Решение по делу № 33-3206/2024 от 16.07.2024

дело № 13-6/2024 судья Тарасов В.И. 2024 год

(33 - 3206/2024)

УИД 69RS0036-01-2022-005853-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2024 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе

председательствующего судьи Климовой К.В.

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на определение Заволжского районного суда г. Твери от 19 января 2024 года, которым постановлено:

«Заявление Корчашкиной В.В. о взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница» в пользу Корчашкиной В.В. понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 18 000 рублей.

При недостаточности имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения возложить на собственника имущества Министерство имущественных отношений Московской области.

В удовлетворении остальной части требований Корчашкиной В.В. о взыскании судебных расходов - отказать»,

у с т а н о в и л:

Корчашкина В.В. обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела № 2-489/2023 по иску Корчашкиной В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», Санниковой А.В., Министерству имущественных отношений Московской области, Правительству Московской области, Министерству здравоохранения Московской области о взыскании компенсации морального вреда.

В судебное заседание истец Корчашкина В.В. не явилась, представителем истца представлено заявление с просьбой о рассмотрении заявления в отсутствие стороны истца.

Представитель ответчика ГБУЗ МО «Солнечногорская больница» в судебное заседание не явился, представил уведомление о переименовании ответчика, а также письменные возражения, в которых полагал заявленный размер расходов на оплату услуг представителя чрезмерным и не отвечающим принципу разумности и соразмерности с учетом сложности и продолжительности рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Судом постановлено приведенное выше определение.

Министерством имущественных отношений Московской области на указанное определение суда подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения в части привлечения Минмособлимущества к субсидиарной ответственности.

В обоснование жалобы указано, что к субсидиарной ответственности может быть привлечен только тот орган государственной власти, в чью компетенцию входит представление интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных учреждений. Учредителем ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» является Московская область. Функции и полномочия учредителя ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» от имени Московской области осуществляет Министерство здравоохранения Московской области. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области по осуществлению от имени Московской области управления имуществом ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных отношений Московской области.

Согласно пункту 1.4 Устава ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» собственником имущества является Московская область. Полномочия собственника имущества ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» от имени Московской области осуществляют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство здравоохранения Московской области.

Заявитель отмечает, что по обязательствам ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница», на которое в соответствии с пунктом 1.8 Устава может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Московская область.

Также заявитель в своей жалобе ссылается на подпункт 14.7 пункта 14 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28, согласно которому Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству государственных учреждений Московской области. При этом в Положении о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 842/27, полномочия выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству здравоохранения Московской области государственных учреждений Московской области не предусмотрены.

В силу положений статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Решением Заволжского районного суда г. Твери от 13 апреля 2023 года иск Корчашкиной В.В. и требования третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой Н.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. удовлетворены частично.

С Государственного бюджетного учреждения Московской области «Солнечногорская областная больница», а в случае недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с Министерства имущественных отношений Московской области, в пользу Корчашкиной В.В. и Корчашкина Н.В. взыскана компенсация морального вреда по 30000 рублей в пользу каждого; в пользу Васильевой Е.А., Васильевой А.Г. и Васильева А.Г. – по 40000 рублей; в пользу Васильева Г.М. – 60000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований истца и третьих лиц отказано.

С Государственного бюджетного учреждения Московской области «Солнечногорская областная больница», а в случае недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с Министерства имущественных отношений Московской области, в бюджет муниципального образования Тверской области городской округ – город Тверь взыскана государственная пошлина в размере 1800 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 декабря 2023 г. решение Заволжского районного суда г. Твери от 13 апреля 2023 г. в части возложения на Министерство имущественных отношений Московской области субсидиарной ответственности было изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:

«Иск Корчашкиной В.В. и требования третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой А.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. - удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница» компенсацию морального вреда в пользу: Корчашкиной В.В. и Корчашкина Н.В. - в размере 30000 рублей каждому; Васильевой Е.А., Васильевой А.Г. и Васильева А.Г. - в размере 40000 рублей каждому; Васильева Г.М. - в размере 60000 рублей.

При недостаточности имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения возложить на собственника имущества Министерство имущественных отношений Московской области.

В удовлетворении остальной части требований истца Корчашкиной В.В. и третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой А.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», Министерству имущественных отношений Московской области, а также в удовлетворении требований к Санниковой А.В., Правительству Московской области, Министерству здравоохранения Московской области - отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница» в бюджет муниципального образования - город Тверь государственную пошлину в размере 1800 рублей».

Разрешая заявленные Корчашкиной В.В. требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд, с учетом требований разумности, исходя из обстоятельств дела, характера спора, его сложности, продолжительности рассмотрения дела в суде первой инстанции, процессуальных действий с участием представителя, существа оказанных услуг, соотнесения заявленных требований и объема защищаемого права, а также идентичности позиции истца и третьих лиц и иных обстоятельств дела, полагая соразмерным и отвечающим принципу соблюдения баланса интересов сторон, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» 18000 рублей, а также для возложения на Министерство имущественных отношений Московской области субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ МО «Солнечногорская больница» как собственника имущества.

Доводов о несогласии с определенным судом размером судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу истца, частная жалоба не содержит.

Доводы частной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области сводятся к несогласию с возложением на него субсидиарной ответственности.

Оснований для отмены определения по доводам частной жалобы не имеется.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

На основании распоряжения Правительства Московской области от 31 июля 2023 года № 484-РП "О переименовании некоторых государственных учреждений здравоохранения Московской области" государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Солнечногорская областная больница", переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Солнечногорская больница".

Пунктом 1.3 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» установлено, что учредителем Учреждения является Московская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области осуществляет Министерство здравоохранения Московской области (далее – Учредитель).

Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Московской области (далее – отраслевой орган).

Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области по осуществлению от имени Московской области управления имуществом учреждения в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных отношений Московской области (далее – Уполномоченный орган).

Пунктом 1.4 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» предусмотрено, что собственником имущества является Московская область. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Московской области осуществляют Правительство Московской области, Уполномоченный орган, Учредитель и отраслевой орган.

Согласно пунктам 1.8 и 1.10 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Уполномоченным органом, так и приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем, либо приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

По обязательствам Учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества Учреждения, на которое в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Устава может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Московская область.

В соответствии с подпунктом 14.7 пункта 14 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28, Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству государственных учреждений Московской области.

В Положении о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 842/27, закреплено, что Министерство создано в целях реализации государственной политики Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе управления и распоряжения государственной собственностью Московской области. Основными задачами Министерства являются, в том числе защита имущественных интересов Московской области (пункты 11, 12.2).

Министерство принимает решения о закреплении за государственными учреждениями Московской области имущества, находящегося в собственности Московской области, на праве оперативного управления и прекращении указанного права, за исключением случаев, когда такие решения принимает Правительство Московской области, а также осуществления соответствующих организационно-юридических действий (пункт 13.66); осуществляет согласование государственным учреждениям Московской области распоряжения недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления или приобретенным ими за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества (пункт 13.67.1).

Для осуществления возложенных задач и полномочий Министерство имеет право представлять Московскую область в качестве ответчика по искам к Московской области о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) Министерства или должностными лицами Министерства, при осуществлении в случаях, установленных законодательством Московской области, функций главного распорядителя средств бюджета Московской области, в том числе в результате издания правовых актов, не соответствующих законодательству, а также по искам, предъявляемым к Московской области в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству бюджетных учреждений (пункт 14.5).

Из буквального толкования приведенных выше положений Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», Положений о Министерстве здравоохранения Московской области и Министерстве имущественных отношений Московской области в их системной взаимосвязи с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ следует, что Министерство здравоохранения Московской области, являющееся центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, осуществляет полномочия учредителя ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница». Полномочия собственника имущества ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» в пределах предоставленных полномочий осуществляют как Министерство здравоохранения Московской области, так и Министерство имущественных отношений Московской области как уполномоченный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере имущественных отношений. При этом Министерство здравоохранения Московской области несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» как главный распорядитель средств бюджета Московской области на здравоохранение. По обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарную ответственность несет Министерство имущественных отношений Московской области как орган, осуществляющий полномочия собственника имущества (движимого и недвижимого) Московской области.

Таким образом, вопреки доводам частной жалобы именно на Министерство имущественных отношений Московской области возложена обязанность по несению субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», в том числе при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов в рамках указанного спора.

Доводы частной жалобы не опровергают правильность обжалуемого судебного постановления.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

определение Заволжского районного суда г. Твери от 19 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июля 2024 года.

Судья К.В. Климова

дело № 13-6/2024 судья Тарасов В.И. 2024 год

(33 - 3206/2024)

УИД 69RS0036-01-2022-005853-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2024 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе

председательствующего судьи Климовой К.В.

при секретаре судебного заседания Салахутдиновой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на определение Заволжского районного суда г. Твери от 19 января 2024 года, которым постановлено:

«Заявление Корчашкиной В.В. о взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница» в пользу Корчашкиной В.В. понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 18 000 рублей.

При недостаточности имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская больница», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения возложить на собственника имущества Министерство имущественных отношений Московской области.

В удовлетворении остальной части требований Корчашкиной В.В. о взыскании судебных расходов - отказать»,

у с т а н о в и л:

Корчашкина В.В. обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела № 2-489/2023 по иску Корчашкиной В.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», Санниковой А.В., Министерству имущественных отношений Московской области, Правительству Московской области, Министерству здравоохранения Московской области о взыскании компенсации морального вреда.

В судебное заседание истец Корчашкина В.В. не явилась, представителем истца представлено заявление с просьбой о рассмотрении заявления в отсутствие стороны истца.

Представитель ответчика ГБУЗ МО «Солнечногорская больница» в судебное заседание не явился, представил уведомление о переименовании ответчика, а также письменные возражения, в которых полагал заявленный размер расходов на оплату услуг представителя чрезмерным и не отвечающим принципу разумности и соразмерности с учетом сложности и продолжительности рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Иные участвующие в деле лица, извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Судом постановлено приведенное выше определение.

Министерством имущественных отношений Московской области на указанное определение суда подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене определения в части привлечения Минмособлимущества к субсидиарной ответственности.

В обоснование жалобы указано, что к субсидиарной ответственности может быть привлечен только тот орган государственной власти, в чью компетенцию входит представление интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных учреждений. Учредителем ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» является Московская область. Функции и полномочия учредителя ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» от имени Московской области осуществляет Министерство здравоохранения Московской области. Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области по осуществлению от имени Московской области управления имуществом ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных отношений Московской области.

Согласно пункту 1.4 Устава ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» собственником имущества является Московская область. Полномочия собственника имущества ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница» от имени Московской области осуществляют Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство здравоохранения Московской области.

Заявитель отмечает, что по обязательствам ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества ГБУЗ МО «Солнечногорская областная больница», на которое в соответствии с пунктом 1.8 Устава может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Московская область.

Также заявитель в своей жалобе ссылается на подпункт 14.7 пункта 14 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28, согласно которому Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству государственных учреждений Московской области. При этом в Положении о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 842/27, полномочия выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству здравоохранения Московской области государственных учреждений Московской области не предусмотрены.

В силу положений статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Решением Заволжского районного суда г. Твери от 13 апреля 2023 года иск Корчашкиной В.В. и требования третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой Н.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. удовлетворены частично.

С Государственного бюджетного учреждения Московской области «Солнечногорская областная больница», а в случае недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с Министерства имущественных отношений Московской области, в пользу Корчашкиной В.В. и Корчашкина Н.В. взыскана компенсация морального вреда по 30000 рублей в пользу каждого; в пользу Васильевой Е.А., Васильевой А.Г. и Васильева А.Г. – по 40000 рублей; в пользу Васильева Г.М. – 60000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований истца и третьих лиц отказано.

С Государственного бюджетного учреждения Московской области «Солнечногорская областная больница», а в случае недостаточности денежных средств – в субсидиарном порядке с Министерства имущественных отношений Московской области, в бюджет муниципального образования Тверской области городской округ – город Тверь взыскана государственная пошлина в размере 1800 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 21 декабря 2023 г. решение Заволжского районного суда г. Твери от 13 апреля 2023 г. в части возложения на Министерство имущественных отношений Московской области субсидиарной ответственности было изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции:

«Иск Корчашкиной В.В. и требования третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой А.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. - удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница» компенсацию морального вреда в пользу: Корчашкиной В.В. и Корчашкина Н.В. - в размере 30000 рублей каждому; Васильевой Е.А., Васильевой А.Г. и Васильева А.Г. - в размере 40000 рублей каждому; Васильева Г.М. - в размере 60000 рублей.

При недостаточности имущества Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения возложить на собственника имущества Министерство имущественных отношений Московской области.

В удовлетворении остальной части требований истца Корчашкиной В.В. и третьих лиц Васильева Г.М., Васильевой Е.А., Васильевой А.Г., Васильева А.Г., Корчашкина Н.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница», Министерству имущественных отношений Московской области, а также в удовлетворении требований к Санниковой А.В., Правительству Московской области, Министерству здравоохранения Московской области - отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Солнечногорская областная больница» в бюджет муниципального образования - город Тверь государственную пошлину в размере 1800 рублей».

Разрешая заявленные Корчашкиной В.В. требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд, с учетом требований разумности, исходя из обстоятельств дела, характера спора, его сложности, продолжительности рассмотрения дела в суде первой инстанции, процессуальных действий с участием представителя, существа оказанных услуг, соотнесения заявленных требований и объема защищаемого права, а также идентичности позиции истца и третьих лиц и иных обстоятельств дела, полагая соразмерным и отвечающим принципу соблюдения баланса интересов сторон, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» 18000 рублей, а также для возложения на Министерство имущественных отношений Московской области субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ МО «Солнечногорская больница» как собственника имущества.

Доводов о несогласии с определенным судом размером судебных расходов, подлежащих взысканию в пользу истца, частная жалоба не содержит.

Доводы частной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области сводятся к несогласию с возложением на него субсидиарной ответственности.

Оснований для отмены определения по доводам частной жалобы не имеется.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

На основании распоряжения Правительства Московской области от 31 июля 2023 года № 484-РП "О переименовании некоторых государственных учреждений здравоохранения Московской области" государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Солнечногорская областная больница", переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Солнечногорская больница".

Пунктом 1.3 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» установлено, что учредителем Учреждения является Московская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области осуществляет Министерство здравоохранения Московской области (далее – Учредитель).

Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Московской области (далее – отраслевой орган).

Полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Московской области по осуществлению от имени Московской области управления имуществом учреждения в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных отношений Московской области (далее – Уполномоченный орган).

Пунктом 1.4 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» предусмотрено, что собственником имущества является Московская область. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Московской области осуществляют Правительство Московской области, Уполномоченный орган, Учредитель и отраслевой орган.

Согласно пунктам 1.8 и 1.10 Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Уполномоченным органом, так и приобретенным за счет средств, выделенных Учредителем, либо приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

По обязательствам Учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества Учреждения, на которое в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Устава может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Московская область.

В соответствии с подпунктом 14.7 пункта 14 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 17 октября 2007 г. № 790/28, Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, являясь в соответствии с законодательством Московской области главным распорядителем средств бюджета Московской области, выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству государственных учреждений Московской области.

В Положении о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденном Постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 842/27, закреплено, что Министерство создано в целях реализации государственной политики Московской области в сфере имущественно-земельных отношений, в том числе управления и распоряжения государственной собственностью Московской области. Основными задачами Министерства являются, в том числе защита имущественных интересов Московской области (пункты 11, 12.2).

Министерство принимает решения о закреплении за государственными учреждениями Московской области имущества, находящегося в собственности Московской области, на праве оперативного управления и прекращении указанного права, за исключением случаев, когда такие решения принимает Правительство Московской области, а также осуществления соответствующих организационно-юридических действий (пункт 13.66); осуществляет согласование государственным учреждениям Московской области распоряжения недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления или приобретенным ими за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества (пункт 13.67.1).

Для осуществления возложенных задач и полномочий Министерство имеет право представлять Московскую область в качестве ответчика по искам к Московской области о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) Министерства или должностными лицами Министерства, при осуществлении в случаях, установленных законодательством Московской области, функций главного распорядителя средств бюджета Московской области, в том числе в результате издания правовых актов, не соответствующих законодательству, а также по искам, предъявляемым к Московской области в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству бюджетных учреждений (пункт 14.5).

Из буквального толкования приведенных выше положений Устава ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», Положений о Министерстве здравоохранения Московской области и Министерстве имущественных отношений Московской области в их системной взаимосвязи с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ следует, что Министерство здравоохранения Московской области, являющееся центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны здоровья населения Московской области, осуществляет полномочия учредителя ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница». Полномочия собственника имущества ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» в пределах предоставленных полномочий осуществляют как Министерство здравоохранения Московской области, так и Министерство имущественных отношений Московской области как уполномоченный орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере имущественных отношений. При этом Министерство здравоохранения Московской области несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница» как главный распорядитель средств бюджета Московской области на здравоохранение. По обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, субсидиарную ответственность несет Министерство имущественных отношений Московской области как орган, осуществляющий полномочия собственника имущества (движимого и недвижимого) Московской области.

Таким образом, вопреки доводам частной жалобы именно на Министерство имущественных отношений Московской области возложена обязанность по несению субсидиарной ответственности по обязательствам ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества ГБУЗ Московской области «Солнечногорская больница», в том числе при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов в рамках указанного спора.

Доводы частной жалобы не опровергают правильность обжалуемого судебного постановления.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену определения, судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

определение Заволжского районного суда г. Твери от 19 января 2024 года оставить без изменения, частную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 июля 2024 года.

Судья К.В. Климова

33-3206/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корчашкина В.В.
Ответчики
Министерство Здравоохранения Московской области
Санникова А.В.
Правительство Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
ГБУ Московской области "Солнечногорская областная больница"
Другие
КОРЧАШКИН Н.В.
Васильева Е.А.
Васильев А.Г.
Васильев Г.М.
Васильева Н.Г.
Суд
Тверской областной суд
Судья
Климова Ксения Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
16.07.2024Передача дела судье
18.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее