Учет №021а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
21 июня 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Хайруллиной Р.Р .
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Шакуровой Рќ.Рљ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе представителя РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ РСЂРёРЅС‹ Евгеньевны – Трофимова Владимира Рльича РЅР° решение Альметьевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 15 марта 2019 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ РСЂРёРЅС‹ Евгеньевны РѕР± оспаривании действий (бездействия) Рсполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Рё Палаты земельных Рё имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Рзучив письменные материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІР° Р.Р•. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РѕР± оспаривании решения Рсполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ отказе РІ утверждении схемы расположения земельного участка Рё возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Р’ обоснование требований указала, что постановлением Рсполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 17 января 2011 РіРѕРґР° в„– 102 был утвержден акт выбора земельного участка РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 2010 РіРѕРґР° в„– 85.
Рмея намерение заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды вышеуказанного земельного участка, 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІР° Р.Р•. обратилась РІ Рсполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан СЃ заявлением РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 13декабря 2018 года №16315/215 в утверждении схемы расположения земельного участка было отказано по мотиву того, что земельный участок накладывается на смежные земельные участки и перекрывает доступ к ним.
РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІР° Р.Р•. полагала данный отказ органа местного самоуправления незаконным, указывая РѕР± отсутствии оснований для отказа РІ удовлетворении ее заявления. РќР° этом основании просила признать незаконным решение РѕС‚ 13 декабря 2018 РіРѕРґР° в„–16315/215 РѕР± отказе РІ утверждении схемы расположения земельного участка Рё обязать Рсполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан утвердить схему расположения земельного участка площадью 1625 квадратных метров, находящегося РїРѕ адресу: <адрес>.
Отказывая РІ удовлетворении административного РёСЃРєР°, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє выводу Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ административным истцом СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РѕР± оспаривании решения муниципального органа РѕС‚ 13 декабря 2018 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом СЃСѓРґРѕРј принято РІРѕ внимание ранее вынесенное административным ответчиком решение РѕС‚ 25сентября 2018 РіРѕРґР° РїРѕ аналогичному заявлению РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р•. Тем самым СЃСѓРґ пришел Рє выводу Рѕ том, что административный истец таким образом создал искусственные условия для увеличения СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением.
Р’ апелляционной жалобе представитель РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р•. – Трофимов Р’.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР°, РїСЂРёРІРѕРґСЏ РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ том, что СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРµ была дана оценка законности оспариваемого административным истцом решения органа местного самоуправления РѕС‚ 13 декабря 2018 РіРѕРґР°. РџСЂРё этом указал РѕР± ошибочном выводе СЃСѓРґР° первой инстанции Рѕ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРµ административным истцом СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует РёР· материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, РІ 2010 РіРѕРґСѓ Администрацией Альметьевского района Рё РіРѕСЂРѕРґР° Альметьевска РїРѕ заявлению РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р•. произведен выбор земельного участка для ведения личного РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ хозяйства. Постановлением Рсполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 17 января 2011 РіРѕРґР° в„–102 утвержден акт Рѕ выборе данного земельного участка.
Заявление РѕР± утверждении схемы расположения земельного участка подано РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р•. РІ Рсполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан 29 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°. Отказ муниципальным органом РІ удовлетворении ее заявления послужил основанием для обращения административного истца РІ СЃСѓРґ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Согласно указанной норме закона, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные указанным Кодексом, другими федеральными законами.
РР· материалов дела следует, что основанием для отказа РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№Р.Р•. РІ утверждении схемы расположения земельного участка послужило то обстоятельство, что часть испрашиваемого земельного участка накладывается РЅР° смежные земельные участки Рё перекрывает доступ Рє РЅРёРј.
РџСЂРё рассмотрения дела СЃСѓРґРѕРј первой инстанции установлено, что ранее, Р° именно 24 августа 2018 РіРѕРґР°, РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІР° Р.Р•. СѓР¶Рµ обращалась РІ Рсполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан СЃ аналогичным заявлением, ответ РЅР° который ею РЅРµ оспаривался.
На основании указанных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что административным истцом путем подачи повторного заявления были созданы искусственные условия для увеличения срока обращения в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку повторное обращение гражданина в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении государственной услуги не может свидетельствовать о недобросовестном использовании им своих прав.
Предметом административного иска является оспаривание решения, принятого Палатой земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, 13декабря 2018 года № 16315/2015.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, срок обращения в суд с вышеуказанным административным иском, в контексте вышеприведенной нормы действующего законодательства, административным истцом не пропущен.
Согласно пунктам 1-3 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства административного дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.
РР· разъяснений, данных РІ пункте 24 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27 сентября 2016 в„–36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», следует, что доказывание РїРѕ административным делам осуществляется РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ принципа состязательности Рё равноправия сторон РїСЂРё активной роли СЃСѓРґР° (РїСѓРЅРєС‚ 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Вместе с тем обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным требованиям процессуального законодательства не соответствует.
Полагая административные исковые требования РџРѕСЃРЅРёРєРѕРІРѕР№ Р.Р•. РЅРµ подлежащими удовлетворению Рё изложив РІ резолютивной части выводы РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєР°, СЃСѓРґ первой инстанции РІ мотивировочной части решения РЅРµ дал соответствующую правовую оценку действиям административных ответчиков, которые, РїРѕ мнению административного истца, привели Рє нарушению ее прав Рё законных интересов, ограничившись лишь тем, что основания отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка СЃСѓРґ полагает законными, обоснованными Рё согласующимися СЃ представленными СЃСѓРґСѓ доказательствами Рё объяснениями участников процесса. РџСЂРё этом РґРѕРІРѕРґС‹ административного истца СЃСѓРґ первой инстанции оставил без внимания, РЅРµ дал РёРј надлежащей оценки, РЅРµ мотивировал причины, РїРѕ которым указанные РґРѕРІРѕРґС‹ являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах выводы суда о необоснованности требований административного истца не основаны на полном, всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.
Допущенные при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушения норм процессуального права представляются судебной коллегии существенными по смыслу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и повлиявшими на исход дела, вследствие чего решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Повторное рассмотрение дела судом первой инстанции предполагает проверку и оценку всех фактических обстоятельств дела в рамках заявленных административным истцом требований с установлением доказательств, на которых будут основаны выводы суда, и изложением в судебном решении доводов, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.
Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 марта 2019 года по данному делу отменить, административное дело направить в Альметьевский городской суд Республики Татарстан на новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё