г. Сыктывкар Дело № 2-360/2020 г.
(№ 33-4417/2020 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2020 года дело по апелляционной жалобе Карпеченко Александры Сергеевны на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 мая 2020 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Карпеченко Александры Сергеевны к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о возложении обязанностей назначить пенсию и выплатить недополученную пенсию, отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установил:
Карпеченко А.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми о возложении обязанностей назначить пенсию и взыскать недополученную пенсию с 24 июля 2018 г. по день рассмотрения дела в суде. В обоснование исковых требований истец указала, что ей назначена пенсия в соответствии с Законом РФ № 1244-1. В период с 26 апреля 1986 г. по 15 мая 1990 г. она проживала в дер. Рудня-Голубовка Клинцовского района Брянской области, который относится к зоне проживания с правом отселения. Решением ответчика от 24 июля 2018 г. ей отказано в назначении пенсии по Федеральному закону № 1244-1 от 15 мая 1991 г., поскольку в период с 1 сентября 1983 г. по 28 июня 1986 г. она обучалась в техникуме физической культуры г. Брянска. Несмотря на то, что она действительно обучалась в указанный период в г. Брянске на выходные и каникулы она приезжала домой. После окончания техникума она была направлена на работу учителем в Рудне-Голубовскую неполную среднюю школу и проживала в дер. Рудня-Голубовка, затем находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения ребёнком одного года, проживая там же.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Карпеченко А.С. просит решение суда отменить, указывая на неверное установление обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 марта 2018 г. Карпеченко А.С., <Дата обезличена> года рождения обратилась в УПФР в г. Воркуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и п. 9 ч. 1 ст. 13 и ст. 32 Закона РФ № 1244-1.
Решением УПФР в г. Воркуте от 24 июля 2018 г. № 129617/18/36/01 Карпеченко А.С. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ и п. 1 ст. 13, ст. 32 Закона РФ № 1244-1, в связи с отсутствием у неё данного права.
Из указанного решения пенсионного органа следует, что Карпеченко А.С. не представлены: справка администрации Клинцовского района Брянской области о периодах проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению; удостоверение гражданина установленного образца, подтверждающее право на установление статуса и льгот.
На основании постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дер. Рудня-Голубовка Клинцовского района Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно распоряжению Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 12 декабря 2018 г. № 1902 и удостоверению серии <Номер обезличен> Карпеченко А.С. является гражданином, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение из населённых пунктов пгт Красная гора, дер. Рудня-Голубовка Клинцовского района Брянской области с 15 августа 1986 г. по 20 июня 1990 г.
Вместе с тем, согласно ответу ЦСЗН г. Воркуты от 12.04.2018 удостоверение серии <Номер обезличен> от 22 декабря 1993 г. на имя Карпеченко А.С., выданное администрацией г. Воркуты выдано с неверной формулировкой.
Из справки администрации Красногорского района Брянской области следует, что сведения о регистрации Карпеченко А.С. на территории пгт. Красная Гора Красногорского района Брянской области с 1986 г. по настоящее время отсутствуют.
Справкой Первомайской сельской администрации Клинцовского района Брянской области от 4 марта 2020 г. подтверждается регистрация Карпеченко А.С. в д. Рудня-Голубовка Клинцовского района Брянской области с 23 февраля по 15 июня 1988 г., с 9 января по 15 июня 1990 г.
По представленным документам следует, что истица в период с 1983 г. по 1986 г. обучалась в Брянском техникуме физической культуры; с 15 августа 1986 г. по 25 августа 1987 г. работала учителем физкультуры в Красногорской средней школе Брянской области. С 26 августа 1987 года принята на работу учителем иностранного языка в Рудне-Голубовскую неполную среднюю школу Клинцовского района Брянской области, с 29 августа 1989 года переведена учителем физкультуры и физики в Бутовскую неполную среднюю школу Клинцовского района Брянской области, уволена 20 июня 1990г. В период с 15 августа 1988 г. по 20 июня 1989г. Карпеченко А.С. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им одного года. Во все периоды работы из заработной платы Карпеченко А.С. начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (часть 3 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Из примечания к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из приведенных положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует, что право граждан на пенсионное обеспечение ранее общеустановленного в Российской Федерации пенсионного возраста возникает, в частности при условии их постоянного проживания либо работы на территории с правом на отселение. Таким образом, установление факта постоянного проживания (работы) гражданина на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения относится к числу юридически значимых обстоятельств, обязанность подтверждения которого, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на истце.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал обоснованный вывод от отсутствии правовых оснований для признания за истицей права на досрочное пенсионное обеспечение, как лицу, проживавшему в зоне с правом отселения, поскольку истцом не доказан факт постоянного проживания на территории с правом на отселение в юридически значимый период с момента аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
В решении суда подробно изложены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о наличии доказательств фактического проживания истицы на территории зоны с правом на отселение в спорный период, являлись предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, приведенными в решении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░