несанкционированных свалок отходов (бытовые и промышленные отходы):
1) с географическими координатами N 65.709591, E 82.467860 (более 1000 квадратных метров) около металлических бочек параллельно улице Мамонова, свалка состоит из древесных отходов, отработанной минеральной ваты, кусков железа, пенопласта, обломков бетона, отработанных аккумуляторов свинцовых, отработанных пальчиковых батареек, кусков ветоши, полиэтилена и пластика;
2) с географическими координатами N 65.709575, Е 82.466885 (более 300 квадратных метров) между магазином «Весна» и гаражами параллельно переулку Северному, свалка состоит из древесных отходов, отработанной минеральной ваты, кусков железа, пенопласта, обломков бетона, кусков ветоши, полиэтилена, сломанной стиральной машины, бочек из нефтепродуктов, старых ведер, стеклянных банок и бутылок, шести отработанных резиновых колес от грузовых автомобилей.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 17 раздела II Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку прокурором заявлены требования о ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, право собственности, на которые не разграничено, то обязанность по организации устранения указанных несанкционированных свалок лежит на администрации Красноселькупского района, обладающей организационно-распорядительными возможностями для ликвидации свалок и обязанной организовать выполнение данных природоохранных мероприятий.
Заявленный истцом срок для исполнения решения суда суд признает разумным и справедливым. Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает. Каких-либо доказательств наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, ответчиком суду не представлено.
На основании изложенного, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию Красноселькупского района обязанность в течении 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах с. Красноселькуп в точках с географическими координатами:
№ 65.709591, Е 82.467860 (более 1000 квадратных метров) около металлических бочек параллельно улице Мамонова;
№ 65.709575, Е.82.466885 (более 300 квадратных метров) между магазином «Весна» и гаражами параллельно переулку Северному.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Красноселькупский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.А.Аликина
Решение в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2024 года.
Копия верна, судья -