№ 2а-1-384/2020
64RS0015-01-2020-000759-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 г. г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степанова А.Н.,
при секретаре Усениной Д.А.,
с участием Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Агуреева П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ершовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
установил:
Ершовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры (далее по тексту прокурор) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации с заявлением о признании информации размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее по тексту сеть «Интернет») информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обосновании заявления указано, что в ходе проведенной Ершовской транспортной прокуратурой проверки выявлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к интернет-странице на сайте «youtube.com» по адресу: <адрес>
На вышеуказанной интернет-странице размещена информация, направленная на популяризацию передвижения на железнодорожном подвижном составе снаружи, путем ухвата за выступающие части поезда так называемого «зацепинга», который является молодежным движением. Указанная информация пропагандирует совершение действий создающих угрозу жизни здоровью граждан при эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно наглядно демонстрирует передвижение на железнодорожном подвижном составе в нарушении существующих правил снаружи, путем ухвата за выступающие части поезда.
По мнению прокурора распространение указанной информации, противоречит п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18 (далее – Правила). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах предусмотрена административная ответственность
Свои требования прокурор основывает на положении Конституции РФ, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правилах нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18 (далее – Правила), Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»
Административный истец – прокурор Ершовской транспортной прокуратуры Агуреев П.В. в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Сведения об административном ответчике исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ отсутствуют, так как при рассмотрении настоящего административного дела информация о лице, действия которого послужили поводом для подачи заявления в суд установлена не была.
Представители заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления, возражений не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, сведения о котором не установлены и представителя заинтересованного лица.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает что заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 256.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов, среди которых безопасность и качество оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 17-ФЗ, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 № 18 (далее – Правила), гражданам запрещено совершать, в том числе, следующие действия:
- подходить к вагонам до полной остановки поезда;
- проезжать в местах, не приспособленных для проезда;
- подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.
Согласно ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других, не приспособленных для проезда пассажиров местах.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с передвижением на железнодорожном подвижном составе снаружи путем ухвата за выступающие части поезда, которая побуждает несовершеннолетних к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
В судебном заседании так же установлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к интернет-странице сайта «youtube.com» по адресу: <адрес>. На вышеуказанной интернет-странице размещена информация наглядно демонстрирующая порядок передвижение на железнодорожном подвижном составе снаружи путем ухвата за выступающие части поезда, за что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность
Положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 9 указанного Федерального закона закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 вышеуказанного Закона).
Статьей 15.1 установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Частью 5 указанной статьи определено, что одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного разбирательств установлено, что в настоящий момент, вышеуказанный интернет ресурс не включен в Единый реестр доменных имен, что подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в информационно коммуникационной сети « Интернет».
Судом установлено, что в сети «Интернет» по адресу: <адрес> размещена информация наглядно демонстрирующая порядок передвижение на железнодорожном подвижном составе снаружи путем ухвата за выступающие части поезда, что побуждает неопределенный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, оправдывающая вышеуказанное противоправное поведение, которые могут повлечь нарушение функционирования железнодорожного транспорта по своевременному и качественному обеспечению пассажирских и грузовых перевозок.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд приходит к выводу о законности требований прокурора.
Принятое судом решение является основанием для включения страницы сайта «youtube.com» по адресу: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ершовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.
Признать информацию о нарушении правил эксплуатации железнодорожного транспорта, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «youtube.com» по адресу: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, включая только рабочие дни, а именно до 22 июля 2020 года.
Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 22 июля 2020 года.
Судья А.Н. Степанов