Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 апреля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-536/2019 по административному исковому заявлению Зеленова А.В., Агафонова А.А. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Зеленов А.В., Агафонов А.А. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5450,50 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2016 года в размере 80 463 000 руб..
В обоснование заявленных требований Зеленов А.В., Агафонов А.А. указали, что являются собственниками названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Управление Росреестра по Самарской области представило письменный отзыв, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – письменные пояснения.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает заявленные административными истцами требования подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Зеленову А.В., Агафонову А.А. на праве общей долевой собственности ( доля в праве каждого ?) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 5 450,5 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 16 февраля 2016 года в размере 135 554 589,06 руб..
Административные истцы, являясь сособственниками указанного выше нежилого помещения, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения, 14 января 2019 года административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Р’ обоснование заявленных требований РёРјРё был представлен отчет РѕР± оценке рыночной стоимости в„–, выполненный 20 декабря 2018 РіРѕРґР° оценщиком общества СЃ ограниченной ответственностью «Агентство оценки «Гранд Рстейт», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 16 февраля 2016 РіРѕРґР° составила 80 463 000 СЂСѓР±.. РќР° отчет РѕР± оценке было получено положительное экспертное заключение РќРџ РЎР Рћ «СВОД».
В силу пунктов 1, 3 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства в случае возникновения в ходе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Самары была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Лига-Консалт Оценка».
По результатам судебной экспертизы, проведенной 15 марта 2019 года, составлено экспертное заключение №, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 16 февраля 2016 года определена в размере 79 796 820 руб..
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Рсследовав заключение эксперта, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РѕРЅРѕ содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, РЅР° основании которого дан ответ РЅР° поставленный РІРѕРїСЂРѕСЃ. РџСЂРё проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, РІ том числе Федерального закона РѕР± оценочной деятельности Рё федеральных стандартов оценки.
Методика исследования в рамках сравнительного подхода, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
РЎСѓРґ отмечает, что экспертиза была назначена РІ С…РѕРґРµ судебного заседания СЃ участием сторон. Рксперт предупреждён РѕР± уголовной ответственности РїРѕ статье 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, сомнений РІ компетентности Рё объективности эксперта Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется.
Сторонами заключение судебной экспертизы не оспорено.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит его выводы правильными и отмечает, что установленная им величина рыночной стоимости нежилого помещения является достоверной.
Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2016 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определенной экспертным заключением и составляющей 79 796 820 рублей.
Учитывая, что выводы экспертизы сторонами не оспорены, величина рыночной стоимости спорного нежилого помещения, приведённая в отчете об оценке, не может быть принята судом во внимание.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
РР· материалов дела следует, что датой обращения административных истцов РІ СЃСѓРґ является 14 января 2019 РіРѕРґР°, что следует отразить РІ резолютивной части решения СЃСѓРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Требования Зеленова А.В., Агафонова А.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5 450,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 16 февраля 2016 года в размере 79 796 820 рублей.
Датой обращения Зеленова А.В., Агафонова А.А. в суд считать 14 января 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Рў.Рђ.Р РѕРґРёРЅР°