Дело №2-1217/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15мая 2018 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А., при секретаре судебного заседания Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданович Эвелины Борисовны к Управлению МВД России по г.Улан-Удэ о предоставлении основного и дополнительного отпусков
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с иском к МВД по РБ, Богданович Э.Б. просила обязать ответчика предоставить ей неиспользованные основной и дополнительные отпуска за период с 2012 по 2015 г.г. В обоснование иска указывала, что проходит службу в МВД по РБ с апреля 2002 г., с декабря 2016 г. – в должности заместителя начальника Следственного управления Управления МВД России по г.Улан-Удэ. 12.12.2017 ею подан рапорт о предоставлении остатка основного и дополнительного отпусков за 2012 г. 13.12.2017 начальником Управления МВД России по г.Улан-Удэ в предоставлении отпуска отказано. 14.12.2017 подан рапорт в МВД по РБ о предоставлении отпусков за период с 2012 по 2015 г.г.. 15.12.2017 руководством МВД по РБ в предоставлении отпусков отказано и указано, что отпуска будут предоставлены при увольнении из органов внутренних дел. Ссылаясь на нормы Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» полагает отказ ответчика в предоставлении ей отпусков незаконным.
Определением суда от 04.04.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика по делу – МВД по РБ надлежащим – Управлением МВД России по г.Улан-Удэ, в качестве третьих лиц привлечены МВД по РБ, Отдел МВД России по Кабанскому району.
В судебном заседании истец Богданович Э.Б. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснила, что о нарушении прав ей стало известно в декабре 2017 г. после получения отказа руководства на поданные ею рапорты, ввиду чего, срок для обращения в суд ею не пропущен.
Представитель ответчика Управления МВД России по г.Улан-Удэ Цыденов Б.Б., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве. Кроме того, заявил ходатайство о применении пропуска срока исковой давности, который в соответствии с п.2 ст.9 Конвенции №132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», исчисляется равным 21 месяцу после окончания того года, за который предоставляется отпуск, из которых 18 месяцев – период, когда работник мог воспользоваться своим правом на отпуск, 3 месяца – срок для обращения в суд по индивидуальному трудовому спору.
Представители третьих лиц МВД по РБ - Хартиков С.С., ОМВД России по Кабанскому району – Каргопольцева Л.Г., действующие на основании доверенностей, также полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержали заявленное представителем ответчика ходатайство о пропуске истицей срока, предусмотренного для обращения в суд.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Богданович Э.Б. проходит службу в МВД по РБ с апреля 2002 г., с декабря 2016 г. – в должности заместителя начальника управления – начальника следственного управления Управления МВД России по г.Улан-Удэ на основании приказа МВД по РБ №1323 л/с от 13.12.2016.
12.12.2017 Богданович Э.Б. подан рапорт о предоставлении остатка основного и дополнительного отпусков за 2012 г. 13.12.2017 начальником Управления МВД России по г.Улан-Удэ в предоставлении отпуска отказано.
14.12.2017 подан рапорт в МВД по РБ о предоставлении отпусков за период с 2012 по 2015 г.г. 15.12.2017 руководством МВД по РБ в предоставлении отпусков отказано и указано, что отпуска будут предоставлены при увольнении из органов внутренних дел.
Считая указанные отказы незаконными, Богданович Э.Б. ссылается на нормы Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации».
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
Согласно п. 3 ст. 57 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.
Анализ приведенной нормы в совокупности с установленными судом обстоятельствами дела свидетельствует о том, что право на использование оставшихся дней отпуска за 2012 год Богданович Э.Б. могла реализовать до истечения 2012 года, либо в течение 2013 года; оставшихся дней отпуска за 2013 год – до истечение 2013 года, либо в течение 2014 года; оставшихся дней отпуска за 2014 год – до истечение 2014 года, либо в течение 2015 года; оставшихся дней отпуска за 2015 год – до истечение 2015 года, либо в течение 2016 года.
В соответствии с п. 11 ст. 56 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска, кроме этого согласно п. 7 ст. 56 указанного Федерального закона при увольнении сотрудника органов внутренних дел может быть выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; по состоянию здоровья; в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. его территориального органа или подразделения; в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем; в связи с болезнью; в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел; в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из содержания части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ следует, что сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы выплачивается полностью денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск либо пропорционально периоду службы в год увольнения.
Тем самым, ответ работодателя Богданович Э.Б., согласно которому все предусмотренные законодательством РФ отпуска ей будут предоставлены при увольнении из органов внутренних дел признается судом законным и обоснованным.
Разрешая требования Богданович Э.Б. об обязании ответчика предоставить ей остатки дополнительного отпуска за спорный период, суд также исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. № 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок) - действовавший на момент подачи рапорта Богданович Э.Б. от 12.12.2017. Аналогичное правовое регулирование сохранено в Порядке организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 01.02.2018 №50.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Тем самым, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
В материалы дела представителем ответчика представлены материалы проверок, проведенных на основании поданных Богданович Э.Б. рапортов от 12.12.2017 и 14.12.2017.
Исследованием указанных материалов установлено, что работодателем проверялись, в том числе, и доводы Богданович Э.Б. о том, что в спорный период с 2012 по 2015 г.г. она ежегодно обращалась к работодателю с рапортами о предоставлении ей дополнительных отпусков. По результатам проведенных проверок указанные доводы не подтвердились.
Кроме того, представителем ОМВД России по Кабанскому району, в котором проходила службу истица в спорный период, представлены выписки из приказов и рапорты Богданович Э.Б., исследованием которых установлено, что в разные периоды в рапортах она просила предоставить ей определенное количество дней основного и дополнительного отпуска. При этом, в дальнейшем подавала рапорты, в которых просила отозвать ее из отпуска.
Указанные обстоятельства самой Богданович Э.Б. в судебном заседании также не отрицались.
Кроме того, наличие оригиналов рапортов за 2012, 2013, 2015 и 2016 годы, копии которых представлены Богданович Э.Б. суду, представителями УМВД России по г.Улан-Удэ и ОМВД России по Кабанскому району, отрицалось, что подтверждено соответствующими документами. В материалы дела оригиналы указанных рапортов не представлены.
Также, суд учитывает, что в данных копиях рапортов Богдданович Э.Б. просит присоединить остатки основных отпусков и дополнительных дней отдыха к отпуску за следующий год. Требование о предоставлении дополнительных дней отдыха в указанных рапортах отсутствует.
Тем самым, судом на основании анализа имеющихся материалов дела установлено, что Богданович Э.Б. с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни в спорный период не обращалась. Ее обращение имело место лишь 12.12.2017, ввиду чего ею не были выполнены определенные приведенными выше нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период -подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска Богданович Э.Б. об обязании ответчика предоставить ей неиспользованные основной и дополнительные отпуска за период с 2012 по 2015 г.г.
Кроме того, разрешая ходатайство представителя ответчика о пропуске Богданович Э.Б. срока, предусмотренного для обращения в суд по заявленным требованиям, суд приходит к выводу о его обоснованности.
В соответствии со ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Конвенция №132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» (принята в г.Женеве 24.06.1970 на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ) ратифицирована Федеральным законом от 01.07.2010 №139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 года) об оплачиваемых отпусках (Конвенции №132)».
Согласно п.1 ст.9 Конвенции №№132 непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, упомянутая в пункте 2 Статьи 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.
Из анализа приведенной нормы следует, что срок исковой давности по заявленным требованиям составляет 21 месяц после окончания того года, за который предоставляется отпуск, из которых 18 месяцев – период, когда работник мог воспользоваться своим правом на отпуск, 3 месяца – срок для обращения в суд по индивидуальному трудовому спору.
Тем самым, на момент подачи иска срок для предъявления соответствующих требований Богданович Э.Б. пропущен, ввиду чего ее иск не подлежит удовлетворению и по данному основанию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.05.2018.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░