Дело № 2а-720/20
УИД 21RS0025-01-2019-004897-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., представителей административного ответчика Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии Тасаковой Р.Г., представителя заинтересованного лица Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии Краснова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Васильева В.М. к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты пенсии ФИО в размере 50%,
у с т а н о в и л:
Васильев В.М. обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии (далее ГУ ОПФР по ЧР) о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты пенсии ФИО в размере 50%.
Административный иск мотивирован тем, что вступившим в законную силу заочным решением мирового судьи участка № 1 г. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены его исковые требования к Николаеву А.О. о взыскании задолженности по договорам займа в размере 15000 руб., проценты за неисполнение денежного
обязательства в размере 260,53 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 624,15 руб. ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист ВС №. ДД.ММ.ГГГГ им в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск заявление о принятии исполнительного документа. В настоящее время исполнительный лист находится на исполнении в центре по выплате пенсий и обработке информации административного ответчика.
Административный ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что в исполнительном документе от ДД.ММ.ГГГГ №, выданном мировым судьей размер удержаний не указан, удержания по нему производятся в размере 20% от начисленных сумм согласно решению органа ПФР с учетом требований ч. 3 ст. 29 Закона № 400-ФЗ. Действие ответчика по удержанию из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии ФИО в размере 20% нельзя признать законным. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические
выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или
социальных правоотношений.
Федеральный законодатель, предусматривая в ст. 99 Закона об
исполнительном производстве возможность удержания из заработной платы и иных
доходов должника и порядок исчисления размера такого удержания в части 1
установил, что при исполнении исполнительного документа (нескольких
исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50%, а в установленных законодательстве Российской Федерации случаях не более 70% страховой пенсией фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксирование выплаты к страховой пенсии). Исходя из буквального прочтения приведённых норм, она не содержит запрета на установление размера в минимальном пределе.
Ответчик, исполняя настоящий исполнительный лист ошибочно (частично)
руководствуется частью 3 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку этой же статьей установлено, что удержания из страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии производится на основании: исполнительных документов; удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
производятся на основании: решений органов, осуществляющих пенсионное
обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к
страховым пенсиям (с учётом повышений фиксированных выплат к
страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением
положений ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 400-ФЗ). Удержания на основании решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к
страховой пенсии).
Из приведенной нормы следует, что удержания на основании решений органов
осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не
превышающем 20% страховой пенсии в целях взыскания таким органом сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру. Поэтому к исполнительному листу № удержания в размере 20% не относился, в этой связи суду надлежит возложить обязанность на административного ответчика по проведению удержаний из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии ФИО в размере 50% в целях
своевременного исполнения заочного решения мирового судьи.
В судебное заседание административный истец Васильев В.М. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ ОПФР по ЧР Тасакова Р.Г. в удовлетворении административного иска просила отказать, пояснив суду, что из установленного размера социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты Николаева А.О. производятся удержания по следующим исполнительным документам:
- ДД.ММ.ГГГГ в размере 20% на основании направленного взыскателем для исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного мировым судьей судебного участка № <адрес> ЧР о взыскании долга по договорам займа в пользу Васильева В.М. в размере 15850 руб. 41 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 4666 руб. Удержанные суммы перечислены на расчетный счет <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании акта по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного судебным участком № 3 г. Новочебоксарск ЧР о взыскании штрафа в размере 961 руб. в пользу <данные изъяты> и исполнительского сбора в размере 1000 руб. С ДД.ММ.ГГГГ удержания прекращены на основании поступившего в Центр ПФР постановления об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность удержана в сумме 1 790 руб. 26 коп. Удержанные суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного судебным участком № 3 г. Новочебоксарск о взыскании задолженности имущественного характера не в бюджеты РФ в пользу <данные изъяты> в размере 24586 руб. 86 коп. и исполнительского сбора в размере 1 721 руб. 08 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 1683 руб. 75 коп. Удержанные
суммы перечислены на депозитный счет <данные изъяты>
Указанный Васильевым В.М. в иске желаемый размер удержания - 50% от пенсии является для ФИО значительным. При производимых взысканиях в распоряжении пенсионера должны оставаться денежные средства в размере, не ниже установленной величины прожиточного минимума для несения им текущих расходов, приобретения необходимых товаров и продуктов питания, для
поддержания жизнедеятельности.
По смыслу ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника - гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования (постановление от 12.07.2007 № 10-П,
определения от 24.06.2014 № 1560-0, от 28.02.2017 № 305-0).
Постановлением Кабинета Министров ЧР от 13 ноября 2019 года. №451 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Чувашской Республике за III квартал 2019 года» установлена величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Чувашской Республике за III квартал 2019 года в размере 9 285 руб. и по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения в размере 9875 руб., для пенсионеров - 7576 руб., для детей - 9254 руб.
После удержания из пенсии Николаева А.О. 50% у него остаются
денежные средства в размере более чем в 2 раза меньше установленной величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в Чувашской Республике, что необоснованно ухудшает материальное положение ФИО и не способствует поддержанию достойных условий его жизни. В рассматриваемой ситуации действия Центра ПФР по выплате пенсий и обработке информации соответствуют положениям Федерального закона «Об исполнительном производстве», не нарушают права должника, в частности на обеспечение должнику условий, необходимых для нормального существования и реализацию социально-экономических прав должника.
Представитель заинтересованного лица Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии (далее Центр ПФР по ЧР) Краснов А.А. просил в удовлетворении требований административного истца отказать, пояснив суду, что в соответствии с Регламентом от 06 апреля 2018 года № 174р «Об утверждении Регламента взаимодействия между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации», при поступлении исполнительного документа непосредственно от взыскателя Центром ПФР выносится поручение о порядке осуществления удержаний из пенсии. С учётом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер удержаний по заявлению Васильева В.М. исполняющий обязанности начальника Центра ПФР установил 20% из пенсии ФИО
Выслушав представителей административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что вступившим в законную силу заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Новочебоксарск Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО в пользу Васильева В.М. взыскана задолженность по договорам займа в размере 15 000 руб., проценты за неисполнение денежного
обязательства в размере 260,53 руб. и расходы по уплате госпошлины в размере 624.15 руб.
ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист № о взыскании с должника Николаева А.О. в пользу взыскателя Васильева В.М. указанных сумм.
ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.М. обратился в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск с заявлением о принятии исполнительного документа на исполнение.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по ЧР - Чувашии сообщило Васильеву В.М., что на основании его заявления, поступившего в Управление ПФР в г. Новочебоксарск ЧР ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 4000-ФЗ «О страховых пенсиях», с сентября текущего года из пенсии и федеральной социальной доплаты пенсии ФИО будут производиться удержания по исполнительному документу от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 20% от начисленных к выплате сумм.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по ЧР - Чувашии на обращение Васильева В.М. дан ответ о том, что определенный органом ПФР размер удержаний из пенсии должника соответствует нормам действующего пенсионного законодательства.
Николаев А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии.
Из установленного размера социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты ФИО производятся удержания по следующим исполнительным документам:
-с ДД.ММ.ГГГГ в размере 20% на основании направленного взыскателем для исполнения исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного мировым судьей судебного участка №1 г. Новочебоксарск ЧР о взыскании долга по договорам займа в пользу Васильева В.М. в размере 15850 руб. 41 коп.;
- с ДД.ММ.ГГГГ в размере 50% по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного судебным участком № 3 г. Новочебоксарск о взыскании задолженности имущественного характера не в бюджеты РФ в пользу <данные изъяты> в размере 24586 руб. 86 коп. и исполнительского сбора в размере 1 721 руб. 08 коп. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность удержана в сумме 1683 руб. 75 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Административным истцом Васильевым В.М. не приведены обоснованные доказательства о нарушении его прав, допущенных административным ответчиком, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства.
Между тем, в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб. - может быть направлен для исполнения в организацию, выплачивающему должнику пенсию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Согласно ст. 98 указанного Федерального закона территориальный орган Пенсионного фонда России, выплачивающий должнику пенсию, обязан удерживать денежные средства из пенсии должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Статья 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» выплата пенсии, ее доставка и удержания из неё производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (пункт 4).
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения финансовой выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Положения ч. 2, 3 ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ и ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из страховой пенсии должника. Минимальный размер обязательный для удержания по исполнительному листу не предусмотрен.
При получении исполнительного документа непосредственно от взыскателя территориальный орган ПФР принимает к исполнению подлинник указанного документа и самостоятельно определяет размер ежемесячного удержания из пенсии должника, исходя из требований ст. 99 Федерального закона № 229-ФЗ и ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно разъяснениям, данным Пенсионным фондом Российской Федерации по результатам обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 квартал 2016 года, если в исполнительном документе не указан размер, в котором следует производить удержание из пенсии пенсионера, территориальному органу ПФР необходимо самостоятельно определить указанный размер. Исходя из части 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, территориальный орган ПФР самостоятельно может принять решение об удержании в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.
В соответствии с Регламентом от 06 апреля 2018 года № 174р «Об утверждении Регламента взаимодействия между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации», при поступлении исполнительного документа непосредственно от взыскателя Центром ПФР выносится поручение о порядке осуществления удержаний из пенсии.
При обязательном удержании из пенсии на основании исполнительного документа не требуется издание распорядительного акта территориального органа ПФР или письменное согласие пенсионера.
Решение территориального органа ПФР об удержании из пенсии в размере, определенном с учетом положений ст. 29 ФЗ «О страховых пенсиях» может оформляться в виде распорядительной записи на исполнительном документе, которая заверяется подписью руководителя территориального органа ПФР либо уполномоченного должностного лица.
Исполняющий обязанности начальника Центра ПФР поручил производить удержания из пенсии ФИО в размере 20%.
В связи с тем, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей, представленный непосредственно взыскателем Васильевым В.М. в ГУ УПФ в г. Новочебоксарск не содержит размер удержания, которое необходимо производить из пенсии должника, решение ГУ ОПФР по ЧР - Чувашии об удержании из пенсии должника-пенсионера в размере 20% страховой пенсии является правомерным и не противоречит нормам действующего пенсионного законодательства.
С учётом изложенных обстоятельств, административный ответчик действовал в пределах своих полномочий и вправе был определить 20% размер удержаний из социальной пенсии ФИО Оснований для производства удержаний из пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии ФИО в размере 50% в пользу одного взыскателя Васильева В.М. при наличии других взыскателей, не имеется.
В случае несогласия взыскателя либо должника с размером удержания, установленного территориальном органом ПФР, соответствующее лицо вправе обратиться по вопросу снижения (увеличения) размера удержания по исполнительному документу, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Суд не соглашается с доводами административного ответчика о том, что ГУ ОПФР по ЧР не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно Положению об Отделении ПФР, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда России от 21 сентября 2016 года №881п, Отделение ПФР осуществляет
организацию деятельности подведомственных Отделению территориальных органов
ПФР, в том числе по вопросам: удержания из пенсий, пособий и иных социальных выплат на основании соответствующих документов.
Кроме того, из сообщения ГУ ОПФР по ЧР следует, что размер удержаний из пенсии должника ФИО определен органом ПФР.
С учётом изложенного, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Васильева В.М. к Государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике – Чувашии о возложении обязанности производить удержания из пенсии и федеральной социальной доплаты пенсии ФИО в размере 50% отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.