Дело № 2-70/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2020 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Изотенко Д.А., при секретаре Донских Е.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5, представителя Администрации <адрес> ФИО7, ответчика ФИО2, представителя МУП «УГХ» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> РК в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, неопределенного круга лиц к Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым, Администрации <адрес> Республики Крым, ФИО2, третье лицо МУП «Управление городского хозяйства», о признании решения незаконным и внесение изменений в основания увольнения ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, который по существу мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, по результатам которой установлен факт необоснованной дачи согласия ФИО2, ранее замещавшего должность главы администрации, заместителя главы администрации, на трудоустройство в должности директора муниципального предприятия.
Так, согласно ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско- правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Указанное в ст. 12 Закона № 273-ФЗ ограничение в соответствии с Перечнем распространяется на должности главы администрации, заместителя главы администрации, отнесенные к группе «Высшие должности».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации <адрес> Республики Крым (далее - Положение).
ФИО2 подал заявление ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на трудоустройство в муниципальное предприятие без соблюдения требований установленных названым положением, а именно, в заявлении не указаны все замещаемые в течение последних двух лет должности, не указаны характер деятельности МУП «Управление городского хозяйства», должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности главы администрации города, заместителя главы администрации.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым (далее - Комиссия) решено дать согласие ФИО2 на замещение должности директора МУП «Управление городского хозяйства», которое оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом, комиссией оценивались исключительно отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией при исполнении должностных (служебных) обязанностей заместителя главы, при этом не рассматривалась функция управления данной организацией при занятии ФИО2 должности главы администрации города, что повлекло за собой принятие незаконного решения о даче согласия на замещение должности директора МУП «Управление городского хозяйства».
Прокурор полагает, что вывод Комиссии является необоснованным и не основывается на нормах федерального законодательства, поскольку из протокола следует, что Комиссия исходила из того, что отдельные функции по управлению МУП «УГХ» не входили в должностные (служебные) обязанности ФИО2 при замещении должности заместителя главы администрации <адрес>, что не соответствует действительности.
В п. 11, 18, 20 ч. 4 ст. 33 Устава установлено, что к компетенции главы администрации города относится назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий, внесение на рассмотрение Алуштинского городского совета предложений по определению системы, размеров и условий оплаты труда работникам муниципальных предприятий и учреждений, утверждение учредительных документов муниципальных предприятий и учреждений.
Например, будучи в должности главы администрации ФИО2 принял в отношении МУП «УГХ» постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении устава муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление городского хозяйства» в новой редакции», постановление от 06.05.2015 № «Об утверждении максимальной суммы сделки по результатам открытых аукционов в электронной форме на электронных площадках», распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О согласии на передачу в безвозмездное пользование недвижимого имущества муниципальной собственности, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление городского хозяйства», распоряжение от 03.12.2015 №-р «О согласии на заключение договора аренды имущества муниципального образования, закрепленного за МУП «Управление городского хозяйства» по результатам аукциона», распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О согласии на передачу в безвозмездное пользование недвижимого имущества муниципальной собственности, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление городского хозяйства», от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О согласии на заключение договора аренды имущества муниципального образования, закрепленного за МУП «Управление городского хозяйства» по результатам аукциона» и другие распорядительные документы.
Кроме того, ФИО2, как заместитель главы администрации города, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № направлял, координировал и контролировал деятельность МУП «Управление городского хозяйства», в том числе согласовывал штатное расписание, кандидатуру временно исполняющего обязанности директора предприятия, размер премии и других стимулирующих выплат.
Дополнительно прокурор указал, что в настоящее время бывший глава администрации <адрес> ФИО2 привлекается к уголовной ответственности.
В рассматриваемом случае нарушение интересов Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц прокурор усматривает в нарушении единых требований к профилактике коррупционных правонарушений, обеспечения правопорядка, а также незаконным назначением на должность директора муниципального предприятия, поскольку правом на занятие указанной должности имело любое лицо, соответствующее квалификационным требованиям (высшее образование, стаж работы), круг которых не ограничен.
Уточнив исковые требования, прокурор просит суд признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрацию <адрес> РК, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №;
внести изменения в основания увольнения ФИО2 по п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 иск поддержала по изложенным в нем основаниям, полагала что установленные нарушения могут быть устранены только способом о котором заявлено в исковых требованиях.
Представитель Администрации <адрес> ФИО7 просил в иске отказать полагал что решение комиссии принято законно и обоснованно, а в рассматриваемом заявлении было указано последнее место работы в муниципальной должности как и требуется по законодательству.
ФИО2 также против иска возразил, дополнительно указав что для разрешения данного конфликта принял решение о расторжении трудового договора по своей инициативе, после чего был принят на должность без указанных прокурором процедур в связи с истечением двухлетнего срока.
Представитель МУП «УГХ» ФИО6 также против иска возразила, поддержав позиции ответчиков.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность главы Администрации <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя главы Администрации <адрес>. (<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о рассмотрении на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов в Администрации <адрес> вопроса о даче согласия на занятие должности директора МУП «УГХ», указав, что ранее занимал должность заместителя главы Администрации <адрес>. <данные изъяты>
Согласно части 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии коррупции" предусматривает что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень должностей муниципальной службы в Администрации <адрес> Республики Крым, при замещении которых на граждан, замещавших должности муниципальной службы, налагаются ограничения, предусмотренные статьей 12 Закона № 273-ФЗ (далее - Перечень) и Порядок дачи согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым гражданину, замещавшему должность муниципальной службы, на замещение на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего (далее - Порядок).
Согласно перечня должностей в группе «Высшие» значатся должности главы администрации и заместителя главы администрации.
Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ не истекло два года со времени замещения ФИО2 должностей муниципальной службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, он в соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обратился в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым, по вопросу согласия на занятие должности директора МУП «УГХ»
Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым, утвержденном постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено следующее:
13. Основаниями для проведения заседания комиссии являются:
б) поступившее в отдел по предотвращению коррупции, противодействию терроризму и взаимодействию с правоохранительными органами Администрации в порядке, установленном муниципальным нормативным правовым актом:
обращение гражданина, замещавшего в администрации <адрес> должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей муниципальной службы администрации <адрес>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско – правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по муниципальному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с муниципальной службы;
14.1. Обращение, указанное в абзаце втором подпункта «б» пункта 13 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность муниципальной службы в администрации в отдел по предотвращению коррупции, противодействию терроризму и взаимодействию с правоохранительными органами. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с муниципальной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности муниципальной службы, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В отделе по предотвращению коррупции, противодействию терроризму и взаимодействию с правоохранительными органами Администрации осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О противодействии коррупции». Обращение, заключение и другие материалы в течение двух рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю Комиссии.
14.5. При подготовке мотивированного заключения, по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 13 настоящего Положения, или уведомлений указанных в абзаце четвертом подпункта «б» и подпункта «д» пункта 13 настоящего Положения, должностные лица отдела кадровой работы, муниципальной службы и наград, отдела по предотвращению коррупции, противодействию терроризму и взаимодействию с правоохранительными органами, имеют право проводить собеседование с муниципальным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а первый заместитель главы администрации <адрес>, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы и заинтересованные организации.
Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии.
В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
21. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта «б» пункта 13 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:
а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданскоправового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Согласно заключения по результатам рассмотрения заявления ФИО2 какие-либо полномочия муниципального управления, принятия обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении МУП «Управление городского хозяйства», в полномочия ФИО2 как заместителя главы администрации <адрес> не входили, и не могли создавать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.
Как следует из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № комиссией принято решение на основании подпункта «а», пункта 21 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов в администрации <адрес> Республики Крым, дать ФИО2 согласие на замещение должности директора в муниципальном унитарном предприятии городского округа Алушта Республики Крым «Управление городского хозяйства» поскольку отдельные функции по государственному управлению этой организацией не входили в его должностные (служебные) Обязанности при замещении им должности заместителя главы администрации <адрес>. (<данные изъяты>
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № «к» ФИО2 назначен на должность директора муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым «Управление городского хозяйства» (л.д.28) с ним заключен трудовой договор (<данные изъяты>
Таким образом, принимая решение о даче согласия ФИО2 на замещение должности директора МУП «УГХ» комиссия не приняла во внимание все замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с муниципальной службы, а рассмотрело заявление ФИО2 исходя лишь из последней занимаемой им должности заместителя главы администрации <адрес>, что приводит суд к убеждению, что требования ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в данном случае выполнены не в полном объёме, решение комиссии о том, входили или не входили отдельные функции по государственному управлению МУП «УГХ» в должностные (служебные) обязанности главы администрации <адрес> и в соответствии с этим возможно ли дать испрашиваемое согласие, фактически не принято.
При таких обстоятельствах доводы прокурора о незаконности решения комиссии отраженного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает обоснованными, а иск в данной части подлежащим удовлетворению.
При этом, решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении правильности решения от ДД.ММ.ГГГГ, (т. 2 л.д. 16-19) по мнению суда, не может восполнить вышеуказанные недостатки, поскольку подтверждаемое решение касалось только должности заместителя главы администрации <адрес> и его неполнота не может быть преодолена подтверждением данного решения.
Вместе с тем, суд не делает выводов о том, что комиссия не могла или не может дать соответствующее согласие, поскольку этот вопрос отнесен к ее исключительной компетенции, суд лишь указывает на неполноту проведенной комиссией проверки, установленных фактов относительно занимаемых должностей ФИО2 за период последних двух лет до дня его увольнения с муниципальной службы, что повлекло преждевременность выводов комиссии о наличии либо отсутствии у ФИО2 в период занятия им должности главы администрации <адрес> отдельных функций по управлению МУП «УГХ» что не исключало, но существенно влияло на принятие решения о даче согласия, на занятие испрашиваемой им должности.
Часть 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Вместе с тем, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №.5-05/519 «к» трудовой договор с ФИО2 расторгнут и он уволен с занимаемой должности директора МУП «УГХ» по инициативе работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. <данные изъяты>
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что последствием нарушения вышеприведенных правил заключения трудового договора в силу прямого указания закона (часть 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") является прекращение трудового договора, учитывая, что на момент рассмотрения дела судом действие трудового договора, заключенного ответчиками, прекращено, принимая во внимание, что нарушение, повлекшее признание решения комиссии незаконным связано с работой комиссии и неполнотой проведенной проверки, которая не была обусловлена неуказанием всех необходимых сведений ФИО2, в поданном им заявлении, при этом комиссия не лишена возможности дать согласие ФИО2 на занятие должности директора МУП «УГХ», а также учитывая отсутствие каких либо исковых требований относительно признания незаконным расторжения трудового договора по инициативе работника, суд приходит к убеждению, что исковые требования в остальной части иска удовлетворению не подлежат.
При этом, суд принимает во внимание, что нарушения интересов Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц в нарушении единых требований к профилактике коррупционных правонарушений, обеспечения правопорядка восстановлены удовлетворением иска в части признания решения комиссии незаконным, а право на занятие указанной должности со стороны неопределенного круга лиц не может быть восстановлено путем внесения изменений в основания увольнения ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд, -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░