Судья Гордеева Ж.А. № 33-10951/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 ноября 2020 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей: Грымзиной Е.В., Колгановой Е.В.,
с участием прокурора Романенко Ф.С.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-725/2020 по иску Феника М.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционным жалобам Феника М.Е. в лице представителя С.С., Министерства обороны Российской Федерации
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 3 августа 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Феника М.Е. к Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного гибелью брата, - удовлетворить частично;
взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Феника М.Е. компенсацию морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек;
отказать в удовлетворении остальной части иска о компенсации морального вреда в сумме 400 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения Феника М.Е. и его представителя С.С.., поддержавших доводы своей жалобы и возражавших против удовлетворения жалобы Министерства обороны Российской Федерации, прокурора Романенко Ф.С, полагавшую требования Феника М.Е. подлежащими частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Феник М.Е. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, причиненного гибелью брата.
В обоснование исковых требований указал, что является братом военнослужащего гвардии ефрейтора Ф.А.., проходившего военную службу по контракту в составе войсковой части 74507 и погибшего 25 августа 2015 года при исполнении обязанностей военной службы в результате избиения сослуживцами, являясь в отношении него начальниками по воинскому званию.
В связи с потерей близкого человека он испытывает глубокие переживания.
Просил суд взыскать с Министерства обороны Российской Федерации, как с главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств войсковой части, компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Красноармейским районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Феник М.Е. в лице представителя С.С.., Министерство обороны Российской Федерации оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения, Феник М.Е. просит об изменении решения суда и увеличении суммы компенсации морального вреда, Министерство обороны РФ просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе Фенику М.Е. в иске. В обоснование жалоб указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
В силу пункта 4 части 4 указанной выше нормы права основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебная коллегия находит, что требования указанных норм закона судом первой инстанции выполнены не были.
Согласно подпунктам 1,2 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом Управления Вооруженными Силами РФ.
Действующим законодательством, регулирующим порядок и основания взыскания компенсации морального вреда с государственных органов Российской Федерации, согласно которым в соответствии с требованиями ст. 1071 ГК РФ, материальный и моральный вред, подлежащий возмещению лицу с государственных органов Российской Федерации, осуществляется за счет казны Российской Федерации и взыскание должно производится через Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам финансирования расходов на оборону и может представлять интересы только в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению.
В силу положений ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, взыскание компенсации морального вреда производится за счет казны РФ, где Министерство финансов РФ выступает финансово-исполнительным органом. Следовательно, именно Министерство финансов Российской Федерации должно выступать от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц, к которым относится Министерство обороны РФ, как государственный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Вместе с тем суд первой инстанции указанное обстоятельство не учел, Министерство финансов РФ к участию в деле привлечено не было.
Допущенное судом первой инстанции нарушение норм процессуального права является существенным, поскольку Министерство финансов РФ было лишено возможности реализовать свои процессуальные права в судебном заседании.
В этой связи, суд апелляционной инстанции 28 октября 2020 года перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с привлечением в качестве соответчика по делу Министерство финансов РФ.
Указанное обстоятельство является безусловным основанием для отмены решения суда.
Разрешая заявленные Феником М.Е. исковые требования, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Ф.А.. проходил военную службу по контракту в составе войсковой части 74507 в должности <.......> отделения управления парашютно-десантной роты парашютно-десантного батальона. 25 августа 2015 года Ф.А. умер в результате причинения тяжкого вреда здоровью, от которого наступила смерть.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 74507 от 9 сентября 2015 года № 234, ефрейтор Ф.А.., умерший 25 августа 2015 года, исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 26 августа 2015 года в связи со смертью. Смерть наступила в период нахождения на 244 общевойсковом полигоне н.п. Прудбой Волгоградской области и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Вступившими в законную силу приговорами Волгоградского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2015 года и от 15 декабря 2015 года, в совершении преступления в отношении Ф.А.. были признаны виновными И.И..и Б.Д.., осужденные по пп. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ и п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ соответственно.
Указанными судебными актами установлено, что 19 августа 2015 года, около 0 час. 30 мин., И.И. (проходящий военную службы по контракту) и Б.Д. (врио старшины парашютно-десантной службы), являясь начальниками по воинскому званию по отношению к Ф.А.., будучи недовольными отношением последнего к выполнению служебных обязанностей, с целью наказания, в нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими, в присутствии других военнослужащих, нанесли Ф.А.. удары (И.И.. – кулаком в лицо, Б.Д. – не менее пяти ударов кулаками по голове и верхним конечностям), в результате чего Ф.А.. упал и в момент падения ударился головой о железобетонную шпалу, получив тупую травму головы в виде ушиба головного мозга с кровоизлияниями в вещество и под твердую мозговую оболочку правого полушария, кровоизлияния в мягкие ткани левой половины теменной области, осложнившуюся дислокацией и отеком головного мозга, очаговым разрушением правого полушария головного мозга, сопровождавшуюся мозговой комой тяжелой степени, то есть тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, от которой 25 августа 2015 года наступила смерть.
Истец Феник М.Е. является родным братом Ф.А.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Аналогичные требования к обеспечению сохранения жизни и здоровья военнослужащих закреплены и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495. Так, в частности, в соответствии с требованиями статей 78, 81, 101, 144, 152, 320 этого Устава командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; деятельность должностных лиц воинских частей должна быть направлена на изучение настроения и морально-психологического состояния военнослужащих, реализацию мер по поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах, обеспечение безопасных условий службы военнослужащих, предупреждение гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий) военнослужащих.
Статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет общие основания ответственности за причинение вреда. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из приведенных законоположений следует, что по общему правилу необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности за причинение вреда являются: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 октября 2010 года № 18-П, нормы статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормами статей 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации означают, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случаях установления вины государственных органов и их должностных лиц в причинении данного вреда. Следовательно, статья 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих и членов их семей меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена. В данной статье реализуется конституционный принцип равенства, поскольку все военнослужащие (и члены их семей) имеют равную с другими гражданами возможность использования гражданско-правовых механизмов возмещения вреда с соблюдением принципов и условий такого возмещения.
При этом гражданское законодательство предусматривает презумпцию вины причинителя вреда: лицо, причинившее вред, освобождается от обязанности его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснил, что предусмотренная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия своей вины должен представить сам ответчик.
Компенсация морального вреда, о взыскании которой в связи со смертью брата при исполнении им обязанностей военной службы заявлено Феником М.Е., является одним из видов гражданско-правовой ответственности.
Пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 года № 6), суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (абзац второй пункта 8 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10).
Материалами дела подтверждено, что должностными лицами войсковой части 74507 были совершены противоправные действии (бездействия), выразившиеся в нарушении статей Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, в неисполнении ими должностных обязанностей по контролю за обеспечением надлежащих условий прохождения военной службы, по охране жизни и здоровья военнослужащих, по предупреждению гибели военнослужащего Ф.А.., в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями должностных лиц войсковой части 74507 и наступившими последствиями в виде смерти Ф.А.
С учетом того, что должностные лица войсковой части 74507 были привлечены к уголовной ответственности за названное выше преступление, следовательно, действиями указанных лиц родному брату Ф.А.. – Фенику М.Е. причинен моральный вред вследствие его смерти.
Указанные обстоятельства ответчиками не опровергнуты.
Таким образом, противоправное виновное поведение должностных лиц войсковой части, выразившееся в нарушении предписаний законов и нормативных актов, регламентирующих порядок несения военной службы (в частности, Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), в несоблюдении требований должностных инструкций и неисполнении служебных обязанностей, совершении ими уголовно наказуемого деяния, влечет в данном конкретном случае гражданско-правовую ответственность Министерства обороны Российской Федерации в виде возложения обязанности по компенсации морального вреда лицу, которому такой вред причинен, - родному брату погибшего военнослужащего, размер которого судебная коллегия определяет к взысканию с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Феника М.Е. денежной компенсации морального вреда – 200 000 рублей.
Доводы Министерства обороны РФ со ссылкой на положения Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», в частности о том, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации, а так же страховое возмещение, не исключают гражданско-правовую ответственность Министерства обороны Российской Федерации в виде возложения обязанности по компенсации морального вреда лицу, которому такой вред причинен, - брату погибшего военнослужащего ввиду характера спорных правоотношений.
Не состоятельны и возражения ответчика о том, что в данном случае ответственность должна возлагаться на непосредственно лиц, причинивших такой вред, а именно на осужденных И.И.. и Б.Д. Смерть военнослужащего Ф.А. связана с исполнением обязанностей военной службы, что признано самим ответчиком и о чем было сообщено родственникам умершего Ф.А.. в извещении № 2/245 от 18 декабря 2015 года, следовательно, ответственность в виде компенсации морального вреда в данном случае должны нести ответчики.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 3 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Феника М.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Феника М.Е. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.
В остальной части исковых требований Феника М.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий:
Судьи: