№ 33-2421/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Безносовой Е.И., Душечкиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Мутовкиной Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 октября 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Козловой О.С., Козловой А.С. к Департаменту здравоохранения Курганской области о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Душечкиной Н.С., пояснения сторон, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Кургана обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Козловой О.С. к государственному бюджетному учреждению (далее – ГБУ) «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» о возложении обязанности.
В ходе рассмотрения дела прокурор города Кургана исковые требования изменил, предъявив их к ответчику - Департаменту здравоохранения Курганской области. В обоснование исковых требований, с учетом их изменения, указано, что Козлова О.С., <...> г.р., с июня 2021 года состоит на диспансерном учете по месту жительства у эндокринолога и в федеральном государственном бюджетном учреждении «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России) с диагнозом: <...>. До достижения 18-ти лет Козловой О.С. была оформлена инвалидность. В период с 21.05.2022 по 07.06.2022 Козлова О.С. находилась на стационарном обследовании и лечении в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России, пациентке установлена помповая инсулинотерапия (Medtronuk MiniMed). Согласно выписному эпикризу от 13.09.2023 Козловой О.С. рекомендовано осуществлять контроль уровня глюкозы не менее 6 раз в сутки с использованием глюкометра или системы непрерывного мониторинга глюкозы (Medtronuk или FreeStyle Libre при отсутствии расходных материалов для Medtronuk).
В 2023 году Козлова О.С. обратилась к лечащему врачу-эндокринологу государственного бюджетного учреждения (далее – ГБУ) «Курганская детская поликлиника» по вопросу обеспечения системой непрерывного мониторинга Medtronuk Guardian 2 Link, которая синхронизирована с инсулиновой помпой Medtronuk MiniMed, для использования всех возможностей установленной помпы и для проведения более точного контроля уровня гликемии. На основании заключения врачебной комиссии ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста», изложенного в протоколе от 17.03.2023 №, в отношении Козловой О.С. принято решение об обеспечении системами непрерывного мониторинга Medtronuk Guardian 2 Link (сенсорами Enilite), необходимо трансмиттер Guardian 2 Link (однократно) и сенсоры Enilite 1 штука на 6 дней, 5 штук в месяц, 6 месяцев – 30 штук. Однако, ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» Козлову О.С. до достижения совершеннолетия необходимыми медицинскими изделиями не обеспечило.
Прокурор города Кургана просил суд возложить на Департамент здравоохранения Курганской области обязанность обеспечить Козлову О.С., <...> г.р., системой непрерывного мониторинга Medtronuk Guardian 2 Link (сенсорами Enilite) в соответствии с заключением врачебной комиссии ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста», указанным в протоколе от <...> №, а именно: трансмиттер Guardian 2 Link (однократно) и сенсоры Enilite 1 штука на 6 дней, 5 штук в месяц, 6 месяцев – 30 штук.
В связи с достижением в период рассмотрения дела совершеннолетия, Козлова О.С. обратилась в суд с измененными в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковыми требованиями к Департаменту здравоохранения Курганской области о компенсации морального вреда. В обоснование измененного искового заявления указала, что в связи с изменившимися жизненными обстоятельствами отказывается от требований о возложении на Департамент здравоохранения Курганской области обязанности обеспечить ее системой непрерывного мониторинга глюкозы Medtronuk Guardian 2 Link. Также указала, что необеспечение непрерывным мониторингом по решению врачебной комиссии ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» истцу были причинены моральные и физические страдания. Имея нестабильные показатели гликемии, высокую вариабельность и склонность к скрытым гипогликемиям, высокий уровень гликированного гемоглобина, она испытывала страх за свою жизнь и здоровье, поскольку диабет опасен своими осложнениями, которые проявляются не сразу, и приводят к повреждению сосудов и нарушают работу головного мозга, глаз, почек, сердца и других органов. Кроме того, истец испытывала психологический дискомфорт и физические страдания от необходимости проведения частых замеров глюкометром, находясь в общественных местах, в присутствии одноклассников. Замеры крови в ночное время (каждые 2-3 часа) лишали ее полноценного сна и сил, необходимых для учебы, подготовки к экзаменам, поскольку она обучалась в выпускном классе. Просила суд взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.
Кроме того, Козлова А.С., являясь родной сестрой Козловой О.С., вступила в дело в качестве соистца, обратившись с исковыми требованиями о взыскании с Департамента здравоохранения Курганской области в свою пользу денежных средств в счет возмещения убытков, понесенных на приобретение медицинского изделия (сенсоров для измерения глюкозы Энлайт ММТ-7008) в размере 64134 руб. В обоснование требований указала, что в мае 2022 года ее сестре - Козловой О.С. была оказана высокотехнологичная медицинская помощь по установке системы Мedtronuk MiniMed 640G с функцией непрерывного мониторинга глюкозы в реальном времени и остановкой подачи инсулина в случае тенденции к гипогликемии. Для функционирования данной системы необходимы расходные материалы (резервуары, инфузионные наборы, трансмиттер, сенсоры), обязанность по обеспечению которыми возложена на Департамент здравоохранения Курганской области и которыми ее сестра Козлова О.С. обеспечена не была, в связи с чем она (Козлова А.С.) была вынуждена приобретать их за счет собственных средств для сохранения жизни и здоровья близкого человека. Просила взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области денежные средства, потраченные ею на приобретение необходимых медицинских изделий для полноценной работы помпы, удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представители истцов Козловой О.С., Козловой А.С. по доверенности Веткова О.В., Козлов С.Д. исковые требования в измененном виде, поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения по Курганской области Тютрина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 09.02.2024 исковые требования удовлетворены частично, с Департамента здравоохранения Курганской области в пользу Козловой А.С. взысканы денежные средства в счет возмещения убытков, понесенных в связи с приобретением медицинских изделий, в размере 64134 руб., в пользу Козловой О.С. взыскана компенсация морального вреда в размере 10000 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, ответчик Департамент здравоохранения Курганской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указано, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. Трансмиттеры и сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, не включены.
ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России Козловой О.С. рекомендованы следующие инфузионные наборы: устройство для инфузии Sure-T ММТ-864 (6 мм/60 см, не менее 15 шт. в месяц); резервуары для Медтроник ММТ-332а (3 мл, не менее 10 шт. в месяц), что следует из выписного эпикриза из истории болезни № от <...>, при этом указанный выписной эпикриз не содержит рекомендации об обеспечении Козловой О.С. трансмиттером Gargian 2 LinК и сенсором Enlite ММТ-7008, напротив, содержит информацию обо всех возможных способах определения уровня глюкозы в крови, которыми может воспользоваться Козлова О.С. В соответствии с отчетом об отпущенных препаратах Козлова О.С. была обеспечена всеми медицинскими изделиями, рекомендованными ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России, в необходимом количестве, в том числе резервуарами ММТ-332А, наборами для введения инсулина амбулаторный (набор МиниМед Mio ММТ-943А, № 10 (МиниМед Sure-T ММТ-864), медицинскими изделиями для измерения глюкозы в крови (тест-полоски), что свидетельствует о том, что уровень глюкозы в крови у Козловой О.С. в спорный период контролировался с помощью тест-полосок.
Также отмечает, что в 2022 году от Козловой О.С. либо ее законного представителя обращений по вопросу обеспечения трансмиттером Gargian 2 LinK и сенсором Enlite ММТ-7008 не поступало. Указывает, что решение об обеспечении Козловой О.С., <...> г.р., имеющей диагноз <...>, системой непрерывного мониторирования глюкозы Medtronic Gargian 2 LinK, в том числе сенсорами Enlite, из расчета 5 шт. в месяц, всего 30 штук на 6 месяцев, принято врачебной комиссией ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» лишь 17.03.2023 (протокол №).
В связи с этим между ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» и Департаментом здравоохранения Курганской области 26.04.2023 было подписано соглашение о предоставлении из бюджета Курганской области субсидии в размере 540403 руб. 03 коп. на приобретение вышеуказанных медицинских изделий. ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» принимались меры к осуществлению закупки системы Medtronic Gargian 2 LinK и сенсоров Enilite, однако, по результатам подведения итогов определения поставщика два аукциона признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, что подтверждается представленными материалы дела копиями протоколов от 15.06.2023 и от 21.08.2023.
Между тем, ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России по запросу ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» даны разъяснения, что использование непрерывного мониторинга глюкозы с помощью сенсоров Enlite не является жизненно необходимым, поскольку измерение глюкозы может проводиться как с использованием других систем непрерывного мониторинга глюкозы, так и с использованием глюкометра. При использовании инсулиновой помпы «Медтроник MiniMed 640G», при необходимости, непрерывный мониторинг глюкозы может проводиться с использованием системы Freestyle Libre, в связи с чем Козловой О.С. была предложена система непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre, от которой она отказалась со ссылкой на его несовместимость с помпой «Медтроник MiniMed 640G», подтвердив отказ в письменном виде. Кроме того, протоколом Врачебной комиссии ГБУ «Курганская детская поликлиника» от 25.10.2023 № Козловой О.С. увеличена потребность в тест - полосках.
Указывает, что все чеки, представленные Козловой А.С. в подтверждение убытков на приобретение расходных материалов, относятся к периоду с 11.08.2022 по 02.03.2023, при этом, в спорный период вышеуказанные медицинские изделия Козловой О.С. назначены не были. В связи с изложенным, полагает, что в случае принятия истцом решения об использовании иных медицинских изделий для указанных целей в спорный период расходы, понесенные в связи с этим, являются добровольными и возмещению не подлежат. Считает, что законных обстоятельств для удовлетворения исковых требований судом установлено не было, поскольку нарушения прав и законных интересов истца действиями (бездействиями) ответчика в ходе судебного разбирательства не установлено. Департаментом здравоохранения предприняты все исчерпывающие меры для обеспечения Козловой О.С. медицинскими изделиями.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы просили оставить решение Курганского городского суда Курганской области без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Курганской области – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Тютрина Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истцов Козловой О.С., Козловой А.С., действующая на основании доверенности, Веткова О.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Курганской области, участвующий в деле, Утенкова Е.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще.
С учетом положений части 1 статьи 327, части 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционных жалоб при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козлова О.С., <...> г.р., является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2019 № от 19.07.2021, впервые инвалидность Козловой О.С. установлена до достижения ею возраста 18-ти лет (04.10.2023).
Козловой О.С. установлен диагноз - <...>, в связи с чем она наблюдается у врача-эндокринолога по месту жительства в ГБУ «Курганская детская поликлиника» и в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России (г. Москва).
ФКУ «ГБ МСЭ по Курганской области» Минтруда России Бюро № 10 - Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Курганской области» Козловой О.С. разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида.
Из материалов дела усматривается, что в период с 31.05.2022 по 07.06.2022 Козлова О.С. находилась на стационарном обследовании и лечении в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Минздрава России, где ей был поставлен клинический диагноз: <...>, установлена помповая инсулинотерапия Мedtronuk MiniMed 640G, показан самоконтроль гликемии не менее 6 раз в день.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни № от <...> Козловой О.С., для непрерывного мониторинга глюкозы в помпе MiniMed 640G применяется сенсор для мониторирования глюкозы Enilite ММТ-7008 (1 шт. на 6 дней) и трансмиттер Guardian 2 Link ММТ-7731 (срок гарантийных обязательств 1 год).
Рекомендовано использование расходных материалов – устройство для инфузии Sure-T MMT-864 (6 мм/60 см) в количестве, не менее 15 шт. в месяц, резервуары для Медтроник ММТ-332а (3 мл) в количестве, не менее 10 шт. в месяц.
По итогам заседания Врачебной комиссии ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» 17.03.2023 (протокол №), с учетом высокого уровня гликированного Hb, частых проявлений не тяжелой гипогликемии (скрытые гипогликемии), а также высокой вериабельности гликемии в течение дня, пубертатного возраста пациента, учитывая наличие инсулиновой помпы Мedtronuk MiniMed 640G, принято решение обеспечить Козлову О.С. системами непрерывного мониторирования Мedtronuk Guardian 2 Link (сенсорами Enilite): необходимо трансмиттер Guardian 2 Link (однократно) и сенсоры Enilite 1 штука на 6 дней, 5 штук в месяц, 6 месяцев – 30 штук.
08.04.2023 ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» направило в Департамент здравоохранения Курганской области письмо исх. №, в котором информирует о необходимости обеспечения Козловой О.С. системами непрерывного мониторирования Мedtronuk Guardian 2 Link (сенсорами Enilite): необходимо трансмиттер Guardian 2 Link (однократно) и сенсоры Enilite 1 штука на 6 дней, 5 штук в месяц, 6 месяцев – 30 штук.
Таким образом, сенсоры являются неотъемлемым компонентом системы непрерывного мониторирования глюкозы. Для приведения в действие сенсора глюкозы необходим трансмиттер Guardian 2 Link.
Необходимость использования истцом инсулиновой помпы с функцией непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени ответчиком не оспаривалась. Бесплатное предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом, системы непрерывного мониторирования Мedtronuk Guardian 2 Link, являющейся средством диагностики заболевания, возможно по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии.
Козловой А.С. самостоятельно за счет собственных средств были приобретены изделия медицинского назначения – сенсоры для измерения глюкозы Энлайт ММТ-7008, на общую сумму 64134 руб., что подтверждается представленными стороной истца платежными документами (11.08.2022 три штуки на сумму 12269 руб. - кассовый чек Медмаг; 26.09.2022 две штуки на сумму 9500 руб. – товарный чек № и кассовый чек от 26.09.2022; 24.10.2022 пять штук на сумму 18750 руб. – товарный чек № и кассовый чек от 24.10.2022; 15.12.2022 пять штук на сумму 19000 руб. – заказ № от 14.12.2022 оплата картой № и 02.03.2023 две штуки на сумму 4615 руб. – заказ № от 02.03.2023 оплата по карте №).
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», пришел к обоснованному выводу о том, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.
К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа.
Таким образом, в связи с тем, что истцу была установлена помповая инсулинотерапия Мedtronuk MiniMed 640G, использование которой по назначению невозможно без трансмиттера Guardian 2 Link и расходных материалов – сенсоров для измерения глюкозы Enilite, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение данными медицинскими изделиями также должно осуществляться истцу бесплатно за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, руководствуясь положениями статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком прав истца на охрану здоровья и медицинскую помощь. В связи с этим, определяя подлежащую к взысканию сумму в пользу Козловой О.С., с учетом степени и характера нравственных страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, суд посчитал необходимым взыскать с Департамента здравоохранения Курганской области компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Судебная коллегия полагает, что вопреки доводам автора апелляционной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Нормы Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», включающий инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
По мнению судебной коллегии, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-Р, трансмиттеров и сенсоров для системы непрерывного мониторинга глюкозы инсулиновой помпы не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 31.12.2018 № 3053-Р, судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, согласно информационному письму ООО «Медтроник» от 30.08.2022 № без медицинского изделия «Сенсор для мониторирования глюкозы Enilite с принадлежностями» использование функции непрерывного мониторинга глюкозы крови в указанной инсулиновой помпе не представляется возможным. В таком случае помпа будет работать исключительно в режиме подачи инсулина и пользователь не будет иметь доступ к данным об уровне глюкозы в крови и не будет получать предупреждающие сигналы тревоги о низком или высоком уровне глюкозы в крови.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что основанием для обеспечения истца в соответствии с протоколом № от 17.03.2023, в том числе сенсорами Enilite, явилось наличие у Козловой О.С. инсулиновой помпы Medtronuk MiniMed, а также с целью лучшего контроля за уровнем гликемии при наличии высокого уровня гликированного Нb, частых проявлений нетяжелой гипогликемии, высокой вариабельности гликемии в течение дня. При этом именно в связи с наличием высокой вариабельности гликемии истец была переведена на помповую инсулинотерапию (выписной эпикриз из истории болезни №). Сведениями, содержащимися в медицинской карте стационарного больного №, представленной ГБУ «Курганская областная детская клиническая больница имени Красного креста» по запросу судебной коллегии, также подтверждается наличие высокой вариабельности гликемии у Козловой О.С., что в свою очередь свидетельствует о наличии показаний, явившихся основанием для вынесения решения об обеспечении сенсорами до 17.03.2023.
Вместе с тем, ответчиком каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что отсутствовала необходимость обеспечения Козловой О.С. сенсорами Enilite до указанной даты, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии оснований для взыскания убытков, понесенных Козловой А.С. на приобретение спорных сенсоров до принятия решения комиссии со ссылкой, что использование инсулиновой помпы возможно с использованием других систем непрерывного мониторинга глюкозы, так и с использованием глюкометра, что не являлось для истца единственно возможным способом определения уровня глюкозы в крови, который мог контролироваться Козловой О.С., в том числе путем обеспечения ее в необходимом количестве тест-полосками в рамках альтернативного способа измерения уровня глюкозы в крови, не свидетельствуют о незаконности принятого судебного постановления, поскольку инсулиновая помпа используется в первую очередь для предотвращения осложнений и для недопущения ухудшения здоровья.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для обеспечения Козловой О.С. необходимыми ей медицинскими изделиями (расходными материалами к инсулиновой помпе), и как следствие, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возмещении истцу убытков за самостоятельное приобретение этих расходных материалов, нельзя признать состоятельными.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как правильно указал суд первой инстанции, Департамент здравоохранения Курганской области в соответствии с возложенными на него полномочиями организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, организует закупки указанных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Из пояснений, данных представителем истца в суде апелляционной инстанции, следует, что Козловы проживали одной семьей, расходы были понесены Козловой А.С. из бюджета семьи, при таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика убытков в пользу Козловой А.С.
При решении вопроса о взыскании компенсации морального вреда, суд обоснованно исходил из требований статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, всесторонне исследовал представленные доказательства, обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку противоречат взаимосвязанным положениям федерального и регионального законодательства о бесплатном оказании медицинской помощи (включая обеспечение медицинскими изделиями) гражданам, страдающим таким социально значимым заболеванием, как «сахарный диабет», и признанным нуждающимися по жизненным показаниям в оказании высокотехнологичной медицинской помощи - установке инсулиновой помпы, функционирование которой без расходных материалов к ней невозможно.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Курганской области – без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2024 г.