К делу № 2-1095/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «29» мая 2014 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Копаевой Т.Н.,
при секретаре Кривопуск Л.А.,
с участием представителя ответчика - администрации Крымского городского поселения Крымского района - Нестеренко Натальи Анастасовны, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя ответчика - администрации муниципального образования Крымский район - Сидоровой Анастасии Валентиновны, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, и представителя третьего лица, на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - управления социальной защиты населения в Крымском районе - Майбродской Светланы Григорьевны, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № 0210/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садоян Ростама Исмаиловича, Садоян Роми Исмаиловича, Садоян Паришан Исмаиловны к администрации Крымского городского поселения Крымского района и администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании решений органов местного самоуправления и признании пострадавшими, в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Садоян Р.И., Садоян Р.И., Садоян П.И. обратились в Крымский районный суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района и администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании решений органов местного самоуправления и признании пострадавшими, в результате чрезвычайной ситуации.
Свои требования мотивируют тем, что все они, имеют вид на жительство иностранных граждан до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. В ночь с 06.07.2012г. на 07.07.2012г. жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, попал в зону затопления, что подтверждается справкой МЧС. Они обратились в администрацию муниципального образования <адрес> по вопросу включения их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 150 000 рублей. Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ года, администрацией муниципального образования Крымский район им было отказано во включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 150 000 руб., по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие у них вида на жительство иностранных граждан на момент чрезвычайной ситуации, то есть на 06-07 июля 2012 года. С доводами, приведенными администрацией муниципального образования Крымский район, они не согласны и считают отказ администрации незаконным по следующим основаниям.
Решением Крымского районного суда от 19.11.2012 года был установлен факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных или муниципальных служащих, подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. за №2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по ликвидации последствии стихийного бедствия - наводнения в Краснодарском крае» от 17.07.2012 года № 1015 Правительству Российской Федерации поручено в срок до 23.07.2012 года решить вопрос о выплате за счет средств федерального бюджета каждому постоянно проживающему в населенных пунктах, пострадавших в результате наводнения, единовременной материальной помощи в размере 100 000 рублей без ограничения по количеству членов семьи, в случае если его имущество было утрачено полностью или частично. Администрации Краснодарского края решить вопрос о выплате указанным гражданам за счет средств краевого бюджета 60 тыс. рублей на тех же условиях. В тоже время, в результате чрезвычайной ситуации ими было утрачено имущество первой необходимости, что подтверждается актом осмотра утраченного имущества от 08.07.12г., который подписан членами межведомственной комиссии, заверен надлежащим образом.
Указом Президента Российской Федерации предусмотрены меры и розданы поручения государственным органом в целях ликвидации последствий наводнения 06-07.07.2012 года на территории Краснодарского края, т.е. на территории отдельного субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и конкретной чрезвычайной ситуации (наводнения) 06-07 июля 20012 года. Данная позиция подтверждается разъяснениями Государственно-правового Управления администрации Президента Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, где указано, что основными условиями получения указанных компенсации является факт постоянного проживания лицом в населенных пунктах, пострадавших в результате наводнения, и утрата им имущества полностью или частично. При этом наличие у таких лиц гражданства Российской Федерации как условия для реализации права на получение данных компенсаций, Указом не установлено.
Согласно ст. 18 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В связи с чем, они просят суд признать отказ администрации муниципального образования Крымский район, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконным, обязать администрацию муниципального образования Крымский район включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации 06-07.07.2012 года и имеющих право на получение единовременной финансовой помощи в размере 60 000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшей в ночь с 06 на 07 июля 2012 года на территории муниципального образования Крымский район Краснодарского края, обратить настоящее решение к немедленному исполнению в соответствии со ст. 204 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Садоян Ростам Исмаилович поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить. Суду при этом пояснил, что на момент чрезвычайной ситуации, т.е. на 06-07 июля 2012 года, он являлся гражданином республики Армении с разрешением на временное проживание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время, он является гражданином Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации получил ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истцы Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлет-ворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Крымского городского поселения Крымского района - Нестеренко Н.А., в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду того, что истцы Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. на момент наводнения являлись иностранными гражданами и не имели подтверждающих документов, в частности, вида на жительства иностранных гражданей. В связи с этим, действия администрации муниципального образования Крымский район законны и обоснованны.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Крымский район - Сидорова А.В., в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду того, что истцы Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. на момент наводнения являлись иностранными гражданами и не имели подтверждающих документов, в частности, вида на жительства иностранных гражданей.
Представительтретьего лица, на стороне ответчиков, не заявляющего само-стоятельных требований относительно предмета спора - управления социальной защиты населения в Крымском районе - Майбродская С.Г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Согласно представленных истцами документа - вида на жительство, Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович, Садоян Паришан Исмаиловна являются иностранными гражданами, получившими с 10.11.2011 года по 10.11.2014 года разрешение на временное проживание.Согласно пункта 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». В подпункте «л» ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» записано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании Федерального закона от 21.12.1994 года за № 68-ФЗ органом государственной власти субъекта Российской Федерации, т.е. Законодательным Собранием Краснодарского края, в рамках его полномочий приняты Законы Краснодарского края, в частности, от 13.07.1998г. № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и от 31.01.2013г. № 2649-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельным государственным полномочием Краснодарского края по реализации меры государственной поддержки иностранных граждан, лиц без гражданства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск и Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года». В соответствии с указанными законами, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.02.2013 № 90 «Об оказании единовременной материальной помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, и выделении средств из резервного фонда администрации Краснодарского края» утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований город-курорт Геленджик, город Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012 года, которым предусмотрено оказание помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства. Пострадавшими лицами в соответствии с настоящим Порядком являются иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Российской Федерации и оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, постоянно проживающие но состоянию на 06-07.07.2012г. в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации. В целях реализации настоящего Порядка факт постоянного проживания иностранных граждан, лиц без гражданства, в вышеуказанных жилых помещениях подтверждается видом на жительство в Российской Федерации и регистрацией по месту жительства в вышеуказанных жилых помещениях по состоянию на 6, 7 июля 2012 года, либо устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации в судебном порядке.
Учитывая, что Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна являются иностранными гражданами, а на момент чрезвычайной ситуации 6-7 июля 2012 года имели документы иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание на территории РФ <адрес>, а не постоянно проживающего по указанному ими адресу, как предусмотрено Порядком, то право на включение в списки пострадавших у них отсутствует.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования истцов Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна на момент наводнения проживали в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, без регистрации по месту жительства. В то же время, Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна были <адрес>, ст.Неберджаевская, <адрес>. В ночь с 06 на 07 июля 2012 жилой дом, в котором проживали Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И., попал в зону затопления и был поврежден, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением, произошедшим в ночь с 06 на 07.07.2012 года на территории муниципального образования Крымский район, Краснодарского края.
Судом установлено, что на момент чрезвычайной ситуации Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна являлись иностранными гражданами с разрешением на временное проживание, но без вида на жительство иностранных граждан.
В частности, Садоян Ростам Исмаилович, Садоян Роми Исмаилович и Садоян Паришан Исмаиловна на момент наводнения, то есть на 06-07 июля 2012 года являлись гражданами республики Армения, которые хотя и имели разрешение на временное проживание, но не имели вида на жительство иностранных граждан. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются документами, удостоверяющими личность истцов, а поэтому суд считает их установленными.
Садоян С.Т. обратилась с заявлением к главе администрации муници-пального образования Крымский район с просьбой включить Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. в список граждан, имеющих право на получение единовремен-ной финансовой помощи за утраченное ими имущество. Письмом №17-8/346 от 14.06.2013г., администрацией муниципального образования Крымский район ей было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. являются иностранными гражданами, не имеющими вида на жительство иностранных гражданей.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее -население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пункт 2 данной статьи гласит, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "х" статьи 10 Закона Краснодарского края от 13 июля 1998 г. N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти края относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из правового анализа вышеназванного законодательства следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также определение случаев осуществления единовременных денежных выплат и круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Не могут быть включены Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. в указан-ный список и на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.02.2013 года за № 90«Об оказании единовременной материальной помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территориях муниципальных образований г.-к. Геленджик, г. Новороссийск, Крымский район Краснодарского края в июле 2012г., и выделении средств из резервного фонда администрации Краснодарского края», т.к. в соответствии с пунктом 3 Порядка оказания единовре-менной материальной помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшими лицами являются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в РФ и оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, постоянно проживающие по состоянию на 06-07 июля 2012г. в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации. Как установлено в судебном заседании истцы Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. к указанной категории граждан не относятся.
Таким образом, установив, что Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. не являются гражданами РФ, а также то, что они не являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими вид на жительство в РФ, администрацией муниципального образования Крымский район обоснованно отказано Садоян С.Т во включении вышеперечисленных лиц в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за утраченное имущество. В связи с чем, суд считает действия вышеназванного органа местного самоуправления соответствующими требованиям закона и оснований для признания их незаконными у суда не имеется.
Определение процедуры и условий оказания материальной помощи, то есть принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также определение случаев осуществления единовременных денежных выплат и круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому все исследованные нормативно - правовые акты не противоречат друг другу, а поэтому подлежат применению.
Решение Крымского районного суда от 19.11.2012 года, которым установлен юридический факт постоянного проживания Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, на момент наводнения 6,7 июля 2012г., не имеет для истцов юридического значения, т.к. истцы не входят в круг лиц, которым установленные социальные выплаты, предусмотренные в качестве мер государственной поддержки могут быть осуществлены.
Кроме того, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 25.07.2002г. за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.».
С учетом вышеперечисленных терминов закона, истцы Садоян Р.И., Садоян Р.И. и Садоян П.И. на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей 6-7 июля 2012 года, являлись иностранными гражданами, получившие разрешение на временное проживание, и не имеют права на получение помощи, предусмот-ренной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.02.2013 года за № 90.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ст. 204 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.