Судья Комаров И.Е. Дело № 33а – 9170 (№ 2а-2-2279/2019)
64RS0004-01-2018-004263-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 года г. Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Соболевой И.В., Совкича А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Береговским М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Голобоковой С.В., Малышевой О.В., Никитиной А.Б. к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Правительству Саратовской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить действия по апелляционным жалобам Правительства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 августа 2019 года, которым административные исковые требования к Правительству Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Соболевой И.В., объяснения представителя Правительства Саратовской области Дюновой Ю.А. и представителя Балаковского муниципального района Саратовской области Макарова А.Б., поддержавших доводы жалоб, объяснения Голобоковой С.В., ее представителя и представителя Малышевой О.В., Никитиной А.Б. адвоката Липатовой А.П., полагавших, что не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Голобокова С.В., Малышева О.В., Никитина А.Б. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором, уточнив в процессе рассмотрения дела требования, просили признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация или полное наименование органа), выразившееся в необеспечении строительства объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, принадлежащих административным истцам на праве собственности; возложить на административных ответчиков обязанность по обеспечению строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным под строительство индивидуальных жилых домов, каждый площадью по № кв. м, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», принадлежащих: с кадастровым номером № - Голобоковой С.В., с кадастровым номером № - Малышевой О.В., с кадастровым номером № - Никитиной А.Б.
В обоснование требований указали, что относятся к категории семей, имеющих трех и более детей, в связи с чем данные земельные участки предоставлены им администрацией бесплатно. Право собственности административных истцов на указанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Ссылались, что к указанным земельным участкам не подведены инженерные сети, в связи с чем пользоваться такими участками по назначению, осуществлять на них строительство жилого дома невозможно. Действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления на подведомственной ему территории по разрешению вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем административные истцы полагали, что администрация обязана была со стадии предоставления земельных участков принимать меры по обеспечению их инженерной инфраструктурой. На обращения административных истцов администрация сообщила, что указанные выше мероприятия осуществляются в порядке реализации муниципальных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые в настоящее не приняты. Административные истцы утверждают, что оспариваемым бездействием нарушены их права, созданы препятствия к осуществлению строительства домов для своих семей на предоставленных земельных участках, в связи с чем они вынуждены обратиться за защитой своих прав в суд.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 16 августа 2019 года признано незаконным бездействие Правительства Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области по обеспечению земельных участков, принадлежащих Голобоковой С.В., Малышевой О.В., Никитиной А.Б., объектами инженерной инфраструктуры; на указанных административных ответчиков возложена обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры.
В апелляционной жалобе Правительство Саратовской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований, полагая, что решение суда, как в части возложения ответственности на Правительство Саратовской области, так и в части солидарной ответственности административных ответчиков, является неисполнимым, поскольку обязанность возложена на бюджеты разных уровней власти. Автор апелляционной жалобы ссылается на отсутствие у Правительства Саратовской области обязанности по обеспечению земельных участков, предоставленных из муниципальных земель и земель, находящихся в государственной собственности, права на которые не разграничены, необходимой инженерной инфраструктурой. По мнению автора жалобы, судом первой инстанции не был установлен факт незаконного бездействия Правительства Саратовской области. Полагает, что административными истцами пропущен срок на обращение в суд.
В апелляционной жалобе, поданной в Саратовский областной суд, администрация Балаковского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Полагает, что законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по организации обеспечения инженерной инфраструктурой конкретных земельных участков. В настоящее время в микрорайоне, в котором расположены предоставленные административным истцам земельные участки, принимаются все предусмотренные законодательством меры для решения вопроса обеспечения объектов инфраструктурой, а также проводятся мероприятия по оказанию всестороннего содействия многодетным семьям, что исключает незаконное бездействие со стороны органа местного самоуправления. Ссылается также, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета, при этом источник финансирования мероприятий в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600) в отношении муниципальных земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности, права на которые не разграничены, отсутствует. Администрация считает, что обеспечение земельных участков граждан, имеющих трех и более детей, объектами инфраструктуры, решение инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в отношении указанной категории граждан, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должно осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и бюджетного законодательства. Удовлетворяя требования, суд был обязан указать в решении способ исполнения и объем обязательства каждого из административных ответчиков.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Закон Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО) в соответствии с ЗК РФ определяет случаи предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок постановки таких граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления указанным гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам.
Как видно из материалов административного дела, Голобокова С.В., Малышева О.В., Никитина А.Б. относятся к категории семей, имеющих трех и более детей.
Администрацией в ноябре 2015 года на основании статьи 39.5 ЗК РФ, Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО приняты постановления о предоставлении указанным гражданам бесплатно в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков площадью № кв. м каждый, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> с видом разрешенного использования - «индивидуальное жилищное строительство», принадлежащих: Голобоковой С.В. - с кадастровым номером №, Малышевой О.В. - с кадастровым номером №, Никитиной А.Б. - с кадастровым номером №, для размещения индивидуального жилого дома (дом пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех наземных этажей); право собственности на земельные участки за административными истцами зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, сторонами не оспаривалось, что предоставленные земельные участки необходимой инфраструктурой не были оснащены.
Удовлетворяя административные требования, заявленные к Правительству Саратовской области, администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, суд первой инстанции, учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 09 ноября 2017 года № 25160-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 25160-0), положения Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ), правомерно исходил из того, что вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья Президентом Российской Федерации 07 мая 2012 года издан Указ № 600.
Согласно пункту 2 данного Указа № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Саратовской области, принятым Саратовской областной Думой 24 мая 2005 года, статьей 1 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области», принятого Саратовской областной Думой 05 сентября 1996 года, Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области; в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством осуществляет свою деятельность в отраслях и сферах государственного управления; правомочно решать все вопросы государственного управления, которые отнесены федеральным законодательством и законодательством области к компетенции органов исполнительной власти области, если иное не установлено федеральным законодательством.
Отношения Правительства области с органами местного самоуправления строятся на основе соответствующих положений федерального законодательства и законодательства области; отношения Правительства области с органами местного самоуправления осуществляются посредством: заключения между ними соглашений и договоров; наделения отдельными государственными полномочиями в соответствии с законом области; создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих; иных форм, не противоречащих федеральному закону; Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, обеспечивает предоставление социальной поддержки семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям) (статьи 10, 19 Закона Саратовской области «О Правительстве Саратовской области»).
Законом Саратовской области от 23 декабря 2004 года № 79-ЗСО «О городских округах» на основании Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) муниципальное образование город Саратов наделено статусом городского округа.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу статьи 28 Устава Балаковского муниципального района Саратовской области, принятого решением Собрания депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области от 29 сентября 2015 года № 938, администрация Балаковского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Согласно статье 12 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО финансирование расходов, связанных с предоставлением уполномоченным органом исполнительной власти области земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам в собственность бесплатно в целях жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется за счет средств областного бюджета (пункт 1).
Обеспечение земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществляется в порядке, определяемом органом исполнительной власти области в сфере жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, в области строительства, архитектуры, градостроительства (пункт 3).
Вместе с тем, Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 119-ЗСО специальный порядок обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, не разработан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 указанного Закона финансирование расходов, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование обеспечения инфраструктурой земельных участков, выделенных гражданам, имеющим трех и более детей, из муниципальной собственности, и из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и по вопросам финансирования на указанные цели, отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года № 25160-О, отражение в ЗК РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом термин «организация», используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие «оснащение» необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Приведенные правовые нормы в их взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Иное толкование понятия «оснащения» необходимой инфраструктурой земельных участков и будущих объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках будет противоречить правовым нормам, регулирующим указанные правоотношения.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Доводы представителя Правительства Саратовской области о том, что земельные участки, предоставленные административным истцам, являются муниципальной собственностью, в связи с чем на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросу обеспечения земельных участков необходимой инфраструктурой не решались. Предметом обсуждения рабочей группы являлись вопросы обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных из земель федеральной собственности, не освобождают данного административного ответчика от выше названных обязанностей по муниципальным земельным участкам в силу действующего законодательства, определяющего функции органов исполнительной власти в указанной сфере.
Доводы апелляционной жалобы о неуказании судом первой инстанции способа исполнения возложенной на административных ответчиков обязанности не могут повлечь отмену или изменение судебного решения, исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В статье 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации содержится положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12).
При этом принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий установлен подпунктом «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Принимая во внимание изложенное, органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации, в рамках предоставленных им полномочий, в связи с чем указание в решении конкретных мероприятий во исполнение возложенных на административных ответчиков полномочий недопустимо, поскольку тем самым нарушается конституционный принцип разграничения полномочий властей.
Доводы представителя Правительства о том, что административными истцами пропущен срок на обращение в суд, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обосновано отклонен.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В материалах имеется ответ на обращение Голобоковой С.В. от администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 26 сентября 2018 года № 01-34/6426 (том 1, л.д. 16-20), Малышевой О.В. от 28 сентября 2018 года (том 1, л.д. 106-110), из которых административным истцам стало известно о нарушении своих прав.
В суд административные истцы обратились в ноябре 2018 года, то есть в установленный законом срок.
Кроме того, в случае неясности решения суда, данный вопрос может быть разрешен судом в порядке статьи 185 КАС РФ.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных частями 1, 2 статьи 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 16 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционный жалобы Правительства Саратовской области и администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: