Судья: Новикова А.С. | дело № 33-35379/202350RS0021-01-2022-012473-86 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 20 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рыбкина М.И.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляевым А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1835/2022 по иску ФИО, ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании факта постоянного проживания гражданина на территории Московской области, взыскании денежной выплаты в виде мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Красногорского городского суда Московской области от 30 марта 2023 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения ФИО, представителя истцов, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО, ФИО обратились в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании факта постоянного проживания на территории Московской области ФИО, <данные изъяты> года рождения, погибшего 02 мая 2022 года при выполнении боевых задач в зоне проведения специальной военной операции на территории ЛНР и ДНР, взыскании денежной выплаты в виде мер социальной поддержки в размере 3 000 000 рублей в соответствии с Законом Московской области от 25.03.2022 №31/2022-03 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».
Исковые требования мотивировали тем, что они являются родителями ФИО, <данные изъяты> года рождения, который проходил военную службу в войсковой части 19612 (4 гвардейская кантемировская танковая дивизия), расположенной в Московской области, г. Наро-Фоминск. Фактически он проживал по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается договором найма. По какой-то причине их сын не успел за время службы зарегистрироваться по месту жительства при части им неизвестно. <данные изъяты>, при выполнении боевых задач в зоне проведения специальной военной операции на территории ЛНР и ДНР их сын погиб, награжден орденом мужества посмертно. Истцы не обращались по месту своего жительства в г.Санкт-Петербург за предоставлением материальной помощи членам семей погибших участников специальной военной операции, поскольку погибший не проживал в г.Санкт-Петербург. Истцы обратились с заявлением о выплате денежных средств в Министерство социального развития <данные изъяты>, однако в удовлетворении их заявления было отказано. Полагают отказ в выплате неправомерным, поскольку их сын фактически проживал на территории Московской области. Факт проживания подтверждается: договором найма жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, реестром о принятии документов от ФИО, выписками из приказов командира войсковой части 19612 по строевой части об установлении ежемесячной денежной компенсации за поднаем жилья, копией накладной о почтовом отправлении, уведомлением о рассмотрении обращения ФИО о включении в список на предоставление служебного помещения, выписками из приказов об убытии ФИО к новому месту службы и о прибытии к месту службы.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 30 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным решением, ФИО в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО, а также 3-лиц по делу, извещенных надлежащим образом (л.д.1-9 т.2).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав ФИО, представителя истцов, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО и ФИО являются родителями ФИО, <данные изъяты> года рождения.
ФИО с 30.08.2019 года проходил военную службу в войсковой части 19612 (4 гвардейская Кантемировская танковая дивизия) расположенной в Московской области, г. Наро-Фоминск.
02 мая 2022 года ФИО, являясь военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Истцы проживают по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Согласно копии паспорта на имя ФИО 17 июля 2019 года он был снят с регистрации по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> на основании подданного им заявления.
Согласно справки о регистрации (из архива) от 01 сентября 2022 года ФИО, <данные изъяты> года рождения, является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>.
27 июля 2022 года истцы обратились в Окружное управление социального развития Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки «Единовременная денежная выплата за погибшего (умершего) военнослужащего, принимавшего участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24.02.2022» в соответствии с Законом Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-03 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».
05 августа 2022 года в адрес ФИО, ФИО был направлен ответ на обращение, согласно которого им отказано в выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, поскольку у их сына отсутствовала регистрация по месту жительства в Московской области и по месту дислокации воинской части в Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплата за погибшего (умершего) военнослужащего, принимавшего участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (сына истцов), суд первой инстанции исходил из того, что сведений о проживании ФИО по адресу в Московской области в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством, которых он зарегистрирован по месту жительства или пребывания, не представлено, а представленный истцами договор аренды жилого помещения и выписки из приказов командира войсковой части 19612 сами по себе не подтверждают факт постоянного проживания ФИО по адресу, указанному в договоре аренды, с учетом того, что согласно ответу Военного комиссариата Московской области от 29 декабря 2022 года, исх. №6677, сведения о регистрации по месту дислокации войсковой части на территории Московской области старшего лейтенанта ФИО, <данные изъяты> года рождения, погибшего 02 мая 2022 года, в ходе специальной военной операции на территории Украины были даны ошибочно работниками пенсионного отделения на основании не уточненных сведений от войсковой части 19612. В связи с чем, суд первой инстанции сделал вывод, что правовых оснований для выплаты истцам вышеуказанным мер социальной поддержки, предусмотренные законом Московской области от 25.03.2022 №31/2022-03, не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и не применены нормы закона, подлежащие применению в данном случае, что является основанием для отмены решения суда.
Постановлением Мособлсдумы от 24.03.2022 года № 4/19-П принят Закон Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) оеннослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, принимавших участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24 февраля 2022 года (далее - дополнительная мера социальной поддержки).
Согласно ст. 2 настоящего Закона дополнительная мера социальной поддержки предоставляется, в том числе, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших место жительства в Московской области; членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Московской области.
К членам семьи военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, имеющим право на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом, относятся: родители (мачеха и отчим, если они не менее пяти лет воспитывали или содержали погибшего (умершего) военнослужащего, лицо, проходящее службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющее специальное звание полиции, добровольца); вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак; дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет; дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, обучающиеся в образовательных организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии со ст. 3 настоящего Закона дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 3000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
При отсутствии членов семей, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевших специальное звание полиции, добровольцев.
Согласно ст. 4 настоящего Закона дополнительная мера социальной поддержки, установленная настоящим Законом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Московской области.
Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки определяется Правительством Московской области.
Пункт 3 Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 года № 292/12 полностью повторяет содержание статьи 2 Закона Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев», а пункт 5 Порядка – содержание статьи 3 настоящего Закона.
Таким образом, из содержания приведенного законодательства Московской области следует, что субъектный состав лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты, определен законодателем по месту жительства погибшего (умершего) в Московской области или месту регистрации дислокации воинских частей на территории Московской области.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Как следует из материалов дела, согласно представленной копии паспорта ФИО, <данные изъяты> года рождения, был зарегистрирован с 14.07.2012 года по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, снят с регистрационного учета 17.07.2019 года (л.д. 9 т.1). Снят с регистрационного учета на основании заявления (л.д.10 т.1).
В справке о регистрации (из архива) от 01.09.2022 года указано, что ФИО снят с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 11 т.1).
Приказом Министра обороны РФ от 21.06.2019 года ФИО, окончивший Военную академию связи, освобожден от занимаемой должности курсанта и назначен командиром взвода управления (ВПУ) роты связи 47 отдельного батальона связи 2 гвардейской мотострелковой дивизии 1 гвардейской танковой армии (<данные изъяты>) (л.д. 27 т.1).
Приказом командующего 1 гвардейской танковой армией от 09.08.2019 года ФИО зачислен на службу (л.д. 28 т.1).
Приказом командира войсковой части 23626 от 29.08.2019 года №229 ФИО убыл в войсковую часть <данные изъяты> (<данные изъяты>) (л.д. 29 т.1).
Приказом командира войсковой части 19612 от 30.08.2019 года считать прибывшим ФИО по месту службы в войсковую часть <данные изъяты> (<данные изъяты> (л.д.31 т.1).
Приказом командира войсковой части 19612 от 11.05.2022 года считать убывшим ФИО в связи с гибелью (л.д. 32 т.1).
Согласно п.п. 1 – 4 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает воинский учет.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 3 – 5 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Как усматривается из материалов дела, погибший ФИО состоял на воинском учете в территориальном подразделении ФКУ «Военный комиссариат Московской области».
Согласно ответу Военного комиссариата Московской области от 29 декабря 2022 года, исх. №6677, в Министерство социального развития Московской области, сведения о регистрации по месту дислокации войсковой части на территории Московской области старшего лейтенанта ФИО, <данные изъяты> года рождения, погибшего 02 мая 2022 года, в ходе специальной военной операции на территории Украины были даны ошибочно работниками пенсионного отделения на основании не уточненных сведений от войсковой части 19612. Старший лейтенант ФИО на момент гибели не имел регистрации на территории Московской области, и члены его семьи право на единовременную выплату в соответствии с Законом Московской области от 25 марта 2022 года №31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих» в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 года №292/12 «Об утверждении порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих» не имеют. Просьба в сведениях представленных Военным комиссариатом Московской области от 21.12.2022 года ФИО не учитывать (л.д. 67 т.1).
В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что ФИО, проходивший военную службу по контракту в войсковой части 19612 с 30.08.2019 года, проживал на г.Наро-Фоминск Московской области.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным договором найма жилого помещения от 11.09.2019 года, согласно которого ФИО арендовал жилое помещение (квартиру) у ФИО по адресу: <данные изъяты> (л.д. 15 т.1).
За поднаем указанной квартиры командиром войсковой части 19612 установлена денежная компенсация, которая выплачивалась ежемесячно (л.д. 17-22 т.1).
Исходя из разъяснений, указанных в пунктах 42,43,44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судом апелляционной инстанции 11.10.2023 года определены юридически значимые обстоятельства и направлены судебные запросы: в Военный комиссариат Московской области об истребовании сведений: обращался или нет погибший ФИО <данные изъяты> г.р., с заявлением (рапортом) в Военный комиссариат Московской области о постановке на регистрационный учет по месту службы или по месту жительства. Если обращался, то указать причину, почему ему было отказано; в Войсковую часть об истребовании сведений: обращался или нет погибший ФИО <данные изъяты> г.р., с заявлением (рапортом) к командиру войсковой части <данные изъяты> о постановке на регистрационный учет нахождения войсковой части или по месту жительства. Если обращался, то указать причину почему ему было отказано в постановке на учет; в Комитет социальной политики г. Санкт-Петербурга об истребовании сведений: обращались или нет в Комитет по социальной политике г.Санкт-Петербург родители, либо другие близкие родственники погибшего ФИО <данные изъяты> г.р., с заявлениями об оказании материальной помощи членам семей погибшего в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2022г. <данные изъяты> «Об оказании материальной помощи членам семей погибших (умерших) участников специальной военной операции».
Согласно ответа Военного комиссариата Московской области от 01.11.2023 года, в адрес военного комиссариата Московской области ФИО с заявлением о постановке на регистрационный учет по месту службы не обращался (л.д.12 т.2).
Согласно ответа командира войсковой части 19612 от 15.11.2023 года бывший военнослужащий войсковой части старший лейтенант ФИО с заявлением (рапортом) к командиру войсковой части о постановке на регистрационный учет нахождения войсковой части или по месту жительства не обращался (л.д.13 т.2).
Вместе с тем, вышеперечисленными доказательствами подтверждается место жительства в г.Наро-Фоминск Московской области ФИО в период прохождения его военной службы в войсковой части 19162 с 30.08.2019 года до его гибели, дислоцированной в г.Наро-Фоминск Московской области.
Условием для предоставления дополнительной меры социальной поддержки, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, предусмотренной законом Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-ОЗ является, место жительства погибшего в Московской области, которое установлено при рассмотрении данного дела.
В суде апелляционной инстанции 11.10.2023 года представитель истцов пояснила, что других близких родственников, которые могли бы претендовать на данную меру социальной поддержки нет. В комитет социальной политики г.Санкт-Петербурга за вышеуказанной мерой социальной поддержки истцы не обращались.
Согласно ответу на судебный запрос, Комитет социальной политики г.Санкт-Петербурга 08.11.2023 года сообщает, что по сведениям автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» погибший ФИО не являлся получателем мер социальной поддержки по законодательству Санкт-Петербурга. Одновременно в АИС ЭСРН отсутствуют сведения об оказании материальной помощи ФИО и ФИО, проживающим по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, а также другим родственникам погибшего в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2022 года №282 «Об оказании материальной помощи членам семей погибших (умерших) участников специальной военной операции» (л.д.11 т.2).
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2022 года №282 «Об оказании материальной помощи членам семей погибших (умерших) участников специальной военной операции» оказывается материальная помощь в равных долях членам семей погибших (умерших) граждан РФ, являвшихся участниками специальной военной операции, имевших место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге на дату начала специальной военной операции, в размере 2 000 000 руб. за каждого погибшего (умершего) (л.д.14 т.2).
Таким образом, положения приведенного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2022 года №282 свидетельствует о невозможности получения истцами указанной единовременной выплаты в <данные изъяты>, поскольку погибший ФИО с 17.07.2019 года снят с регистрационного учета по месту жительства в г.Санкт-Петербург и фактически проживал в г.Наро-Фоминск Московской области, проходя военную службу в войсковой части <данные изъяты> с 30.08.2019 года, без регистрации по месту жительства в войсковой части или иному адресу в Московской области.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку погибший в специальной военной операции ФИО фактически имел место жительство в Московской области на дату гибели, а истцы, не имеющие возможности получить вышеуказанную меру социальной поддержки в <данные изъяты> относятся к членам семей погибшего военнослужащего, имевшего место жительства в Московской области, то они имеют право на назначение и выплату дополнительной меры социальной поддержки «Единовременная денежная выплата за погибшего (умершего) военнослужащего, принимавшего участие в специальной военной операции, проводимой па территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24.02.2022» в соответствии е Законом Московской области от 25.03.2022 № 31/2022-03 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».
В соответствии с п. 6 Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 года № 292/12 единовременная выплата назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской.
Единовременная выплата осуществляется государственным казенным учреждением Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области» на основании решения о назначении единовременной выплаты, принятого руководителем территориального подразделения Министерства.
Взаимодействие территориальных подразделений Министерства и государственного казенного учреждения Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области» при перечислении единовременной выплаты осуществляется на основании соглашения об организации взаимодействия по осуществлению социальных выплат отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.
Территориальные подразделения Министерства на основании сведений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений информируют членов семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - получатели) о необходимости представления в территориальное подразделение Министерства заявления о единовременной выплате, документов, удостоверяющих личность получателя, и сведений о реквизитах кредитной организации для перечисления единовременной выплаты.
При отсутствии в информации, полученной от Военного комиссариата Московской области и Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области, сведений о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим документы, подтверждающие родство с погибшим (умершим) военнослужащим, представляются получателем самостоятельно.
Единовременная выплата производится в равных долях каждому члену семьи из числа лиц, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
Единовременная выплата может быть произведена одному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего при условии, что другие члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего дают на это письменное согласие (от имени детей в возрасте до 18 лет письменное согласие дают их законные представители).
Решение о назначении единовременной выплаты принимается территориальным подразделением Министерства в течение 5 рабочих дней со дня приема заявления, документов и сведений, указанных в пункте 8 настоящего Порядка.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и возложении обязанности на Министерство социального развития Московской области назначить ФИО и ФИО дополнительную меру социальной поддержки членам семей погибшего военнослужащего, предусмотренную Законом Московской области N 31/2022-03 от 25.03.2022 г. «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере 3000000 рублей в равных долях, а также обязать Государственное казенное учреждение Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" произвести выплату дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренную Законом Московской области N 31/2022-03 от 25.03.2022г. «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере 3000000 рублей в равных долях ФИО и ФИО.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского городского суда Московской области от 30 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить ФИО и ФИО дополнительную меру социальной поддержки членам семей погибшего военнослужащего, предусмотренную Законом Московской области N 31/2022-03 от 25.03.2022 г. «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере 3000000 рублей в равных долях и обязать Государственное казенное учреждение Московской области «Единый выплатной центр Министерства социального развития Московской области" произвести выплату дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренную Законом Московской области N 31/2022-03 от 25.03.2022г. «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» в размере 3000000 рублей в равных долях ФИО и ФИО.
Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21.11.2023 года.
Председательствующий
Судьи