дело № 12-669/2022
24RS0028-01-2022-002365-37
РЕШЕНИЕ
05 декабря 2022 года г. Красноярск
Судья Октябрьского районного суда Х А1, при секретаре А2, рассмотрев жалобу и.о. начальника КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А3 на постановление начальника отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей ГИТ в Х А6 У-ОБ/12-6194-И/67-61 от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей ГИТ в Х А6 У-ОБ/12-6194-И/67-61 от 00.00.0000 года КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. начальника КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку при составлении должностной инструкции специалиста по охране труда учреждения учитывались квалификационные требования по данной категории, установленные как приказом Минздравсоцразвития России от 00.00.0000 года Ун «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», так и профессиональным стандартом «Специалист в области труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 00.00.0000 года Ун, изменение условий трудового договора осуществлено в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Понуждение работника А5 к исполнению требований должностной инструкции специалиста по охране труда по МР и ГО, утв. Приказом от 00.00.0000 года У-осн, работодателем не предпринималось, поскольку каких либо санкций к А5 со стороны учреждения не применялось. Кроме того, Государственной инспекцией труда нарушены порядок и сроки проведения в отношении учреждения внеплановой документарной проверки.
В судебном заседании защитник КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А4 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо А5 выразила мнение об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Начальник отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей ГИТ в Х А6 полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно п.2 ч.2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором.
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Согласно ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ, изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По результатам документарной проверки, проведенной ГИТ в Х по жалобе А5, в деятельности учреждения установлено нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства.
В частности, установлено, что А5 занимает должность специалиста по охране труда отдела по мобилизационной работе и гражданской обороне КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн». До декабря 2021 г. трудовые функции специалиста по охране труда, занимаемой А5, были прописаны в должностной инструкции от 00.00.0000 года, с которой А5 ознакомлена под роспись. Согласно п. 2.14 должностной инструкции для специалиста по охране труда, утвержденной начальником КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» 00.00.0000 года, в должностные обязанности входит организация и участие в работе по определению Контингента (Список) работников, подлежащих обязательным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам.
Данный вид работ включен в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 00.00.0000 года Ун) - Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам.
Другие обязанности для специалиста по охране труда, в части проведения медицинских осмотров, квалификационным справочником не предусмотрены.
Таким образом, должностная инструкция от 00.00.0000 года соответствовала требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 00.00.0000 года Ун).
00.00.0000 года Приказом Минтруда России Ун утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».
Как следует из материалов дела, согласно приказу и.о. начальника КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А3 от 00.00.0000 года У-осн «О введении в действие профессиональных стандартов» с 00.00.0000 года в госпитале вводятся профстандарты «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда РФ от 00.00.0000 года Ун, «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда РФ от 00.00.0000 года Ун.
При этом в нарушение ст. 195.1 ТК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 года У "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», введенный в действие приказом КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» 00.00.0000 года У-осн принят с нарушением процедуры внедрения профстандартов, и не прошел все этапы, начиная от создания рабочей группы по внедрению профстандартов.
Далее, 00.00.0000 года и.о. начальника КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А3 издан приказ У-осн «О внесении изменений в приказ от 00.00.0000 года У-осн «О порядке проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн», согласно которому на специалиста по охране труда А5 возложены обязанности по организации и проведению медицинских осмотров работников госпиталя.
Но в нарушение положений п.9 ч.2 ст. 22 ТК РФ, предусматривающих обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, А5 не была ознакомлена с приказом У-осн от 00.00.0000 года Подпись работника об ознакомлении в приказе отсутствует, акт об отказе ознакомиться с указанным приказом в адрес Гострудинспекции со стороны работодателя не представлено.
00.00.0000 года приказом руководителя КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» У-осн утверждена новая должностная инструкция специалиста по охране труда отдела по мобилизационной работе и гражданской обороне в соответствии с требованием профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 00.00.0000 года Ун, согласно которой на А5 возложены следующие должностные обязанности:
-на основании информации о работниках, полученной от отдела кадров изготавливает список контингента работников, подлежащих прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров и поименные списки работников в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 00.00.0000 года Ун и локальных актов работодателя, и передает ее председателю медицинской комиссии по прохождению медицинских осмотров;
- оформляет направления работникам для прохождения ими периодических медицинских осмотров;
- анализирует результаты прохождения медицинских осмотров;
- информирует руководителя госпиталя о лицах, не прошедших периодические медицинские осмотры, в целях принятия соответствующих мер (в том числе, связанных с отстранением работников от исполнения служебных обязанностей в соответствии со ст. 76 ТК РФ);
- вести архив заключений медицинской комиссии в соответствии с действующими у работодателя локальными актами.
В разделе 3.1.4 профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда России от 00.00.0000 года Ун, указано, что одной из трудовых функций является организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков, которая предусматривает трудовые действия по контролю проведения обязательных медицинских осмотров (освидетельствований), обязательных психиатрических освидетельствований работников организации. Для этого специалист по охране труда должен обладать необходимыми навыками и умениями, а именно: подготавливать список контингента работников, подлежащих прохождению предварительных и периодических медицинских осмотров, а так же уметь оформлять необходимую документацию для заключения договора с медицинскими учреждениями на проведение медицинских осмотров и освидетельствований. Для выполнения указанный должностных обязанностей необходимо, чтобы работник обладал необходимыми знаниями о порядке проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и освидетельствований работников.
Из материалов дела следует, что А5 обладает высшим образованием по специальности инженер-технолог, а также систематически проходит обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, а также по специальности «руководитель органа управления ГО и РСЧС организации».
При этом документально не подтверждено обладание А5 необходимыми знаниями о порядке проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, а также проведение аттестации на соответствие должности в соответствии с профстандартом «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда России от 00.00.0000 года Ун.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 60, 72, 74, 195.1 ТК РФ работодатель возложил должностные обязанности с нарушением порядка введения в действие профстандарта «Специалист в области охраны труда» (утв. Приказом Минтруда России от 00.00.0000 года Ун) на А5, которая не обладает соответствующими навыками и умениями, предусмотренными вышеуказанным профстандартом, без обучения и проверки её знаний (аттестации).
Собранные по делу и приведенные выше доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» допустило нарушение трудового законодательства, поскольку факт нарушения бесспорно установлен на основании представленных в материалах дела документов.
Доводы жалобы о необязательности применения Учреждением профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда России от 00.00.0000 года Ун, несостоятельны.
Так, согласно ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
В Письме Минтруда РФ от 00.00.0000 года У/ООГ-4698 указано, что при применении ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 00.00.0000 года У государственные внебюджетные фонды РФ, государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности, вводят применение стандартов поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Учитывая, что КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» является краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения, финансируемым из бюджетных средств, то в силу вышеуказанных положений законодательства внедрение профстандарта «Специалист в области охраны труда» (утв. Приказом Минтруда России от 00.00.0000 года Ун) для него является обязательным.
Несостоятельны и доводы жалобы о нарушении порядка и сроков проведения проверки.
Так, решение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» принято ГИТ в Х 00.00.0000 года. Проверка назначена сроком на 10 рабочих дней, начиная с 00.00.0000 года, уведомление о чем и о предоставлении документов направлено в адрес Учреждения в тот же день.
Согласно ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 00.00.0000 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" документарная проверка проводится в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Вместе с тем, в указанный срок не включаются, период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требований о предоставлении необходимых документов до момента предоставления указанных документов.
Указанный период в рассматриваемом случае составил с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года.
Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 года У «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» был установлен мораторий на проведение проверок с 00.00.0000 года до конца 2022 г.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 года У контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением и не завершенные на день вступления в силу настоящего постановления, подлежат завершению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки с внесением контрольным (надзорным) органом, органом контроля в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, Единый реестр проверок соответствующих сведений.
Проверка в отношении КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» завершена на 4 рабочий день - 00.00.0000 года (дата составления акта проверки).
Составление же протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении не входит в период документарной проверки, вследствие чего проверка в отношении Учреждения проведена без нарушения Федерального закона от 00.00.0000 года N 248-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 года У.
Доводы стороны защиты о том, что рассматриваемая ситуация обладает признаками индивидуального трудового спора, основанием для прекращения производства по делу не являются.
Так, сам по себе факт обращения А5 в государственную инспекцию труда в Х с жалобой на действия работодателя не свидетельствует о возникновении индивидуального трудового спора, обращение в указанный орган государственного надзора имело место в рамках реализации предусмотренного законом способа защиты прав.
Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Поскольку о разногласиях между Учреждением и А5 в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров заявлено не было, индивидуальный трудовой спор не возник.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 года N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", ввиду различной правовой природы таких способов защиты прав граждан, как индивидуальный трудовой спор и привлечение работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наличие рассмотренного или подлежащего рассмотрению индивидуального трудового спора между работником и работодателем не исключает возможности привлечения последнего к административной ответственности.
Таким образом, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, государственный инспектор труда в Х обоснованно пришел к выводу о виновности КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.ст. 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной ч. 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Избранная в отношении заявителя мера административного наказания является справедливой и соразмерной содеянному, а также соответствует характеру совершенного административного правонарушения, степени вины, имущественному и финансовому положению. Оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имелось, поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, совершено учреждением не впервые, что подтверждается постановлением ГИТ в Х по делу об административном правонарушении от 00.00.0000 года.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется.
Таким образом, постановление начальника отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей ГИТ в Х А6 У-ОБ/12-6194-И/67-61 от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела по государственному надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей ГИТ в Х А6 У-ОБ/12-6194-И/67-61 от 00.00.0000 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» оставить без изменения, а жалобу и.о. начальника КГБУЗ «Хвой госпиталь для ветеранов войн» А3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Копия верна.
Судья А.В. Черных