Дело № 2а-3082/2020
(УИД 75RS0023-01-2020-004012-68)
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Лыткиной Е.П.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Кошелевой Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС России № 2 по г.Чите) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кошелевой Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, мотивируя свои требования следующим образом:
На налоговом учете в МИФНС России № 2 по г.Чите состоит в качестве плательщика страховых взносов Кошелева Е.В. (Плательщик) и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные страховые взносы.
Обязанность по уплате налога является одной из основных конституционных обязанностей граждан и организаций (ст. 57 Конституции РФ). Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФдолжна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
С 01.01.2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Согласно п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Статьей 430 Налогового кодекса РФ устанавливается размере страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Межрайонной ИФНС России № 2 по г. Чите плательщику были исчислены страховые взносы за 2017 г.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Кошелевой Е.В. соответствующие страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
В связи с неоплатой задолженности налогоплательщику были направлены требования об уплате страховых взносов, пени № по состоянию на 09.01.2020 г. и № по состоянию на 02.03.2019 г.
Пунктом 1 ст.48 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств данногофизического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
18.08.2020 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы - мировым судьей судебного участка № 12 Черновского судебного района г.Читы было вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с тем, что налогоплательщик представил в суд возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с п.2 ст. 123.7 КАС РФ в случае вынесения определения судом об отмене приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного просит суд взыскать с должника Кошелевой Е.В. задолженность по:
- страховым взносам на ОМС за 2019 г. в размере 6884 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 194 руб. 40 коп.;
- страховым взносам на ОПС за 2019 г. в размере 29354 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 957 руб. 35 коп.
Административный истец – МИФНС России № 2 по г.Чите о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом – нарочным заблаговременно, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении дела на более поздний срок не заявлял, в тексте административного искового заявления содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России № 2 по г.Чите (л.д.__).
Административный ответчик Кошелева Е.В. о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явилась, причин неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявляла.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
С 01.01.2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, страховых взносов, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Исходя из подпунктов 9 и 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик является адвокатом, в обязанность которого входит уплата страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 2 по г. Чите.
Статьей 430 Налогового кодекса РФ устанавливается размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, уплачивают:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 г., 29354 руб. за расчетный период 2019 г., 32448 рублей за расчетный период 2020 г.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 г., 6884 рублей за расчетный период 2019 г. и 8426 рублей за расчетный период 2020 г.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Кошелевой Е.В. соответствующие страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Исходя из того, что страхователь не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, МИФНС № 2 по г. Чите в адрес страхователя выставила требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 02 марта 2019 г. Согласно указанного требования Кошелевой Е.В. было предписано в срок до 02 апреля 2019 г. уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
Кроме того, МИФНС № 2 по г. Чите в адрес страхователя выставила требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09 января 2020 г. Согласно указанного требования Кошелевой Е.В. было предписано в срок до 10 февраля 2020 г. уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
В связи с неисполнением Кошелевой Е.В. выставленных требований МИФНС России № 2 по г. Чите обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Согласно представленной налоговым органом справке о наличии задолженности по уплате налога, пени по состоянию на 02.12.2020 г. у Кошелевой Е.В. имеется задолженность по обязательным платежам в размере 37389 руб. 75 коп., в том числе по: страховым взносам на ОМС за 2019 г. в размере 6884 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 194 руб. 40 коп.;
страховым взносам на ОПС за 2019 г. в размере 29354 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 957 руб. 35 коп.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Cогласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, определением от 18 августа 2020 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы - мировым судьей судебного участка № 12 Черновского судебного района г. Читы на основании поступившего заявления Кошелевой Е.В. был отменен судебный приказ, вынесенный 15 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы, о взыскании с Кошелевой Е.В. задолженности по страховым взносам. При этом МИФНС России № 2 по г.Чите разъяснено право обратиться в суд с указанными требованиями в порядке искового производства (л.д.__). С административным исковым заявлением взыскатель обратился в Черновский районный суд г.Читы 23.10.2020 г. (л.д.__), то есть в течение установленного срока для подачи искового заявления в суд.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из указанных норм следует, что пени являются мерой компенсационного характера, направленной на восстановление потерь связанных с фактом несвоевременной уплаты обязательных платежей.
Налоговый орган, обращаясь в суд с заявлением о взыскании пени по страховым взносам, указал, что у административного ответчика образовалась задолженность. Исходя из того, что возникшая задолженность не погашалась, налоговый орган обоснованно начислял на суммы недоимки пени.
На основании части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с расчетами пени налогоплательщиком уплата налогов производилась несвоевременно, в связи с чем налоговым органом начислены взыскиваемые суммы пени.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществления расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При проверке расчетов суд нарушений не установил.
На основании изложенного, а также учитывая, что согласно представленным материалам дела, взыскиваемые суммы задолженности по страховым взносам за 2019 г. плательщиком не уплачены, исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доказательств уважительности причин неоплаты задолженности (напр. тяжелая болезнь, наличие на иждивении нетрудоспособных иждивенцев и пр.) в ходе рассмотрения дела не установлено и стороной ответчика о таких не заявлялось.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите удовлетворить.
Взыскать с Кошелевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите, с зачислением в соответствующий бюджет, задолженность по обязательным платежам в размере 37389 руб. 75 коп., в том числе: страховые взносы на ОМС за 2019 г. в размере 6884 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 194 руб. 40 коп.; страховые взносам на ОПС за 2019 г. в размере 29354 руб. 00 коп., пени по указанному страховому взносу в размере 957 руб. 35 коп.
Взыскать с Кошелевой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 1321 руб. 69 коп. в доход местного бюджета.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.
Судья А.В. Петров