Дело № 2 – 213/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2016 г. г. Приволжск
Приволжский районный суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Цветковой Л.Р.
при секретаре Шеламовой И.Н.
с участием истца Соловьевой Т.П.
представителя ответчика ФИО8
представителей третьего лица ФИО9, ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 апреля 2016 г. гражданское дело по иску Соловьевой Т.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском муниципальном районе Ивановской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
У С Т А Н О В И Л :
Соловьева Т.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приволжском муниципальном районе Ивановской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование иска истец пояснила, что она более тридцати лет занималась медицинской деятельностью, в связи с чем имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении такой пенсии. В удовлетворении заявления ответчик ей отказал в связи с отсутствием специального стажа 30 лет при наличии 26 лет 8 месяцев 14 дней. Ответчик отказался включить ей в стаж работы по специальности периоды работы, когда она находилась на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. в это время она работала фельдшером и медицинской сестрой <данные изъяты>. На курсы повышения квалификации она направлялась приказом работодателя, она не могла не подчиниться приказу, т.е. находясь на курсах, она также исполняла обязанности фельдшера и медицинской сестры. Прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет является обязательным условием её профессиональной пригодности. В случае отсутствия сертификата, подтверждающего прохождение курсов повышения квалификации, она может быть уволена с работы, поэтому исключение этого периода из стажа работы по специальности является необоснованным. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпуске по беременности и родам, на этот период времени ей выдавался листок временной нетрудоспособности. В указанный период времени она работала в должности акушерки <данные изъяты>. Этот стаж должен быть зачислен в ее специальный стаж не в календарном порядке, как сделал ответчик, а год работы как 1 год и шесть месяцев. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпусках по уходу за ребеном до достижения ими возраста 1,5 лет. Первый из этих периодов включен в ее специальный стаж в календарном порядке, ответчик необоснованно не применил льготного порядка исчисления стажа как акушерке хирургического профиля стационара. Второй период ответчик необоснованно исключил из специального стажа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет начался с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГг., заявление на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска после окончания отпуска по беременности и родам она не писала. Приказ о предоставлении ей отпуска не соответствует закону, поэтому период также подлежит включению в ее специальный стаж с применением льготного порядка исчисления специального стажа. Она просит признать решение ответчика об отказе в назначении ей пенсии незаконным, включить перечисленные периоды работы, в течение которых она находилась на курсах повышения квалификации, не могла работать в связи с нетрудоспособностью, находилась в отпусках по уходу за детьми в её специальный стаж, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГг.
Представитель ответчика ФИО8 исковые требования не признала, пояснив, что во время нахождения на курсах повышения квалификации истец не выполняла обязанностей врача на условиях выполнения этой работы в течение полного рабочего дня. Она не работала, а училась, поэтому эти периоды времени ей не включены в специальный стаж. В специальный стаж включаются только периоды работы в течение полного рабочего дня, включение в специальный стаж периодов учебы законом не предусмотрено. В период отпуска по беременности и родам истцу выдавался листок нетрудоспособности, и этот период включен в ее трудовой стаж в календарном порядке, для льготного исчисления трудового стажа в указанный период основания отсутствуют, поскольку истец в этот период не работала в отделении хирургического профиля стационара. Аналогичным образом ответчик поступил с периодом отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с действующим законодательством периоды отпуска по уходу за ребенком не включаются в стаж работы, дающий право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, поэтому период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключен из специального стажа истца. Специальный стаж истцу определен в соответствии с требованиями закона, его недостаточно для назначения пенсии, поэтому ответчик просит Соловьевой Т.П. в иске отказать.
Представители третьих лиц оставили принятие решения по настоящему гражданскому делу на усмотрение суда и пояснили, что в <данные изъяты> году в <данные изъяты> ЦРБ ежегодные оплачиваемые отпуска предоставлялись только на основании заявления работников. После окончания отпуска по беременности и родам Соловьева Т.П. написала заявление о предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ При предоставлении справки в пенсионный фонд приволжская ЦРБ допустила ошибку в указании продолжительности отпуска по уходу за ребенком, согласно данным расчетно-платежных ведомостей в <данные изъяты> года у нее было 19 рабочих дней отпуска по беременности и родам. 19 рабочих дней в <данные изъяты> года заканчиваются ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данным расчетно-платежных документов в <данные изъяты> ей оплатили 19 рабочих дней отпуска по беременности и родам, 8 дней ежегодного оплачиваемого отпуска и 16 дней ежегодного оплачиваемого отпуска в <данные изъяты> года, также ошибочно начислено и оплачено несколько дней в <данные изъяты> года отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Однако согласно книге приказов заявление о предоставлении отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет Соловьева Т.П. написала только ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГг. При этом в книге приказов допущена ошибка в отчестве Соловьевой Т.П. Отпуск согласно приказу предоставлялся ФИО2. Согласно списочному составу учреждения в этот период в учреждении работала только Соловьева Т.П..
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (л.д. 6), справки работодателя (л.д. 10) Соловьева Т.П. находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанные периоды времени она работала фельдшера и медицинской сестрой в <данные изъяты>
Прохождение курсов повышения квалификации не реже одного раза в пять лет является обязательным условием профессиональной пригодности истца.
В соответствии со статьёй 69 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, повышение квалификации медицинского работника не реже одного раза в пять лет является не правом, а обязанностью медицинского работника, от которой зависит профессиональная пригодность специалиста и возможность в дальнейшем осуществлять свою трудовую деятельность.
Прохождение курсов повышения квалификации непосредственно по медицинской специальности подтверждается материалами дела: справкой работодателя с указанием приказов о направлении работника на курсы повышения квалификации (л.д. 10), удостоверениями и свидетельствами, подтверждающими прохождение истцом курсов повышения квалификации по сестринскому делу и физиотерапии (л.д. 14-19).
На курсы повышения квалификации истец направлялась приказами работодателя. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата по основному месту работы. Находясь на курсах повышения квалификации, истец выполняла приказ своего работодателя, то есть свои трудовые обязанности фельдшера и медицинской сестры. Следовательно, эти периоды времени нельзя считать отвлечением от работы, они должны включаться в стаж в общем порядке.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам, на период которого выдавался листок временной нетрудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Согласно записям в трудовой книжке (л.д. 7-8), справки работодателя истец в эти периоды времени работала акушеркой в <данные изъяты>, т.е. в отделении хирургического профиля стационара. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в течение года в качестве акушерки отделения хирургического профиля стационара (в состав которых входит родильное отделение) засчитывается в трудовой стаж как 1 год и шесть месяцев.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. При этом законодатель не устанавливает каких-либо особенностей для исчисления стажа в указанные периоды. Следовательно, стаж в эти периоды должен исчисляться в льготном порядке год работы за 1 год и шесть месяцев.
В соответствии со статьей 167 Кодекса Законов о труде РСФСР в редакции от 20 декабря 1983 года кроме отпусков по беременности, родам и уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. За время отпуска сохраняется место работы (должность). Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Причем закон также не содержит особенностей исчисления специального стажа в указанный период, поэтому применение к этому периоды исчисления стажа отличного от исчисления стажа периодов работы по соответствующей должности является необоснованным. Требования истца о зачислении указанных периодов в стаж работы с применением льготного порядка исчисления стажа год работы за 1 год и шесть месяцев является обоснованным.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, что подтверждается исследованными в судебном заседании документами, приказами, справками работодателя, данными расчетно-платежных документов. Истец просит считать приказ о предоставлении ей отпуска незаконным и считать, что отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет у нее начался с ДД.ММ.ГГГГ в период действия статьи 167 Кодекса Законов о труде РСФСР от 20 декабря 1983 года и включить указанный период в стаж ее работы с применением льготного порядка исчисления трудового стажа.
Предоставление после окончания отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ ежегодного оплачиваемого отпуска подтверждается приказом работодателя, данными расчетно-платежных документов о начислении оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска за указанный период. Кроме того, право женщины на присоединение к отпуску по беременности и родам ежегодного оплачиваемого отпуска гарантировалось статьей 166 Кодекса законов о труде РСФСР.
В соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации в редакции от 25 сентября 1992 года по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Желание женщины на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет должно быть выражено в заявлении. Согласно исследованным в судебном заседании документам такое заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Соловьева Т.П. написала только ДД.ММ.ГГГГ и такой отпуск она просила предоставить с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в законную силу Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года №3543-1. Допустимых доказательств начала отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет истец не предоставила. Требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Таким образом, требование истца о включении в специальный стаж, дающий право на пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы, в течение которых она находилась на курсах повышения квалификации, отпусках по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, в том числе с применением льготного порядка исчисления трудового стажа являются обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
С учетом незаконно исключенных из стажа истца периодов работы специальный стаж истца на момент обращения за пенсией, т. е. на ДД.ММ.ГГГГг. будет менее 29 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Соловьева Т.П. не имеет необходимого специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по этому основанию, поэтому решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Соловьевой Т.П. в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого льготного стажа является обоснованным и отмене не подлежит. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Т.П. не имела права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поэтому такое право не может быть признано за ней судом.
Требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░:
░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░. ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░░., ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1,5 ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 25 ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: / /
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2016 ░░░░.