24RS0№-18
Административное дело №а-5981/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 5 августа 2019 г.
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Андреенко Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Зайцевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску избирательного объединения «<адрес> КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» к Избирательной комиссии <адрес> об отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение «<адрес> КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» обратилось в суд с административным иском к Избирательной комиссии <адрес> об отмене решения «О списке кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутых избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по одномандатным избирательным округам на повторных выборах депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4» от 19 июля 2019 года № 55/229.
Требования мотивированы тем, что решением Избирательной комиссии <адрес> от 18.06.2019 № 46/192 назначены повторные выборы депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4. Указанное Решение опубликовано в газете «Городские новости» от 19 июня 2019 года. 04.07.2019 Избирательная комиссия <адрес> вынесла решение № 50/217, которым был заверен список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально- демократической партии России» в количестве 1 человека. Вместе с тем 19.07.2019 Избирательная комиссия <адрес> вынесла решение № 55/229, которым снова заверила список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутый тем же избирательным объединением. Административный истец полагает, что данное решение незаконно, поскольку не имелось оснований для принятия решения о заверении указанного списка кандидатов. Так, среди документов, предъявленных уполномоченным представителем избирательного объединения «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» отсутствовало решение структурного подразделения политической партии (соответствующего органа регионального отделения политической партии) о выдвижении кандидатов (с указанием их фамилий, имен, отчеств, округов) по одномандатным избирательным округам списком. Кроме того, уже имелся ранее заверенный Избирательной комиссией списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением КРО ЛДПР по одномандатному избирательному округу № 4; данное решение имеет законную силу, КРО ЛДПР решение об отзыве данного списка не принимало, в связи с чем имеется выдвижение двух кандидатов по одному и тому же одномандатному избирательному округу; также в нарушение действующего законодательства представленное в избирательную комиссию решение Высшего Совета ЛДПР от 15.07.2019 о согласовании выдвижения Координационным Советом КРО ЛДПР кандидата в депутаты, не содержащее указание на орган представительной власти, а решение Координационного Совета КРО ЛДПР от 12.07.2019 о выдвижении кандидата, не содержит указание в отношении кого принято данное решение, следовательно, решение Координационного Совета КРО ЛДПР принято 12 июля 2019 года в отсутствие предусмотренного Уставом ЛДПР предварительного согласования с Высшим Советом Партии.
Представитель административного истца Портиков О.Е. (доверенность от 05.07.2019) в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что действующим законодательством предполагается необходимость соблюдения строго определенных процедур как при реализации политической партией своих правомочий, так и при осуществлении избирательной комиссией при принятии решения только на основании представленных документов исходя из буквального толкования; полагал, что избирательное объединение КРО ЛДПР должно было в соответствии с пп. «и» п. 6.3 Устава отозвать список кандидатов, выдвинутый на конференции 29.06.2019, представить данное решение избирательной комиссии и лишь после этого осуществить выдвижение нового списка кандидатов; также полагает, что принятое Высшим Советом ЛДПР решение о согласовании кандидатуры фактически представляет собой утверждение принятого Координационным Советом КРО ЛДПР решения о выдвижении кандидатуры, кроме того, содержит указание на дополнительные выборы, что не соответствует действительности.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии <адрес> Лиепиньш Н.М. (доверенность от 01.08.2019) в судебном заседании административное исковое заявление не признала, в обоснование возражений суду пояснила, что уполномоченным представителем избирательного объединения КРО ЛДПР 19.07.2019 был представлен полный пакет надлежащим образом оформленных документов, в том числе заявление кандидата о согласии баллотироваться, а также решение избирательного объединения о выдвижении кандидата с указанием его ФИО, даты и места рождения, паспортных данных и орган представительной власти, в связи с чем оснований для отказа в принятии документов не имелось; на момент подачи данных документов, ранее согласованный список кандидатов утратил силу в связи с отзывом кандидата своего согласия на участие в выборах; при повторном выдвижении кандидата избирательным объединением была соблюдена процедура в полном объеме, приняты решения региональным подразделением политической партии по согласованию с ее высшим органом, данные решения были оформлены надлежащим образом и содержали всю предусмотренную действующим законодательством информацию о кандидате.
Представители заинтересованного лица избирательное объединение «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» Ефимова Е.Н. (доверенность от 18.07.2019), Вахрушев С.А.(доверенность от 05.08.2019) против удовлетворения требований возражали, доводы представителя Избирательной комиссии поддержали, дополнительно в обоснование возражений пояснили, что информация о кандидате в полном объеме отражена в приложении № 1 к решению (выписке из протокола заседания Координационного совета; в связи с отзывом кандидатом своего первоначального заявления, решение избирательной комиссии о согласовании списка утратило силу, поэтому повторное предъявление списка на согласование не нарушает требований законодательства, по итогу был выдвинут 1 кандидат по одномандатному избирательному округу № 4; отзыв списка кандидатов является правом ЛДПР, а не обязанностью, также устав партии не содержит требование о предварительном согласовании Координационным Советом выдвигаемого кандидата с Высшим советом партии, в силу устава решением Высшего Совета согласуется принятое решение; полагают, что требования избирательного законодательства ими полностью соблюдены, нарушений правовых норм в действиях избирательной комиссии также не допущено.
Изучив административное исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, суд находит, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Исходя из ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Избирательной комиссии <адрес> от 18.06.2019 № 46/192 назначены повторные выборы депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4. Указанное Решение опубликовано в газете «Городские новости» от 19 июня 2019 года.
19.07.2019 в Избирательную комиссию <адрес> уполномоченным представителем избирательного объединения «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» были представлены документы для заверения списка кандидатов, в том числе:
- список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутых избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» по одномандатному избирательному округу № 4, состоящий из одного кандидата – Бойкова А.П.;
- заявление данного кандидата от 12.07.2019 о согласии баллотироваться от указанного избирательного объединения кандидатом в депутаты <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4;
- выписка из протокола (решение) заседания Координационного Совета № 7/3 <адрес> регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России с приложением № 1 от 12.07.2019 о выдвижении указанного выше кандидата в депутаты <адрес> городского Совета депутатов по одномандатным избирательным округам списком на повторных выборах депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4;
- решение Высшего Совета ЛДПР от 15.07.2019 о согласовании выдвижения Координационным Советом <адрес> регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России кандидатуры Бойкова А.П. кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4, назначенных на 08.09.2019.
19.07.2019 Избирательная комиссия <адрес> вынесла решение № 55/229, которым снова заверила список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России» по одномандатным избирательным округам на повторных выборах депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4, в количестве 1 человека.
Обращаясь с требованием о признании данного решение избирательной комиссии незаконным, избирательное объединение «<адрес> КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», список кандидатов которого так же был заверен решением Избирательной комиссии <адрес> вынесла решение от 05.07.2019 № 51/219, ссылается на несоблюдение избирательной комиссией требований избирательного законодательства.
Дав оценку, установленным судом обстоятельствам, суд не находит оснований для признания оспариваемого решения избирательной комиссии незаконным.
Так, в соответствии с подп. «а» пункта 14.1 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию в том числк следующие документы:
а) список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат;
е) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком;
ж) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п. 14.2 ст. 35 указанного ФЗ организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
В силу пункта 1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата... В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов... Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата... после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона “О политических партиях” установлено, что решения.. . о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии...
В силу подпункта, “а” пункта 1 статьи 27 Федерального закона “О политических партиях” политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Из представленных избирательной комиссией документов следует, что избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России» были представлены все предусмотренные п. 14.1 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ документы, содержащие всю необходимую информацию о выдвигаемом кандидате, в том числе предусмотренное подп. «е» п. 14.1 решение структурного подразделения политической партии, а именно, выписка из протокола (решение) заседания Координационного Совета № 7/3 <адрес> регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России с приложением № 1 от 12.07.2019, которым прямо указано о принятом по результатам <данные изъяты> голосования решении: выдвижении кандидата Бойкова А.П. с указанием его даты рождения, места рождения, места жительства, паспортных данных, а также избирательного округа, - в связи с чем доводы административного истца в указанной части своего подтверждения не нашли.
Также суд находит доводы административного истца о наличии двух согласованных от избирательного объединения «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России» списков кандидатов – несостоятельными, поскольку ранее согласованный решением избирательной комиссии от 04.07.2019 № 50/217 список кандидатов в депутаты <адрес> городского совета депутатов, выдвинутый избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России» в количестве 1 человека, утратил свою силу в связи с подачей данным кандидатом до его регистрации заявления о снятии своей кандидатуры на основании п. 21 ст. 29 Закона <адрес> края «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>».
При этом суд находит не имеющим правовое значение доводы административного истца о необходимости ЛДПР в силу подп. «и» п. 6.3 Устава отзыва списка кандидатов, поскольку указанным подпунктом Устава политической партии ЛДПР такой обязанности прямо не предусмотрено.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца об отсутствие решения Высшего Совета ЛДПР о согласовании кандидата в депутаты <адрес> городского Совета депутатов на повторных выборах по одномандатному избирательному округу № 4.
Из представленного решения Высшего Совета ЛДПР прямо указано о согласовании в силу подп. «е» п. 6.10 Политической партии ЛДПР выдвижение Координационным Советом КРО ЛДПР кандидата в депутаты на выборах депутата <адрес> городского совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4, назначенных на 08.09.2019. Поскольку в указанную дату муниципальном образовании назначение иных выборов не имелось, указание в решение Высшего Совета ЛДПР на проведение дополнительных выборов правовых последствий с учетом представленного решения Координационного Совета КРО ЛДПР, содержащего прямое указание на участие в повторных выборах, не несет. Кроме того, подп. «е», «ж» п. 14.1 ст. 35 ФЗ № 67-ФЗ прямо не предусмотрено отражение в принятых решениях указание на вид выборов.
При таких обстоятельствах, поскольку в действиях Избирательной комиссией <адрес> при принятии решения от 19.07.2019 № 55/229 о согласовании списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета депутатов, выдвинутых избирательным объединением «<адрес> региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России» по одномандатным избирательным округам на повторных выборах депутата <адрес> городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 4 – нарушений законодательства либо прав и законных интересов третьих лиц допущено не было, оснований для призвания данного решения незаконным и его отмене не имеется.
В связи с изложенным, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> «░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 4» ░░ 19.07.2019 № 55/229 - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░