Решение по делу № 2а-415/2018 от 14.05.2018

Дело №2а-415/2018

Решение

именем Российской Федерации

19 июня 2018 года                                                                               п. Волот                                                                                         

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего - судьи Н.В. Кулёвой,

при секретаре Н.Н. Тереховой,

с участием административного истца - помощника прокурора Волотовского района Д.А. Родионовой,

представителя административного ответчика - администрации Волотовского муниципального района М.Ф. Бутылина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Волотовского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волотовского муниципального района Новгородской области об обязании обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества,

                                                      установил:

Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с данным иском, указав прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения администрацией Волотовского муниципального района требований жилищного и гражданского законодательства. Данной проверкой установлено, что в нарушение ст. 225 ГК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 20015 года № 931, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> не имеет собственника. В настоящее время в данном жилом помещении никто не зарегистрирован и не проживает. Данное жилое помещение находится в ненадлежащем состоянии, требует капитального ремонта. Комиссией по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества на территории Волотовского муниципального района принято решение о нецелесообразности оформления помещения в качестве бесхозяйного ввиду отсутствия в бюджете Волотовского муниципального района денежных средств. По данным администрации по состоянию на 01 января 2018 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Волотовском муниципальном районе состоит 73 семьи, из которых 42 - малоимущие. Таким образом, непринятие администрацией Волотовского муниципального района мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества и последующему принятию в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит признать бездействие администрации Волотовского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, и последующему принятию в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать администрацию Волотовского муниципального района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Родионова Д.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит обязать администрацию Волотовского муниципального района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика Бутылин М.Ф. исковые требования не признал, пояснив, что статья 225 ГК РФ устанавливает право, а не обязанность администрации муниципального района обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Комиссией по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества принято решение о нецелесообразности постановки на учёт в качестве бесхозяйного, поскольку его дальнейшее принятие в муниципальную собственность повлечёт дополнительные затраты из бюджета муниципального района, так как данное жилое помещение требует значительных вложений для приведения его в надлежащее состояние. Кроме того, учитывая, что в муниципальной собственности имеются квартиры, находящиеся в значительно лучшем состоянии спорной квартиры, но которые не востребованы гражданами, состоящими на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, данная квартира также будет никем не востребована, при этом у администрации возникнет обязанность её содержать.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: учёт муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Волотовского района Новгородской области поведена проверка соблюдения администрацией Волотовского муниципального района требований жилищного и гражданского законодательства.

Согласно справке № 251 от 25 июля 2017 года, выданной администрацией Славитинского сельского поселения (л.д. 18), по адресу: <адрес> с 1983 года фактически проживали следующие граждане: С.С.А. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, С.С.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, С.И.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время по данному адресу никто не проживает.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией миграционного пункта ПП МО МВД РФ «Шимский» от 27 июля 2007 года (л.д. 19-20), а также копиями лицевых счетов № 112, № 91, № 126, № 8, № 5 из похозяйственных книг д. Соловьёво.

Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 11, 39-40) следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д. 42) сведения о собственнике данной квартиры отсутствуют.

Согласно акту от 14 июля 2017 года комиссией, утверждённой постановлением администрации Вололтовского муниципального района от 06 ноября 2014 года № 660 «Об утверждении положения о комиссии по выявлению бесхозяйного имущества на территории района», установлено, что жилое помещение - квартира, расположенная по указанному адресу, построена в 1983 году совхозом «имени Васькина», в квартире фактически никто не проживает, квартира не используется, находится в ненадлежащем виде, требует капитального ремонта, непригодна для проживания. Бывшим владельцем данной квартиры является СПК «Рассвет», который в 2007 году ликвидирован, жилой фонд в муниципальную собственность не передавался.

Комиссией по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества на территории Волотовского муниципального района 14 июля 2017 года принято решение о нецелесообразности оформления указанного жилого помещения в качестве бесхозяйного в связи с тем, что это повлечёт дополнительные затраты бюджетных средств (л.д. 23-24).

Межведомственной комиссией произведено обследование указанного жилого помещения, на основании которого сделано 10 мая 2018 года заключение о признании данного жилого помещения непригодным для проживания.

Из содержания абзаца 1 пункта 3 статьи 225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учёт возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указаны другие лица, которые могут подать заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, муниципальный орган является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В силу изложенного довод представителя ответчика о том, что положения ст. 225 ГК РФ предоставляют органу местного самоуправления лишь право, а не обязанность обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимости, несостоятелен ввиду неправильного толкования данной нормы.

Кроме того, прокурором заявлены требования об обязании осуществить действия по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, а не об обязании принятия жилого помещения в муниципальную собственность.

Также абзацем 3 части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Довод представителя ответчика о том, что в муниципальной собственности имеется ряд квартир, которые не востребованы лицами, нуждающимися в предоставлении или улучшении жилищных условий, а потому спорная также не будет востребована, основан на предположениях.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, по заключению межведомственной комиссии признана непригодной для проживания; несмотря на требования закона о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, администрация Волотовского муниципального района мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества не принимает, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования по административному иску прокурора Волотовского района Новгородской области подлежат удовлетворению.

При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения - в течение трёх месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, предъявляемым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, должны быть возмещены за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Волотовского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, и последующему принятию в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Волотовского муниципального района в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества - жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, возместить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                                                           Н.В.Кулёва

2а-415/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Волотовского района
Ответчики
Администрация Волотовского муниципального района
Другие
Семенов Владимир Артемьевич
Семенов В.А.
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Дело на сайте суда
solecky.nvg.sudrf.ru
14.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2018[Адм.] Судебное заседание
19.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2018[Адм.] Дело оформлено
16.04.2020Регистрация административного искового заявления
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Дело оформлено
16.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее