Решение по делу № 2а-16/2018 от 02.11.2017

№а-16/2018 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2018 года город Лесной Свердловской области

Городской суд города Лесного Свердловской области в составе:

председательствующего Чариковой И.В.

секретаря судебного заседания Заниной Т.Ю.

с участием:

помощника прокурора ГО «Город Лесной» Баженовой Ю.С.

представителя административного ответчика, администрации ГО «ГородЛесной», Тарана Д.П.

представителя заинтересованного лица, МКУ «Управление городского хозяйства» Потапенка А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора ЗАТО «Город Лесной» Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия Администрации городского округа «Город Лесной»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО «Город Лесной», обратился в суд города Лесного Свердловской области с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Администрации городского округа «Город Лесной», в котором просит: - признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Лесной», выразившееся в непринятии мер по межеванию и установлению границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными на земельных участках с кадастровым номером 66:54:0105001:29 - в городе Лесном, с кадастровым номером 66:54:0310007:1 - в п. Елкино; - обязать администрацию городского округа «Город Лесной» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести межевание и установление границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными на земельных участках с кадастровым номером 66:54:0105001:29 в городе Лесном, с кадастровым номером 66:54:0310007:1 в пос.Елкино; - поставить указанные земельные участки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» проверкой установлено, что на территории городского округа «Город Лесной» имеются открытые общественные кладбища, из них одно расположено на земельном участке с кадастровым номером 66:54:0105001:29 в городе Лесном, второе - с кадастровым номером 66:54:0310007:1 в пос.Елкино. Собственником указанных земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, является городской округ «Город Лесной». В соответствии с кадастровыми выписками земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами 66:54:0105001:29 и 66:54:0310007:1. Межевания и установления границ указанных земельных участков под кладбищами - не проводилось. Отсутствие определенных границ земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека.

Помощник прокурора ЗАТО «Город Лесной» Баженова Ю.С. уточнила требования по иску, просила признать незаконным бездействие Администрации ГО «Город Лесной», по непринятию мер в виде проведения кадастровых работ для уточнения границ и площади земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами с кадастровым номером земельного участка 66:54:0105001:29 - в гор.Лесном, с к.н. 66:54:0310007:1 - в пос.Елкино ГО «Город Лесной». Обязать администрацию ГО «Город Лесной» провести кадастровые работы в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, внести изменения по границам в ЕГРПНИ.

Представитель административного ответчика – Администрации ГО «Город Лесной» Таран Д.П., указал, что с требованиями не согласен, т.к. земельные участки, занятые кладбищами уже поставлены на кадастровый учет. Земельным кодексом РФ обязанность собственников (землепользователей), уточнять границы земельных участков (местоположение), помимо прямо указанных в законе случаев не предусмотрено, поэтому считают требования прокурора необоснованными. Подтвердил суду, что проектно-защитной зоны кладбищ не разработаны.

Представитель заинтересованного лица – МКУ «Управление городского хозяйства» Потапенок А.Г. позицию представителя административного ответчика поддержал. Пояснил, что содержанием кладбищ занимается МКУ «УГХ», что проект санитарно-защитной зоны кладбищ в МКУ «УГХ» отсутствует.

Огласив административное исковое заявление, заслушав позицию участников процесса, показания специалистов: МРУ-91 ФМБА России - *** Е.К., ММО Росреестра – *** исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой ЗАТО «Город Лесной» проводилась проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой установлено, что деятельность администрации городского округа «Город Лесной» по соблюдению данного законодательства, не отвечает требованиям указанного законодательства, в связи с чем подан настоящий иск.

В обоснование данной позиции административным истцом заявлено, что границы общественных кладбищ с к.н. 66:54:0105001:29 и 66:54:0310007:1 не уточнены, а соответственно, не установлены. В связи с этим, отсутствует проект санитарно-защитной зоны кладбищ, не соблюдается требование земельного и санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

Установлено, что на территории городского округа «Город Лесной» имеются три общественных открытых кладбища, два из них одно в городе Лесном с кадастровыми номерами земельных участков 66:54:0105001:29 (ул.Нагорная) и 66:54:0000000:180 (ул.Нагорная,11) и одно кладбище с кадастровым номером 66:54:0310007:1 в пос. Елкино ГО «Город Лесной».

Согласно кадастровой выписке из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, используется органами местного самоуправления в связи с разрешенным видом пользования: под кладбище в гор. Лесном по ул. Нагорная. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен №. Площадь участка по сведениям ЕГРПНИ составляет 130 000 кв.м. (130 га), дата внесения сведений об участке ДД.ММ.ГГГГ Правообладателем участка указан Комитет ЖКХ (ныне МКУ «УГХ») на праве постоянного бессрочного пользования. В «особых отметках» выписки указано, что граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства - не установлена.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации города Свердлвоск-45 (г.Лесной) № земельный участок с к.н. 66:54:0105001:29 передан в постоянное бессрочное пользование отделу городского хозяйства администрации города (МКУ «Управление городского хозяйства»).

Согласно представленным кадастровым выпискам из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, занятый кладбищем в п. Елкино тоже поставлен на кадастровый учет, ему присвоен №. Площадь участка по сведениям ЕГРПНИ составляет 20000 кв.м. (20 га), дата внесения сведений об участке ДД.ММ.ГГГГ Правообладателем указан Комитет ЖКХ (ныне МКУ «УГХ») на праве постоянного бессрочного пользования. В «особых отметках» Выписки указано, что граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства - не установлена.

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации города Лесного № земельный участок с к.н. 66:54:0310007:1 передан в постоянное бессрочное пользование Комитету ЖКХ (МКУ «Управление городского хозяйства»).

Из ответа первого заместителя Главы администрации на требование прокуратуры ЗАТО «Город Лесной» о предоставлении информации и документов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрации города известно, что границы земельных участков в к.н. 66:54:0105001:29 и 66:54:0310007:1 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Границы земельного участка с к.н. 66:54:0000000:180, занятого под третье кладбище в черте города - определены в соответствии с требованиями земельного законодательства путем проведения кадастровых работ.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ" О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.15 указанного закона, места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии п. 2 Устава городского округа «Город Лесной», принятого Решением Думы городского округа «Город Лесной» ДД.ММ.ГГГГ за №, в состав территории городского округа относится: город Лесной, поселки Бушуевка, Елкино, Таежный, Чащавита.

В соответствии с подп. 3, 22 ст. 7 Устава городского округа к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (текст размещен в общедоступном сайте системы «Консультант Плюс).

В соответствии с Уставом МКУ «Управление городского хозяйства» (заинтересованное лицо), утв. Постановлением Главы администрации ГО «Город Лесной» от ДД.ММ.ГГГГ за №, учредителем казенного учреждения является городской округ «Город Лесной», функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией ГО «Город Лесной» (п.1.6 Устава). Учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий городского округа по содержанию и управлению объектами городского хозяйства, по благоустройству и содержанию территорий, по контролю состояния окружающей среды, оказанию ритуальных услуг (п.2.1 Устава). Имущество учреждения является собственностью городского округа и закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.п.3.1,3.2). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета и на основании бюджетной сметы, контроль за использованием которых осуществляется собственником (п.п.3.7., 3.8).

Таким образом, суд полагает, что администрация ГО «Город Лесной» является надлежащим ответчиком по данному иску.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле", деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления, либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч.1 ст.18 Закона).

В соответствии ч.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 г. № 84 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", распространяющиеся на кладбища, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в т.ч. воссозданию) и эксплуатации. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми лицами, если их деятельность связана с эксплуатацией кладбищ.

Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором предусматривается: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; система дренажа; обваловка территории; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений; разделение территории кладбища на функциональные зоны; канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Из показаний специалиста МРУ-91 ФМБА России Ковалевой Е.К., начальника отдела санитарного надзора, следует, что при обслуживании мест захоронений (умерших) наличие проекта санитарно-защитной зоны кладбищ - обязательное требование СанПиН 2.1.2882-11. Наличие проекта предполагает указание на установленные границы и площади земельного участка под кладбищами. Отсутствие проекта является нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, препятствует осуществлению их службой санитарного контроля за захоронениями.

Из показаний специалиста ММО Росреестра ***, заместителя Главного государственного инспектора Нижнетуринского городского округа и городского округа «Город Лесной» Свердловской области по земельному надзору и охране земли, следует, что по базе ЕГРПНИ границы земельных участков с к.н. 66:54:0105001:29, 66:54:0310007:1 не установлены. Указанные участки в 1993 г. без проведения кадастровых (ранее межевых) работ, были перерегистрированы на кадастровом учете, в связи с изменением земельного с теми границами, что уже имелись изначально и были предоставлены земелепользователем в Росреестр, поэтому в кадастровой выписке на земельный участок поэтому и указано, что границы не установлены, т.к. документов, подтверждающих установление границ на местности, в Росресстре не имеется. В подтверждение своих слов специалистом Росреестра представлены снимки из Публичной кадастровой карты, которые ею прокомментированы следующим образом: земельный участок, занимаемый кладбищем в пос. Елкино в границах (по Выписке ЕГРПНИ) располагается наложением границ на реке Нижняя Тура что изображено на снимке. Площадь кладбища вместо заявленных 2 га, фактически публичная кадастровая карта показывает - 3.19 га, т.е. площадь кладбища с 1993 г. расширилась. Это означает, что границы кладбища и его местоположение по данным внесенным в реестр 1993 г., не соответствуют фактическим, для чего необходимо их уточнение, путем проведения кадастровых работ. Аналогичная ситуация с кладбищем в городе Лесном, площадь которого составляет 13 га, фактически - уже 20 га, что тоже следует из информации Публичной кадастровой карты. Местоположение обоих объектов не определено, что, по мнению специалиста, является нарушением земельного законодательства.

В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015г № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени, при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Таким образом, суд приходит к выводу, что несоответствие границ спорных земельных участков их фактическому расположению, занимаемой площади, отсутствие разработанного и утвержденного Проекта санитарной защитной зоны кладбищ в городском округе «Город Лесной» (по ул.Нагорная (гор. Лесной) и в п. Елкино, свидетельствует о нарушении администрацией ГО «Город Лесной» как земельного, так и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Вопреки доводам представителя административного ответчика об отсутствии в земельном кодексе РФ прямого указания и возможности возложение на администрацию городского округа обязанности по установлению (уточнению) границ земельных участков ранее поставленных на кадастровый учет, суд полагает, что обязанность сохраняется в соответствии с требованиями предъявляемыми к ответчику по соблюдению земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Отсутствие в установленном законом порядке установленных границ спорных земельных участков и соответственно занимаемой ими площади, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия администрации ГО «Город Лесной», выразившегося в непринятии мер по проведению кадастровых работ для уточнения границ и площади земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными на земельных участках с кадастровым номером 66:54:0105001:29 в городе Лесном и к.н. 66:54:0310007:1 - в пос.Елкино городского округа «Город Лесной», и внесении сведений о границах в ЕГРПНИ – являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Роводствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора ЗАТО «Город Лесной» - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации ГО «Город Лесной», выразившееся в непринятии мер по проведению кадастровых работ с целью уточнения границ и площади земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными на земельных участках (кадастровый номер 66:54:0105001:29 - в городе Лесном и с кадастровым номером 66:54:0310007:1 в пос. Елкино) городского округа «Город Лесной».

Обязать Администрацию городского округа «Город Лесной» провести кадастровые работы с целью уточнения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0105001:29, 66:54:0310007:1, занятыми открытыми кладбищами, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с внесением изменений в основные характеристики указанных объектов в ЕГРПНИ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца, со дня принятия настоящего решения в окончательной форме, через городской суд горда Лесного.

Текст резолютивной части решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

СУДЬЯ И.В. Чарикова

Текст мотивированного решения изготовлен с использованием компьютерной техники 05.02.2018 г.

СУДЬЯ И.В. Чарикова

2а-16/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ГО "Город Лесной"
Волков Сергей Викторович
Другие
МКУ "Управление городского хозяйства"
Суд
Городской суд г. Лесного Свердловской области
Дело на сайте суда
lesnoy.svd.sudrf.ru
02.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
03.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2017[Адм.] Судебное заседание
11.01.2018[Адм.] Судебное заседание
31.01.2018[Адм.] Судебное заседание
05.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2020Регистрация административного искового заявления
05.05.2020Передача материалов судье
05.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2020Судебное заседание
05.05.2020Судебное заседание
05.05.2020Судебное заседание
05.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив
31.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее