66RS0№-71 №а-5763/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе
председательствующего судьи Никитиной Л.С.,
при секретаре судебного заседания <ФИО>7,
с участием административного истца <ФИО>1, его представителя <ФИО>8, представителя административного ответчика Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области <ФИО>9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабаева Рустамджона Бувоевича к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области о признании незаконным решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Бабаев Р.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области (далее по тексту-ГУ МВД России по Свердловской области), в котором заявлены требования о признании незаконным решения ГУ МВД России по Свердловской области об отклонении заявления Бабаева Р.Б. о приеме в гражданство Российской Федерации, возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав Бабаева Р.Б. путем принятия положительного решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики <ФИО>4 Бабаев Р.Б. обратился в отдел полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Бабаев Р.Б. получил уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Свердловской области было принято решение об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ в связи с тем, что заявителем были сообщены заведомо ложные сведения. С данным решением административный истец не согласен, поскольку никаких заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство РФ не сообщал. В связи с чем, полагает, что оспариваемое решение не основано на законе и нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку принятое решение не позволяет в течении года вновь обратиться с заявлением о получении гражданства РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФСБ России по Свердловской области.
Административный истец Бабаев Р.Б., его представитель <ФИО>8, действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного иска в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям.
Представитель административного истца <ФИО>8 дополнительно указал, что при подаче заявления о приеме в гражданство РФ Бабаев Р.Б. указал достоверные сведения относительно своей личности, приложив все предусмотренные законом документы.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области <ФИО>9, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на административный иск. Указала, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий государственного органа.
Представитель заинтересованного лица УФСБ России по Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому представитель заинтересованного лица просит рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица отдела полиции № УМВД России по г. Екатеринбургу в судебное заседание не явился, о дате и времени проведения которого извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Учитывая надлежащее извещение заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, изучив материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Такая необходимая совокупность по настоящему делу имеется.
Как следует из ч.1 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
В силу ст. 5, ст. 11, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
Президент Российской Федерации;
федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы;
федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
Как следует из ч.1 и ч.3 ст.33 указанного Федерального закона, заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Форма заявления о приеме в гражданство Российской Федерации установлена Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1325 (далее - Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Положение).
В силу пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и пункта 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации сообщение заявителем ложных сведений является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. Приобретение гражданства лицами, использовавшими подложные документы или сообщившими заведомо ложные сведения, не допускается.
Согласно п. 9.1 Положения решение об отклонении заявления по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 9 настоящего Положения, принимается полномочным органом в случае:
а) представления заявителем документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе (подложных документов), или сообщения им заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства);
б) представления заявителем подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо сообщения заявителем заведомо ложных сведений об этом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики <ФИО>4 Бабаев Рустамджон Бувоевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Данное заявление было согласовано с УФСБ России по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Свердловской области принято оспариваемое решение об отклонении заявления Бабаев Р.Б. о приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Основанием для отклонения заявления послужили следующие обстоятельства. Так, в ходе проверочных мероприятий установлено, что Бабаеву Рустамджону Бувоевичу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было оформлено разрешение на временное проживание в Свердловской области на установочные данные «<ФИО>4» на основании паспорта гражданина Республики <ФИО>4 серии М №, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где фамилия «<ФИО>5», имя «<ФИО>4». Вместе с тем, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации в пункте 1 (фамилия, имя, отчество) Бабаев Рустамджон Бувоевич указал: «Бабаев Рустамджон Бувоевич», урожденный <ФИО>4, добавил фамилию, изменил отчество по личному заявлению ДД.ММ.ГГГГ, имя не изменял».
В судебном заседании административный истец пояснил, что никаких заведомо ложных сведений о себе не сообщал, поскольку при рождении ему дали фамилию и имя-«<ФИО>4», которые он поменял ДД.ММ.ГГГГ на - «Бабаев Рустамджон Бувоевич». В заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации он указал все данные о себе: фамилию, имя и отчество, а также прежнюю фамилию, имя и отчество, приложив к заявлению копию паспорта, копию свидетельства о рождении, копию свидетельства о перемене фамилии, имени и отчества, а также иные предусмотренные законом документы.
Данные доводы административного истца являются заслуживающими внимания, поскольку согласно буквальному толкованию в пункте 1 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации заявитель должен указать следующую информацию: «Фамилию, имя, отчество (при наличии»), в случае изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) указать прежнюю фамилию, имя, отчество (при наличии»), причину и дату изменения).
Так, в пункте 1 заявления административный истец указал свою фамилию, имя отчество-«Бабаев Рустамджон Бувоевич», прежнюю фамилию, имя, отчество- «<ФИО>4», указал дату изменения данных о личности ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, заявитель приложил к заявлению копию паспорта №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на имя Бабаева Рустамджона Бувоевича, копию свидетельства о перемени фамилии, имени, отчества, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин <ФИО>4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переменил фамилию, имя, отчество на «Бабаев Рустамджон Бувоевич».
Более того, в представленном по запросу суда заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также в заявлении о выдаче вида на жительство в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Бабаев Р.Б. также указывал о том, что он родился ДД.ММ.ГГГГ с фамилией, именем и отчеством «Рустамджон Рахимзода», которые изменил на «Бабаев Рустамджон Бувоевич».
Фамилия, имя и отчество, отраженные в паспорте гражданина Республики <ФИО>4, серии М № -«Рустамджон Рахимзода», подтверждают позицию административного истца о том, что он родился с указанными фамилией и именем, поскольку паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ, а данные о личности заявитель изменил ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, и разрешение на временное проживание в Российской Федерации было выдано ДД.ММ.ГГГГ на установочные данные-«Рустамджон Рахимзода», то есть до изменения данных о личности. Копия свидетельства о рождении была выдана ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, там отражены фамилия, имя и отчество-«Бабаев Рустамджон Бувоевич».
Проанализировав указанные документы, суд полагает, что административным истцом при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не были сообщены заведомо ложные сведений о себе (фамилия, имя, отчество), поскольку указаны данные о личности заявителя, которые согласуются с представленными документами, данные о личности не противоречат ранее поданным заявлениям о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления административного истца о приеме в гражданство Российской Федерации нельзя признать законным и обоснованным, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных пунктом "д" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Суд полагает, что в данном конкретном случае нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку административный истец в силу ст. 41.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вправе подать заявление о приеме в гражданство не ранее чем через год после принятия решения об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ.
В связи с чем, суд в полном объеме удовлетворяет требования административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Бабаева Рустамджона Бувоевича к Главному Управлению Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области о признании незаконным решения об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления Бабаева Рустамджона Бувоевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о приеме в гражданство Российской Федерации.
Обязать административного ответчика Главное Управление Министерства Внутренних Дел России по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Бабаева Рустамджона Бувоевича о приеме в гражданство РФ, о чем сообщить в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга и административному истцу в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение суда составлено 02.09.2021
Судья: