Дело № 2а-296/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сунтар 22 сентября 2016 года
Сунтарский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Тарабукина А.П., при секретаре Гаврильевой Н.К., с участием административного ответчика в лице директора Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса Иванова С.В., действующего на основании Устава и распоряжения №415 от 07.10.2015г., представителя заинтересованного лица Алексеевой Н.Ю. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) обратилось в Сунтарский районный суд РС(Я) с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указано, что решение о государственной регистрации Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса было принято ../../.... года Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) и запись о государственной регистрации Фонда внесена в ЕГРЮЛ ../../.... года. С момента государственной регистрации Фонд не предоставлял в уполномоченный орган сведения, предусмотренные п.п.3, 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что согласно п.10 ст.32 указанного Закона, является основанием для обращения в суд о ликвидации данной организации.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, им направлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании директор Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса Иванов С.В., не отрицая факта нарушений, предъявленный иск не признал и пояснил, что он был назначен директором Фонда с ../../.... года и сведения об этом, а также видах экономической деятельности им были представлены в Управление Минюста России по РС(Я). До этого, в 2011 году судом было прекращено аналогичное дело, Фонд функционирует и осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями, все предусмотренные законодательством отчетности в налоговый и пенсионный орган Фондом предоставлены в установленные сроки и допущенные нарушения по предоставлению сведений в Минюст им устраняются.
Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца – Администрации МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) Алексеева Н.Ю. пояснила, что как учредители Фонда они также возражают против удовлетворения иска, администрация района ежегодно осуществляет субсидирование Фонда для выдачи кредитов субъектам малого предпринимательства. Адрес Фонда с момента создания не изменялся, письменных предупреждений от истца о необходимости предоставления сведений не поступало и заявленное требование о ликвидации несоразмерно характеру допущенных нарушений, которое не является безусловным основанием для ликвидации Фонда.
Выслушав объяснения стороны административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит, что заявленное требование подлежит отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как видно из материалов дела решение о государственной регистрации Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса было принято ../../.... Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании за регистрационным номером -------------- (л.д.18)
Из свидетельства, выданного МРИ ФНС №3 по РС(Я) следует, что Фонд поставлен на учет в налоговый учет с присвоением ИНН/КПП ----------/--------- (л.д.242). Учредителем Фонда выступила Администрация Сунтарского улуса РС(Я), место нахождения Фонда: _______________.(л.д.9-15)
Согласно положений п. 2.1, п. 2.3 Устава, основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение республиканской программы поддержеи малого предпринимательства и развития занятости, улусных программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в Сунтарском улусе. Основным видом деятельности является привлечение, аккумуляция и обращение денежных средств, предусмотренных федеральными, республиканскими и улусными программами, выделяемых администрацией района, внесенных организациями и предприятиями для развития малого предпринимательства. Кредитование субъектов малого предпринимательства, проведение семинаров, конференций направленных на повышение культурно-образовательного уровня предпринимателей. Организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной информации, представляющей интерес для субъектов малого предпринимательства.
В судебном заседании установлено, что Фонд поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса не предоставлял в Управление Минюста России по РС(Я) необходимые в соответствии с законом сведения о продолжении своей деятельности в период с ../../.... года по день обращения истца в суд, тем самым, не исполнял возложенную на него законом обязанность.
Вместе с тем, судом также установлено, что после своего назначения на должность директора Фонда, Иванов С.В. предоставил ../../.... года сведения об изменении руководителя и информацию о видах экономической деятельности организации в Управление Минюста России по РС(Я).
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении заявления на - листах и распоряжения на - листах, выданной отделом по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по РС (Я) от ../../.... года. (л.д.243)
Обстоятельство того, что до ../../.... года Фонд предоставлял необходимые в соответствии с законом сведения о продолжении своей деятельности подтверждается вступившим в законную силу определением Сунтарского районного суда РС(Я) от ../../.... года. (л.д.244)
Указанным определением суда производство по делу по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Фонду поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса о ликвидации и об исключении из единого государственного реестра юридических лиц было прекращено. Основанием к прекращению производства по делу явилось принятие судом отказа истца от иска, в связи с тем, что ответчик предоставил налоговую отчетность и сообщил о продолжении своей уставной деятельности.
Таким образом, доводы административного истца, изложенные в иске о том, что Фонд не предоставлял необходимые сведения с момента государственной регистрации, являются необоснованными.
Кроме того, Управлением Минюста России по РС(Я) не представлено суду никаких доказательств, достоверно подтверждающих направление в адрес Фонда поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности по формам, установленным законом, равно как и доказательств получения Фондом данных предупреждений, при этом, по данным ЕГРЮЛ место нахождения Фонда не изменялось.
Доводы стороны административного ответчика, что Фонд осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и все предусмотренные законодательством отчетности в налоговый и пенсионный орган Фондом предоставлены в установленные сроки, подтверждаются представленными суду квитанциями о приеме налоговых деклараций и расчетами ГУ РО ФСС РФ по РС(Я) за ../../.... года, а также справкой пенсионного органа от ../../.... года.
Анализ норм ст.32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяет сделать вывод о том, что юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку - неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, суд считает, что допущенные Фондом поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса нарушения, выразившиеся в непредставлении Управлению Минюста России по РС(Я) сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность Фонда фактически не прекращалась.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха(Якутия) требований.
На основании изложенного и руководствуясь 175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Фонду поддержки малого предпринимательства Сунтарского улуса о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха/Якутия/ через Сунтарский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п А.П. Тарабукин
Мотивированная часть решения
суда составлена 23 сентября 2016г.
Копия верна
Судья А.П. Тарабукин