дело №33а-3208 судья Тимофеева Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 августа 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Щербаковой Н.В., Старцевой Т.Г.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Михалевой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица Шевяковой Т.З. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года по административному исковому заявлению Артамонова В.М. к Территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
административный истец Артамонов В.М. обратился в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва (далее ТИК) о защите избирательного права, просил отменить постановление ТИК от 27.07.2019 № 18-16 «О регистрации Шевяковой Татьяны Захаровны кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному округу № 4».
В обоснование заявленного требования указал, что 23.07.2019 зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу.
При регистрации Шевяковой Т.З. в качестве кандидата в депутаты ТИК были нарушены требования законодательства о проведении выборов.
Так кандидатом в депутаты Шевяковой Т.З. к моменту регистрации 27.07.2019 не были сданы в ТИК: документ об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда (сдана 29.07.2019 уже после регистрации) и банковская справка по остаткам на счете на 24.07.2019 (имелась только на 23.07.2019).
Ссылаясь на требования п.п. "в" п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полагает, что данные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата Шевяковой Т.З. в депутаты.
В судебное заседание административный истец Артамонов В.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного истца по доверенности Минова А.А. в судебном заседании заявленные Артамоновым В.М. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ТИК Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо Шевякова Т.З. в судебном заседании административные исковые требования не признала, ссылаясь в обоснование возражений на невыполнение избирательной комиссией обязанности уведомить кандидата об отсутствии необходимых документов.
Решением Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года постановлено:
административные исковые требования Артамонова В.М. удовлетворить;
постановление Территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии четырехмандатного избирательного округа № 4 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва от 27.07.2019 № 18-16 «О регистрации Шевяковой Татьяны Захаровны кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному округу № 4», отменить.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Шевякова Т.З. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Артамонова В.М., представителей административных ответчиков ТИК Ефремовского района Тульской области, Избирательной комиссии Тульской области, заинтересованного лица Шевяковой Т.З.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Першиной Т.К., заключение прокурора прокуратуры Тульской области Михалевой Л.В., полагавшей постановленное по административному делу судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований закреплены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На территории Тульской области порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, а также дополнительные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральными законами, установлен Законом Тульской области от 8 июля 2008 года №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления».
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Тульской области от 02.12.2015 № 159-7 сформирована территориальная избирательная комиссия Ефремовского района Тульской области со сроком полномочий 2015-2020 годы в количестве 9 человек.
Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 19.04.2018 № 33-3 на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области с 22 июня 2018 года возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования город Ефремов.
Решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов 1-го созыва от 13.06.2019 № 4-27 на 8 сентября 2019 назначены выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва.
Территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области издано постановление от 14.06.2019 № 7-2, которым полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва, назначенных на 08 сентября 2019, возложены на территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области.
23.07.2019 в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области обратилась Шевякова Т.З. с заявлением о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу – четырехмандатному избирательному округу № 4.
27.07.2019 территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области принято постановление № 18-16 о регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 4 Шевяковой Т.З., выдвинутой Тульским областным отделением политической парии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
23.07.2019 территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области принято постановление № 16-5 о регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 4 Артамонова В.М., выдвинутого региональным отделением Либерально-демократической партии России.
Приняв во внимание, что административный истец Артамонов В.М. и заинтересованное лицо Шевякова Т.З. зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты по одному и тому же избирательному округу, суд первой инстанции с учетом положений ч. 11 ст. 239 КАС РФ обоснованно признал право административного истца Артамонова В.М. на обращение с настоящим иском в суд.
Исходя из даты принятия оспариваемого постановления (27 июля 2019 года) и обращения с настоящим административным исковым заявлением (06 августа 2019 года), суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении административным истцом, установленного ч. 4, ч. 5 ст. 240 КАС РФ, процессуального срока на обращение в суд, рассмотрев административное дело по существу заявленных требований по правилам главы 24 КАС РФ.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же Закона.
Частью 2 статьи 21 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, на которую распространяются положения федерального закона, предусматривающие, что сбор подписей избирателей не требуется.
В силу п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.
Частью 1-1 ст. 18 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, наделенного статусом городского округа, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 29 настоящего Закона.
Частью 2 ст. 31 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» предусмотрено, что первый финансовый отчет избирательное объединение, а в случае, предусмотренном частью 1-1 статьи 18 настоящего Закона, - кандидат представляют одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; справку об остатке средств фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенную кандидатом. Первый финансовый отчет кандидата считается представленным при представлении всех указанных документов.
В силу п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В силу ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (п. 1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (п. 2). Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов (п. 2.2). Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п. 3).
Основанием к отказу в регистрации кандидата указаны в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, к которым отнесено отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подп. «в»).
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом достоверно установлено, что 23.07.2019 помимо предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документов, Шевяковой Т.З. представлены финансовые документы: сведения о размере и источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах.
Из подтверждения получения документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидатов в депутаты Собрания депутатов МО г. Ефремов от 24.07.2019 и прилагаемых документов усматривается, что в дополнение к поданным 23.07.2019 документам представлены: сообщение об открытии избирательного счета, договор специального избирательного счета кандидата от <...> с <...>, выписка из этого счета от <...> с суммой на счете «0» руб., справка <...> от открытии этого счета, первый финансовый отчет с остатком средств на этом счете «0» от 24.07.2019.
При этом в нарушение требований ч.1-1 ст.18 Закона Тульской области от 08.07.2008 N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" одновременно с первым финансовым отчетом не представлен учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, банковская справка по остаткам на счете, переданная 24.07.2019, содержала сведения по остаткам предыдущего дня - 23.07.2019, а не дня подачи.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шевяковой Т.З. в территориальную избирательную комиссию Ефремовского района Тульской области не были представлены все предусмотренные законом документы, а именно – учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, банковская справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
При этом, предоставление Шевяковой Т.З. 29.07.2019 приложения № 2 к первому финансовому отчету на 3 листах после ее регистрации в качестве кандидата в депутаты не может быть принято во внимание, поскольку по смыслу положений п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 31 Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» первый финансовый отчет кандидата считается представленным при представлении всех составляющих документов, финансовый отчет должен предоставляться одновременно с представлением документов для регистрации кандидата.
С указанным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что регистрация Шевяковой Т.З. территориальной избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 4» произведена с нарушением положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Тульской области от 08.07.2008 № 1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления», в связи с чем решение территориальной избирательной комиссии Ефремовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов, от 27 июля 2019 года № 18-16 «О регистрации Шевяковой Татьяны Захаровны кандидатом в депутаты Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов второго созыва по четырехмандатному избирательному округу № 4» является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Вопреки доводам жалобы, оснований для вывода о нарушении избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с неуведомлением кандидата о выявленных недостатках не имеется, поскольку избирательной комиссией Ефремовского района Тульской области нарушений требований закона, несоответствия представленных кандидатом документов каким-либо из них, не устанавливала, постановив о регистрации кандидата.
Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Доводы Шевяковой Т.З. о том, что суд первой инстанции уклонился от правовой оценки обстоятельств ознакомления Артамонова В.М. с документами, поданными ею в ТИК, судебная коллегия полагает несостоятельными, как не имеющими правового значения при разрешении заявленного иска, не содержащими сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 13 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шевяковой Т.З. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: