Решение по делу № 33-719/2024 (33-7495/2023;) от 22.12.2023

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2024г. по делу № 33-719/2024 (33-7495/2023)

Судья Марушевская Н.В. № 2-2439/2023

43RS0003-01-2023-002369-18

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,

судей Едигаревой Т.А., Аносовой Е.Н.,

при секретаре Халявиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Кировской области дело по апелляционной жалобе УФНС России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 октября 2023г., которым, с учетом определения суда об исправлении описки от 25 октября 2023г., постановлено: исковые требования Коровиной Т.В. удовлетворить частично.

Взыскать с УФНС России по Кировской области (ИНН ) в пользу Коровиной Т.В. (ИНН ) компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 106692,40 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 23140,88 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2023 г. в размере 113753,12 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 13 октября 2023г. в размере 52674,66 руб., с дальнейшим начислением компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм, причитающихся работнику в размере 211920,16 руб. за каждый день просрочки, начиная с 14 октября 2023г. по день фактического расчета.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия

установила:

Коровина Т.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Кировской области о взыскании денежного содержания, указав, что с 05 мая 1990г. по 26 марта 2023г. работала на различных должностях государственной гражданской службы в налоговых органах Кировской области. В связи с введением новой структуры УФНС России по Кировской области 26 марта 2023г. уволена с государственной гражданской службы по пп. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штата. В период прохождения службы при выплате отпускных, а затем и при выплате компенсаций при увольнении государственным органом необоснованно не учтены в денежном содержании государственного служащего суммы материального стимулирования и дополнительные премии сверх фонда, чем нарушены трудовые права Коровиной Т.В. С учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с УФНС России по Кировской области в ее пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания – 106692,40 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 2023г. – 23140,88 руб., отпускные за 2020, 2021, 2022, 2023 гг. – 113753,12 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 13 октября 2023г. в размере 53431,27 руб., с дальнейшим начислением компенсации по день фактического расчета, компенсацию морального вреда – 30000 руб.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство финансов РФ в лице УФК по Кировской области, ФНС России.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней УФНС России по Кировской области просит решение суда отменить в части взыскания денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020г., 2021г., 2022г., 2023г., компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13149,45 руб., компенсации в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 60626,08 руб., а также соответствующей компенсации за задержку выплат и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано, что в силу Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007г. № 562, дополнительное материальное стимулирование в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрено. Данная выплата осуществлялась за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда, не предусмотрена локальными актами Инспекции, размер выплат устанавливался начальником Инспекции на его усмотрение в твердой сумме и без привязки к периоду работы, в отличие от иных составляющих денежного содержания, не носило обязательного и систематического характера, не закреплено в служебном контракте. В связи с этим, дополнительное материальное стимулирование не является составной частью оплаты труда, не подлежит учету при исчислении отпускных и компенсаций при увольнении. Не согласны с выводами суда в части восстановления срока и признания наличия уважительности причин пропуска срока обращения в суд по требованию о взыскании денежного содержания в период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020-2022гг., поскольку срок обращения в суд по спору о доплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска составляет один год со дня выплаты сумм. При этом истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока. Получая отпускные, имея на руках расчетных листки, справки 2-НДФЛ, заполняя ежегодно справки о доходах госслужащих, имея высшее экономическое образование, позволяющее проверить правильность выплаченного денежного содержания, истцу ничто не мешало обратиться к нанимателю для получения расчетов отпускных. В качестве уважительных причин пропуска срока не может признаваться не совершение Инспекцией неких действий, обязанность совершения которых не предусмотрена законодательством, и совершение которых зависит непосредственно от волеизъявления истца. Суд указал на не истечение трехмесячного срока на обращение в суд, тем самым смешав два процессуальных срока, которые являются самостоятельными, и ТК РФ не предусмотрено их одновременное применение.

Выслушав представителя УФНС России по Кировской области Никитину О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Коровину Т.В., возражавшую против ее удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Коровина Т.В. с 01 июня 1990г. проходила службу в Межрайонной ИФНС России №8 по Кировской области в различных должностях, с 24 сентября 2004г. - в должности старшего налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков.

Служебным контрактом и дополнительными соглашениями к нему Коровиной Т.В. было установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения в размере 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, районного коэффициента 15% денежного содержания; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области, имеющимися в материалах дела, Коровиной Т.В. в 2020-2022г.г. представлялись ежегодные оплачиваемые отпуска.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области от 13 марта 2023г. в связи с введением с 27 марта 2023г. новой структуры УФНС России по Кировской области, утвержденной приказом ФНС России от 07 декабря 2022г. «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Кировской области», приказом УФНС России по Кировской области от 22 декабря 2022г. @ «О проведении организационно-штатных мероприятий в УФНС России по Кировской области и его территориальных органах» Коровина Т.В. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон N 79-ФЗ) в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с 26 марта 2023г.

27 марта 2023г. Межрайонная ИФНС России № 8 по Кировской области прекратила деятельность в качестве юридического лица путем присоединения к УФНС России по Кировской области.

Из материалов дела следует, что при увольнении, истцу, в соответствии с ч. 3.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 241898,04 руб. и компенсация за 25,42 дней неиспользованного отпуска в сумме 52 466,37 руб.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в период с 2019 по 2022г.г. на основании писем ФНС России о материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также изданных на их основании приказов УФНС России по Кировской области и Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области о выплате премии за счет средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, а также дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, федеральным государственным служащим налоговых органов, в том числе Коровиной Т.В. выплачивались суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования.

Сам факт выплаты истцу материального стимулирования, в том числе дополнительного, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.

Не опровергался ответчиком и тот факт, что указанные суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного, не учитывались при расчете размера денежного содержания для оплаты отпусков в 2020-2022г.г., а также для выплаты при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного, входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе для оплаты отпускных.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023г. был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее Правила № 562).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу первому п. 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2022г. N 554 утверждены новые Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила N 554),

Согласно п.п. 3, 4 Правил N 554 для исчисления денежного содержания в случаях выплаты: денежной компенсации за неиспользованные отпуска, при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона); денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона) учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществляемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ ежемесячные надбавки и другие ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 8 Правил N 554 предусмотрено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «б» пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.

В силу ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).

Формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих также за счет иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, было предусмотрено и до внесения соответствующих изменений в ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в редакции, действовавшей до 01 января 2023г., в период предоставления Коровиной Т.В. очередных отпусков 2020-2022г.г., было установлено, за счет каких средств формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого Указа, а также в том числе, за счет других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

При рассмотрении дела судом первой инстанции приняты во внимания, разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 27 апреля 2021г. N 14-03-03/32289 о том, что выплата гражданским служащим материального стимулирования, связано с исполнением ими должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

При этом в указанном письме отражено, что материальное стимулирование выплачивалось гражданским служащим в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации.

Из имеющихся в деле копий писем ФНС России за 2020-2022 гг. следует, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Кировской области доводилась информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, и дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Приказами УФНС России по Кировской области были утверждены распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонных ИФНС России по Кировской области (в том числе Межрайонной ИФНС N 8 по Кировской области) сверх установленного фонда оплаты труда, согласно которым основанием их вынесения послужили приказы ФНС России «О материальном стимулировании», выписки, приложение N 1 к протоколам заседания комиссии и решения комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.

Из содержания названных документов следует, что материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Из представленных в дело приказов Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области также следует, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета на материальное стимулирование и дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.

Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное материальное стимулирование, в том числе дополнительное материальное стимулирование выплаченное Коровиной Т.В. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении.

Доводы апеллянта о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении поскольку его размер устанавливался начальником Инспекции на его усмотрение, не носило обязательного и системного характера, судебная коллегия отклоняет, поскольку материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование имеют одну правовую природу направленную на стимулирование оплаты труда гражданских служащих. Все денежные суммы как материального стимулирования так и дополнительного материального стимулирования выплачивались на основании приказов вышестоящих органов, которые в свою очередь принимались на основании постановлений Правительства РФ, целью которых являлось совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2022г.г. к материалам дела не приобщены, поскольку отсутствуют в свободном доступе. Вместе с тем, наличие в письмах ФНС России, приказах УФНС России по Кировской области и приказах Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области грифа «дсп» объясняет отсутствие в свободном доступе текстов указанных постановлений.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства, опровергающие доводы истца относительно правовой природы дополнительного материального стимулирования. Однако ответчиком таких доказательств не представлено.

Ссылку апеллянта в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в денежное содержание выплат дополнительного материального стимулирования на постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. N 90н, судебная коллегия отклоняет.

Действительно согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 указанного постановления материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. N 90н.

Доводы апеллянта о несогласии с выводами суда об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с указанными требованиями, не могут повлечь удовлетворение апелляционной жалобы, поскольку, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Суд первой инстанции, признавая уважительными причины пропуска истцом срока обращения в суд, руководствовался приведенными положениями.

Судебная коллегия принимая во внимание, что работник является более слабой стороной в трудовых правоотношениях и, что не совершение работником действий по истребованию в более ранние сроки денежных средств не свидетельствует о пропуске срока обращения в суд, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику причитающихся денежных средств, не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями.

Приведенные выше и иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 октября 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 марта 2024г.

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2024г. по делу № 33-719/2024 (33-7495/2023)

Судья Марушевская Н.В. № 2-2439/2023

43RS0003-01-2023-002369-18

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Ворончихина В.В.,

судей Едигаревой Т.А., Аносовой Е.Н.,

при секретаре Халявиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Кировской области дело по апелляционной жалобе УФНС России по Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 октября 2023г., которым, с учетом определения суда об исправлении описки от 25 октября 2023г., постановлено: исковые требования Коровиной Т.В. удовлетворить частично.

Взыскать с УФНС России по Кировской области (ИНН ) в пользу Коровиной Т.В. (ИНН ) компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере 106692,40 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 23140,88 руб., денежное содержание в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020-2023 г. в размере 113753,12 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 13 октября 2023г. в размере 52674,66 руб., с дальнейшим начислением компенсации в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных сумм, причитающихся работнику в размере 211920,16 руб. за каждый день просрочки, начиная с 14 октября 2023г. по день фактического расчета.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия

установила:

Коровина Т.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Кировской области о взыскании денежного содержания, указав, что с 05 мая 1990г. по 26 марта 2023г. работала на различных должностях государственной гражданской службы в налоговых органах Кировской области. В связи с введением новой структуры УФНС России по Кировской области 26 марта 2023г. уволена с государственной гражданской службы по пп. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением штата. В период прохождения службы при выплате отпускных, а затем и при выплате компенсаций при увольнении государственным органом необоснованно не учтены в денежном содержании государственного служащего суммы материального стимулирования и дополнительные премии сверх фонда, чем нарушены трудовые права Коровиной Т.В. С учетом уточнения исковых требований, просила взыскать с УФНС России по Кировской области в ее пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания – 106692,40 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск 2023г. – 23140,88 руб., отпускные за 2020, 2021, 2022, 2023 гг. – 113753,12 руб., компенсацию за задержку выплат по состоянию на 13 октября 2023г. в размере 53431,27 руб., с дальнейшим начислением компенсации по день фактического расчета, компенсацию морального вреда – 30000 руб.

В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство финансов РФ в лице УФК по Кировской области, ФНС России.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней УФНС России по Кировской области просит решение суда отменить в части взыскания денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2020г., 2021г., 2022г., 2023г., компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13149,45 руб., компенсации в размере 4-месячного денежного содержания в сумме 60626,08 руб., а также соответствующей компенсации за задержку выплат и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано, что в силу Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007г. № 562, дополнительное материальное стимулирование в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрено. Данная выплата осуществлялась за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда, не предусмотрена локальными актами Инспекции, размер выплат устанавливался начальником Инспекции на его усмотрение в твердой сумме и без привязки к периоду работы, в отличие от иных составляющих денежного содержания, не носило обязательного и систематического характера, не закреплено в служебном контракте. В связи с этим, дополнительное материальное стимулирование не является составной частью оплаты труда, не подлежит учету при исчислении отпускных и компенсаций при увольнении. Не согласны с выводами суда в части восстановления срока и признания наличия уважительности причин пропуска срока обращения в суд по требованию о взыскании денежного содержания в период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за 2020-2022гг., поскольку срок обращения в суд по спору о доплате денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска составляет один год со дня выплаты сумм. При этом истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока. Получая отпускные, имея на руках расчетных листки, справки 2-НДФЛ, заполняя ежегодно справки о доходах госслужащих, имея высшее экономическое образование, позволяющее проверить правильность выплаченного денежного содержания, истцу ничто не мешало обратиться к нанимателю для получения расчетов отпускных. В качестве уважительных причин пропуска срока не может признаваться не совершение Инспекцией неких действий, обязанность совершения которых не предусмотрена законодательством, и совершение которых зависит непосредственно от волеизъявления истца. Суд указал на не истечение трехмесячного срока на обращение в суд, тем самым смешав два процессуальных срока, которые являются самостоятельными, и ТК РФ не предусмотрено их одновременное применение.

Выслушав представителя УФНС России по Кировской области Никитину О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Коровину Т.В., возражавшую против ее удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Коровина Т.В. с 01 июня 1990г. проходила службу в Межрайонной ИФНС России №8 по Кировской области в различных должностях, с 24 сентября 2004г. - в должности старшего налогового инспектора отдела регистрации и учета налогоплательщиков.

Служебным контрактом и дополнительными соглашениями к нему Коровиной Т.В. было установлено денежное содержание, состоящее из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения в размере 100% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, районного коэффициента 15% денежного содержания; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области, имеющимися в материалах дела, Коровиной Т.В. в 2020-2022г.г. представлялись ежегодные оплачиваемые отпуска.

Приказом Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области от 13 марта 2023г. в связи с введением с 27 марта 2023г. новой структуры УФНС России по Кировской области, утвержденной приказом ФНС России от 07 декабря 2022г. «О структуре управления Федеральной налоговой службы по Кировской области», приказом УФНС России по Кировской области от 22 декабря 2022г. @ «О проведении организационно-штатных мероприятий в УФНС России по Кировской области и его территориальных органах» Коровина Т.В. уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон N 79-ФЗ) в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с 26 марта 2023г.

27 марта 2023г. Межрайонная ИФНС России № 8 по Кировской области прекратила деятельность в качестве юридического лица путем присоединения к УФНС России по Кировской области.

Из материалов дела следует, что при увольнении, истцу, в соответствии с ч. 3.1 ст.37 Федерального закона N 79-ФЗ выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 241898,04 руб. и компенсация за 25,42 дней неиспользованного отпуска в сумме 52 466,37 руб.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в период с 2019 по 2022г.г. на основании писем ФНС России о материальном стимулировании, дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также изданных на их основании приказов УФНС России по Кировской области и Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области о выплате премии за счет средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих, а также дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда, федеральным государственным служащим налоговых органов, в том числе Коровиной Т.В. выплачивались суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования.

Сам факт выплаты истцу материального стимулирования, в том числе дополнительного, а также размер и источник этих выплат ответчиком не оспаривались.

Не опровергался ответчиком и тот факт, что указанные суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного, не учитывались при расчете размера денежного содержания для оплаты отпусков в 2020-2022г.г., а также для выплаты при увольнении компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению в настоящем деле, в частности, ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, определяющей, что фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного, входят в фонд оплаты труда гражданских служащих и должны учитываться при расчете денежного содержания истца, в том числе для оплаты отпускных.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 3.1. ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 13 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, до 1 января 2023г. был урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее Правила № 562).

Пунктом 2 Правил № 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абзацу первому п. 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2022г. N 554 утверждены новые Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила N 554),

Согласно п.п. 3, 4 Правил N 554 для исчисления денежного содержания в случаях выплаты: денежной компенсации за неиспользованные отпуска, при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона); денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона) учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществляемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ ежемесячные надбавки и другие ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 8 Правил N 554 предусмотрено, что денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «б» пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами «б» - «д» и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами «е» - «з» пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.

В силу ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).

Формирование фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих также за счет иных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, было предусмотрено и до внесения соответствующих изменений в ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в редакции, действовавшей до 01 января 2023г., в период предоставления Коровиной Т.В. очередных отпусков 2020-2022г.г., было установлено, за счет каких средств формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 этого Указа, а также в том числе, за счет других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

При рассмотрении дела судом первой инстанции приняты во внимания, разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 27 апреля 2021г. N 14-03-03/32289 о том, что выплата гражданским служащим материального стимулирования, связано с исполнением ими должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

При этом в указанном письме отражено, что материальное стимулирование выплачивалось гражданским служащим в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации.

Из имеющихся в деле копий писем ФНС России за 2020-2022 гг. следует, что в соответствии с решением руководителя ФНС России до УФНС России по Кировской области доводилась информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование, и дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда.

Приказами УФНС России по Кировской области были утверждены распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонных ИФНС России по Кировской области (в том числе Межрайонной ИФНС N 8 по Кировской области) сверх установленного фонда оплаты труда, согласно которым основанием их вынесения послужили приказы ФНС России «О материальном стимулировании», выписки, приложение N 1 к протоколам заседания комиссии и решения комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России.

Из содержания названных документов следует, что материальное стимулирование осуществлялось сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Из представленных в дело приказов Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области также следует, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих производится за счет средств федерального бюджета на материальное стимулирование и дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда.

Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное материальное стимулирование, в том числе дополнительное материальное стимулирование выплаченное Коровиной Т.В. в период службы в соответствии с приказами ответчика за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а, соответственно, суммы материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования должны учитываться при расчете денежного содержания истца на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении.

Доводы апеллянта о том, что дополнительное материальное стимулирование не подлежит учету при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций при увольнении поскольку его размер устанавливался начальником Инспекции на его усмотрение, не носило обязательного и системного характера, судебная коллегия отклоняет, поскольку материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование имеют одну правовую природу направленную на стимулирование оплаты труда гражданских служащих. Все денежные суммы как материального стимулирования так и дополнительного материального стимулирования выплачивались на основании приказов вышестоящих органов, которые в свою очередь принимались на основании постановлений Правительства РФ, целью которых являлось совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.

Соответствующие постановления Правительства Российской Федерации о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2019-2022г.г. к материалам дела не приобщены, поскольку отсутствуют в свободном доступе. Вместе с тем, наличие в письмах ФНС России, приказах УФНС России по Кировской области и приказах Межрайонной ИФНС России N 8 по Кировской области грифа «дсп» объясняет отсутствие в свободном доступе текстов указанных постановлений.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ именно на ответчике лежала обязанность представить доказательства, опровергающие доводы истца относительно правовой природы дополнительного материального стимулирования. Однако ответчиком таких доказательств не представлено.

Ссылку апеллянта в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований в части включения в денежное содержание выплат дополнительного материального стимулирования на постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. N 90н, судебная коллегия отклоняет.

Действительно согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 указанного постановления материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. N 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. N 14-04-05/34482 указано, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007г. N 90н.

Доводы апеллянта о несогласии с выводами суда об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с указанными требованиями, не могут повлечь удовлетворение апелляционной жалобы, поскольку, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Суд первой инстанции, признавая уважительными причины пропуска истцом срока обращения в суд, руководствовался приведенными положениями.

Судебная коллегия принимая во внимание, что работник является более слабой стороной в трудовых правоотношениях и, что не совершение работником действий по истребованию в более ранние сроки денежных средств не свидетельствует о пропуске срока обращения в суд, исходя из длящегося характера нарушения и обязанности работодателя по своевременной и полной выплате работнику причитающихся денежных средств, не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями.

Приведенные выше и иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 13 октября 2023г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 марта 2024г.

33-719/2024 (33-7495/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Коровина Тамара Витальевна
Ответчики
УФНС России по Кировской области
Другие
УФК по Кировской области
Министерство финансов Российской Федерации
ФНС России
Суд
Кировский областной суд
Судья
Едигарева Татьяна Ананьевна
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
22.12.2023Передача дела судье
25.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Передано в экспедицию
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее