Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Омаровой И.В.,
при секретаре Кравцовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Акционерного общества «Тандер» к Государственной инспекции труда в Астраханской области, государственному инспектору труда Гусейновой Любови Константиновне о признании незаконным и отмене предписания <номер>-И от <дата>,
у с т а н о в и л :
АО «Тандер» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене предписания <номер> от <дата>, мотивируя свои требования тем, что <дата> ими получено предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области <номер> от <дата>, пунктом 1 которого на них возложена обязанность произвести специальную оценку условия труда на рабочем месте <ФИО>3 в соответствии с нормами ст.212 ТК РФ. Срок для исполнения предписания <дата>. Считают данное предписание незаконным, поскольку оно противоречит нормам Федерального закона от <дата>г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указывают, что письмом Минтруда России от <дата> <номер> даны разъяснения о сроках проведения специальной оценки условия труда, а также о ее поэтапном проведении; специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем <дата>; в силу ч.6 ст.27 названного федерального закона, в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем <дата>; доказательств того, что рабочее место <ФИО>4 относится к рабочему месту указанным и части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, инспектором не представлено. Таким образом, поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, и не указанных ч.6 ст.10 Закона № 426-ФЗ. В остальных случаях - должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы. В целях исполнения названного Федерального закона, АО «Тандер» осуществляет поэтапную оценку условий труда, и на проведение каждого этапа заключаются договора со специализированной компанией на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. Кроме того, указывают, что предписание является незаконным в связи с невозможность его исполнения в силу отсутствия конкретных указаний относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для устранения выявленного нарушения. Вместе с тем, установление срока исполнения предписания противоречит закону, поскольку проведение внеплановой специальной оценки по предписанию государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда возможно в течение шести месяцев со дня выдачи такого предписания, т.е. не ранее <дата>. Более того, вопросы о проведении специальной оценки условий труда относятся к индивидуальным трудовым спорам и не могут являться предметом рассмотрения Государственной инспекции труда. Просят признать незаконным и отменить предписание <номер>-И от <дата> Государственной инспекции труда в Астраханской области.
В судебном заседании представитель административного истца <ФИО>5 поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Гусейнова Л.К. в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и материалы из Государственной инспекции труда в Астраханской области в отношении АО «Тандер» по обращению <ФИО>4, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании заявления <ФИО>4 от <дата> Государственной инспекцией труда в Астраханской области вынесено распоряжение <номер> от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «Тандер».
В рамках проведения проверки государственным инспектором труда Гусейновой Л.К. вынесено предписание <номер> <дата>, обязывающее АО «Тандер» провести специальную оценку условий труда на рабочем месте <ФИО>3 в соответствии о ст.212 ТК РФ в срок до <дата> и произвести начисление и оплату <ФИО>4 за работу в выходные дни с учетом ст.236 ТК РФ.
Указанное предписание получено представителем АО «Тандер» <дата>.
Предписание Государственной инспекцией труда в Астраханской области в части начисления и оплаты <ФИО>4 за работу в выходные дни с учетом ст.236 ТК РФ исполнено АО «Тандер» и не оспаривается.
Впоследствии, предписание в части проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте <ФИО>3 в соответствии о ст.212 ТК РФ в срок до <дата> обжаловано представителем АО «Тандер» в Кировский районный суд г. Астрахани, и определением суда от <дата> административное исковое заявление о признании предписания незаконным возвращено в связи с неподсудностью.
<дата> настоящее административное исковое заявление поступило в Советский районный суд г.Астрахани.
В силу ст.95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об уважительности пропуска истцом АО «Тандер» срока для обжалования предписания и его восстановлении.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Приказом <номер> <дата> генерального директора АО «Тандер» создана комиссия по проведению специальной оценки условий труда поэтапно и утверждении графика поэтапного проведения работ по специальной оценке условий труда.
Приложением <номер> к данному приказу является график поэтапного проведения работ по специальной оценке условий труда с указанием подразделений АО «Тандер» на территории Российской Федерации.
В рамках исполнения указанного приказа между АО «Тандер» и ООО «ЮгИнтеграция» заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда № ГК 15927/16 от <дата>, предметом которого является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на 20357 рабочих местах за плату.
Кроме того, между АО «Тандер» и ООО «ЮгИнтеграция» заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда № ГК 18072/17 от <дата>, предметом которого является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда на 23600 рабочих местах за плату.
В силу ч.6 ст.27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в отношении рабочих мест, не указанных в ч.6 ст.10 Федерального закона N 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем <дата>.
Указывая на нарушение вынесенного предписания в части проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте <ФИО>3 в соответствии о ст.212 ТК РФ в срок до <дата>, истец ссылается на положения Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и апеллирует заключенными договорами по осуществлению оценки условий труда, согласно которым оценка условий труда в АО «Тандер» проводится поэтапно, первый этап прошел в 2014 году, текущий пятый этап запланирован на 2018 год.
Следовательно, нарушений трудового законодательства АО «Тандер» в части производства оценки условий труда не имеется, как и не имеется оснований для проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте <ФИО>3 в соответствии о ст.212 ТК РФ в срок до <дата>.
Однако суд не может согласиться с указанными доводами.
Согласно статье 27 Федерального закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона N 426-ФЗ.
Статьей 17 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрена обязанность работодателя, заключающаяся в проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Она возникает в ряде случаев, в том числе в случае получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований Федерального закона N 426-ФЗ (п.2).
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в адрес АО «Тандер» вынесено предписание <номер> от <дата> о производстве специальной оценки условий труда работника <ФИО>4
Таким образом, данный случай предусмотрен статьей 17 Федерального закона N 426-ФЗ и обязывает работодателя провести внеплановую специальную оценку условий труда <ФИО>4
Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до <дата> осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет.
С 1 января 2014 года вышеуказанный документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ). Таким образом, в настоящее время отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям должно осуществляться на основании проведенной специальной оценки условий труда. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится также не реже чем один раз в пять лет.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", не имеется.
Доводы административного истца относительно невозможности исполнения оспариваемого предписания, не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Не обоснованны и доводы административного истца том, что вопросы проведения специальной оценки условий труда не могут являться предметом рассмотрения государственной инспекции труда, поскольку Приказом Минтруда России от 21.04.2017 N 377н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, который определяет порядок осуществления Службой и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при исполнении государственной функции.
Как было указано ранее, в случае получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями государственных нормативных требований охраны труда, такая оценка проводится в течение шести месяцев со дня получения предписания (п.2 ч.1, ч.2 ст.17 Федерального закона N 426-ФЗ).
Однако в предписании срок для выполнения требований до <дата> не соответствует положениям ч.2 ст.17 Федерального закона N 426-ФЗ, поскольку предписание вынесено <дата>, соответственно шестимесячный срок для его исполнения истекает <дата>.
Таким образом, законность возложения на АО «Тандер» требования о выполнении специальной оценки труда в срок до <дата> материалами дела не подтвержден, в связи с чем, исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду сделать вывод о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Астраханской области <номер> от <дата> в части установленного срока выполнения требования до <дата>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение
Судья: подпись Омарова И.В.