Дело № 2а-1667/2020
УИД 92RS0003-01-2020-001709-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 03 ноября 2020 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего – судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мякишева Сергея Александровича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ
Мякишев С.А. обратился в суд с данным иском к ответчику, просит признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-1494/20, в утверждении схемы расположения земельного участка; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Мякишева С.А. вх. №ГУ-809/20 от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
Исковые требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя через МФЦ с заявлением (вх. №ГУ-809/20 от ДД.ММ.ГГГГ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением всех необходимых документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-1494/20 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя уведомил его об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, мотивированном тем, что согласно п.1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (далее Закон № 299-ЗС) основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в связи с чем Департаментом направлен соответствующий межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не согласована в связи с расположением формируемого земельного участка на территории общего пользования (проходы, проезды и т.п.). В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, испрашиваемый участок расположен в дачно-садоводческой зоне.
Дополнительно административный ответчик информировал о том, что по сделанному им межведомственному запросу сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Административный истец с отказом ответчика не согласен, считает его незаконным, поскольку ответчик не представил доказательств, подтверждающих основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перераспределении земельного участка. При этом, испрашиваемый участок не расположен на территории общего пользования. Какие-либо проходы либо проезды на указанном участке отсутствуют. Указанный земельный участок испрашивается для использования по его целевому назначению и не противоречит Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114.
Также указывает, что садовый дом, который принадлежит административному истцу на праве собственности, большей своей частью расположен на испрашиваемом земельном участке.
Истец полагает, что отсутствие сведений в ЕГРН о правообладателе земельного участка не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку им были предоставлены правоустанавливающие документы на принадлежащий ему земельный участок.
В судебное заседание стороны, заинтересованные лица и их представители не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец и его представитель подали ходатайство о рассмотрении дела без их участия, административный ответчик письменных возражений на иск не представил.
На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из содержания п. 2 ст. 62 КАС РФ следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Согласно пункту 16 статьи 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ФЗ от 23.06.2014 №171-Ф до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 299-ЗС наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее уполномоченный орган), по одному из следующих оснований, в том числе в случае несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утверждённой до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утверждённой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мякишев С.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 399 кв.м. Кадастровый №. Вид разрешённого использования – для ведения садоводства. На указанном земельном участке зарегистрирован садовый дом площадью 25,5 кв.м. Указанный садовый дом принадлежит административному истцу на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя через МФЦ с заявлением (вх. №ГУ-809/20 от ДД.ММ.ГГГГ) о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением всех необходимых документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-1494/20 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя уведомил Мякишева С.А. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Принимая решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, оформленном письмом от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик ссылался на пункт 1 ст. 2 Закона № 299-ЗС, указав при этом на то, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не согласована в связи с расположением формируемого земельного участка на территории общего пользования (проходы, проезды и т.п.) В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, испрашиваемый земельный участок расположен в дачно-садоводческой зоне.
Дополнительно Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя был сделан межведомственный запрос в ЕГРН, согласно выписке из ЕГРН сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Вместе с тем, такой вывод административного ответчика, изложенный в обжалуемом решении, не соответствует вышеуказанным требованиям, а также установленным в ходе рассмотрения настоящего дела фактическим обстоятельствам.
Так, пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ, пунктом 1 ст. 2 Закона № 299-ЗС предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Указанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим.
Как указал сам ответчик в своем ответе от 12.02.2020 №ГУ-исх-1494/20, в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, испрашиваемый земельный участок расположен в дачно-садоводческой зоне, что не противоречит виду разрешенного использования исходного земельного участка.
Сведения о расположении испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования в ЕГРН отсутствуют.
Доказательств тому, что в составе Генерального плана города Севастополя от 13 декабря 2005 года утверждены карты, совмещенные с проектом детальной планировки, на которых отображены красные линии, относящие испрашиваемый земельный участок к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что границы образуемого в результате перераспределения земельного участка пересекают земли общего пользования (проходы, проезды и т.п.) административным ответчиком также не представлены.
Доказательств несоответствия схемы расположения испрашиваемого земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, административным ответчиком не представлено.
Предоставленные административным ответчиком копия ответа ДИЗО г. Севастополя от 12.02.2020 на имя Мякишева С.А., извлечение из таблицы (без названия, номера и даты), копия вывода о проведенном анализе границ земельного участка номер ГУ-809/20 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного консультантом отдела оказания государственных услуг ФИО5, не доказывают законность доводов административного ответчика, изложенных им в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-1494/20
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ Департамента в предоставлении испрашиваемой административным истцом государственной услуги является незаконным и нарушает права административного истца, в связи с чем суд находит исковые требования обоснованными.
Сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренные п. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд принимает во внимание, что отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является основанием для принятия решения в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст.ст 175-176, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №░░-░░░-1494/20.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>).
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░