Дело № 2а- 289/2019
УИД 26RS0035-01-2018-004241-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г.Михайловск
Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Степанов Б.Б.,
при секретаре Корниенко Т.П.,
с участием:
представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю по доверенности Сосниной А.Ю.,
административного ответчика Богданова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Ставропольскому краю к Богданову Сергею Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 Ставропольского края обратилась в Шпаковский районный суд с административным исковым заявлением (в последствии уточненным) к Богданову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование своих исковых требований административный истец указал следующее.
Гражданин Богданов Сергей Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<адрес>), проживающий по <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, выдан: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № по Ставропольскому краю, №. Должник Богданов С.В. признается налогоплательщиком налога в соответствии с нормами ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации, устанавливающими что, налогоплательщиками налога на транспорт признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 359 кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговый период установлен п.1 ст. 360 Налогового Кодекса РФ, таким периодом признается календарный год. На основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, ежегодно по состоянию на 1 января налоговая инспекция производит начисление налога. Ст. 1 Закона Ставропольского края от 27.11.2002 г. № 52-КЗ устанавливаются налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. п. 1 п 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996г. №, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - в виде пени как компенсацию потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Согласно данным представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в период начисления (2014г., 2015г., 2016г.) налогоплательщик являлся собственником транспортных средств указанных в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи судебного участка №5 Шпаковского района Ставропольского края от 04.06.2018г., был отменен судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенный по заявлению Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю о взыскании задолженности по налогу на транспорт в отношении Богданова С.В. Сумма задолженности по отмененному судебному приказу составила: налог 14048 руб., пеня 43,36 руб., в общей сумме 14094,36 руб. В связи с изменением задолженности, сумма транспортного налога подлежащая взысканию составляет 12635,96 из них: налог 12592 руб., пеня 43,96 руб. В соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации РФ уведомление направлялись по почте заказной корреспонденцией. Налогоплательщик, является пользователем личного кабинета, в связи с чем уведомления направлены на электронный адрес в личный кабинет. Должнику в порядке досудебного урегулирования в требовании об уплате налога было предложено добровольно оплатить суммы налога и пени. В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 Налогового Кодекса РФ налогоплательщику начислена пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. В сроки установленные законодательством, налогоплательщик сумму не оплатил. Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Пункт 2 статьи 44 Налогового Кодекса РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. На момент подачи заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными, а также справкой о состоянии расчетов по налогам и сборам, приложенными к настоящему заявлению. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. До настоящего момента в добровольном порядке задолженность по налогам не оплачена.
На основании изложенного просят суд:
Взыскать с гражданина Богданова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (уроженец: <адрес>), проживающий по <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ., выдан: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю, задолженность по налогу на транспорт 12011,50 рублей, из них: налог 11968 руб., пеня 43,50 руб.
Отнести все расходы по настоящему делу на административного ответчика.
Налог подлежит уплате получателю УФК по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России № по Ставропольскому краю), ИНН №/КПП №, расчетный счет № в БИК №, код ОКТМО №
Налог на транспорт с физических лиц:
КБК № (налог)
КБК № (пеня).
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю по доверенности Соснина А.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования с учетом уточнений, просила удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Богданов С.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку транспортное средство БМВ 745I на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продано Агамирян А.Г.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд пришел к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик Богданов Сергей Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<адрес>), проживающий по <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ, выдан: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, состоит на учете в Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, ИНН №
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Межрайонной ИФНС России № 5 Ставропольского края произведено начисление задолженности по имущественному налогу в общей сумме 12011 рублей 50 копеек.
Расчет сумм налога подлежащих уплате налогоплательщиком, период его начисления, а так же срок уплаты содержится в налоговом уведомлении, приложенном к заявлению.
Согласно представленных ответчиком требований об уплате налогов следует, что административному ответчику Богданову С.В. были выставлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на объект налогообложения: ТС БМВ № в соответствии с которым ему необходимо было оплатить транспортный налог за 2014г., 2015г., 2016 г.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела в период с ДД.ММ.ГГГГ Богданов С.В. являлся собственником транспортного средства БМВ 745I государственный номер №.
ДД.ММ.ГГГГ право на данное транспортное средство отчуждено Агамирян А.Г. на основании договора купли-продажи и снято с регистрационного учета Арутюнян А.Л. ДД.ММ.ГГГГ
В силу ст. 223 ГК РФ право собственности на автомобиль у приобретателя вещи по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» регистрация транспортного средства носит учетный характер и не является основанием возникновения права собственности на него.
Так, в силу пункта 2 статьи 218 и пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества и прекращается в том числе при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
Следовательно, переход права собственности либо утрата иных законных оснований владения и пользования имуществом могут осуществляться на основании сделок, заключение которых при предоставлении прежним владельцем заявления и подтверждающих данные обстоятельства документов влечет прекращение регистрации транспортного средства, а также освобождение этого владельца от обязанности уплачивать налоги и возникновение данной обязанности у нового владельца.
Согласно п. 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые являются Приложением N 1 к Приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
За невыполнение новым собственником указанного требования законодателем предусмотрены штрафные санкции.
Приведенными выше законоположениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета.
Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
Обязанность об уведомлении государственных органов об отчуждении транспортного средства прежним собственником не имеет своего законодательного закрепления, в связи с чем штрафные санкции в отношении прежнего собственника не предусмотрены.
Права человека и гражданина в Российской Федерации носят универсальный характер. Часть 2 ст.17 Конституции Российской Федерации утверждает все права и свободы человека как основные, однако обладание этими правами и свободами не означает возможности ничем не ограниченного своеволия при их осуществлении, в связи с чем ч. 3 ст. 17 запрещает нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав.
Нарушение закрепленной законодательством обязанности нового собственника по регистрации транспортного средства в течении 10 дней не должно нарушать законные права прежнего собственника.
Иное толкование привело бы к причинению ущерба стороне не имеющей отношения к его возникновению.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для взыскания задолженности по оплате транспортного налога и пени в заявленном административным истцом размере, поскольку Богданов С.В. собственником транспортного средства БМВ 745I № с ДД.ММ.ГГГГ не является.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по Ставропольскому краю к Богданову Сергею Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкци, - отказать в полном объеме.
Во взыскании с гражданина Богданова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (уроженец: <адрес>), проживающий по <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, дата выдачи: ДД.ММ.ГГГГ., выдан: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по Ставропольскому краю, задолженность по налогу на транспорт 12011,50 рублей, из них: налог 11968 руб., пеня 43,50 руб., - отказать.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца
Судья Б.Б. Степанов