Дело № 3а-861/2020
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
11 сентября 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Казакова Д.А.,
при ведении протокола
помощником судьи Давлетшиным В.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РќРѕРІРёРєРѕРІР° Виктора Васильевича, Плис Станислава Анатольевича, Плис Анатолия Рвановича Рє департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Краснодарскому краю, заинтересованное лицо администрация муниципального образования Рі. Краснодар, РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
РќРѕРІРёРєРѕРІ Р’.Р’., Плис РЎ.Рђ., Плис Рђ.Р. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ установить кадастровую стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <в„–..>, площадью 4 482 +/- 24 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <Адрес...>, РІ размере рыночной стоимости равной 7650774 рубля.
Административные истцы мотивирует свои требования тем, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости нарушают их права и затрагивают законные интересы, как арендаторов земельного участка. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, это приводит к необоснованному увеличению арендных платежей.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административные истцы Новиков В.В. и Плис С.А. направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель РќРѕРІРёРєРѕРІР° Р’.Р’., Плис РЎ.Рђ., Плис Рђ.Р. РїРѕ доверенности Ваганова Р.Р’. представила уточненные исковые требования, РІ соответствии СЃ которыми РїСЂРѕСЃРёС‚ установить кадастровую стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <в„–..> РІ размере рыночной равной 10914791 рубль, согласно выводов проведенной РїРѕ делу судебной экспертизы.
РћС‚ представителя административного ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края, РћРіРёРґРё Рћ.Рњ.Р., действующего РЅР° основании доверенности, поступил отзыв РЅР° РёСЃРє, РІ котором указал, что уменьшение кадастровой стоимости приведет Рє уменьшению налоговых платежей, поступающих РІ бюджет. РџСЂРѕСЃРёР» вынести законное Рё обоснованное решение.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Ржевская Е.М. в своем отзыве не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства и просит рассмотреть дела в их отсутствие.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
На основании определения суда от 11 сентября 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверив доводы административного искового заявления, отзывов, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона.
РР· материалов дела следует, что административные истцы являются арендаторами земельного участка СЃ кадастровым номером <в„–..>, категория земель – земли населенных пунктов, РІРёРґ разрешенного использования – объекты промышленного Рё складского назначения, общей площадью 4 482 +/- 24 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <Адрес...>, РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды РѕС‚ <Дата> <в„–..>, заключенного СЃ администрацией муниципального образования Рі. Краснодар, что подтверждается выпиской РёР· ЕГРН.
В соответствии с пунктом 3 указанного договора аренды, размер годовой арендной платы исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, административные истцы вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного земельного участка.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№..>, определена уполномоченным органом по состоянию на 30 марта 2016 года в размере 15528337,20 рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. Соответственно суд считает 30 марта 2016 года верной датой определения кадастровой стоимости земельного участка, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № 20012ОЦ-2 от 28 января 2020 года, подготовленного ООО «Кубаньгеоконтроль», рыночная стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 7650 774 рублей.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административными истцами, имелись существенные различия, отсутствием возражений со стороны представителя административных истцов о назначении судебной экспертизы, определением суда от 02 июня 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а также на соответствие отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № 20012ОЦ-2 от 28 января 2020 года, подготовленного ООО «Кубаньгеоконтроль», требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.
Согласно заключению судебной экспертизы в„– 76/20 РѕС‚ 10.08.2020Рі., выполненной экспертом РћРћРћ «Артилком» < Р¤.Р.Рћ. >10, рыночная стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером <в„–..> составляет 10914791 рублей. Ркспертом также установлено, что РїСЂРё составлении отчета РѕР± оценке рыночной стоимости земельного участка в„– 20012РћР¦-2 РѕС‚ 28 января 2020 РіРѕРґР° допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых Рє форме Рё содержанию отчета, описанию объекта оценки, методам расчета рыночной стоимости объекта оценки, Рё иные нарушения, которые могли повлиять РЅР° определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, Р° именно: информация, использованная оценщиком, РЅРµ является достоверной достаточной, проверяемой.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов эксперта не имеется.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р Р¤, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р Р¤.
Оснований РЅРµ доверять представленному заключению экспертизы Сѓ СЃСѓРґР° РЅРµ имеется, поскольку РѕРЅРѕ является допустимым РїРѕ делу доказательством. Рксперт имеет специальное образование, длительный стаж экспертной работы.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования даны ответы на поставленные вопросы.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.
Ркспертное заключение составлено РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства, предъявляемыми Рє отчету РѕР± оценке объекта недвижимости. Ркспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена РЅР° основании материалов дела.
РџСЂРё оценке СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости был применен сравнительный РїРѕРґС…РѕРґ (невозможность применения иных РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ РїСЂРё оценке экспертом обоснованна). Ркспертом было проведено исследование рынка земельных участков Карасунского внутригородского РѕРєСЂСѓРіР° Рі. Краснодара, Рё проанализирована информация Рѕ выставленных РЅР° продажу объектах, сопоставимых СЃ оцениваемым земельным участком.
Применяемые экспертом корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята скидка на торг, произведены корректировки дату сделки (дату предложения), размер собственности, приведены обоснования отсутствия необходимости применения иных корректировок.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0413005:23 (по состоянию на дату определения кадастровой стоимость - 30 марта 2016 года) составляет 10914791 рублей.
Доказательств того, что рыночная стоимость указанного земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено.
Суд считает, что административными истцами доказан факт несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, кадастровая стоимость превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административных истцов, как арендаторов объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению и установлению кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 06 мая 2020 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 06 мая 2020 года.
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Генеральным директором ООО «Артилком» в суд подано ходатайство о взыскании с административных истцов оплаты за проведение в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 60000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками не оспаривалось право административных истцов на установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска сводится к реализации в судебном порядке такого права.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, расходы по оплате судебной экспертизы, следует отнести на административных истцов, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд приходит к выводу, что такое расхождение кадастровой стоимости с рыночной укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов административных истцов.
Таким образом, заявление ООО «Артилком подлежит удовлетворению, расходы на проведение судебной экспертизы подлежат взысканию с административных истцов.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования РќРѕРІРёРєРѕРІР° Виктора Васильевича, Плис Станислава Анатольевича, Плис Анатолия Рвановича Рє департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ Краснодарскому краю, заинтересованное лицо администрация муниципального образования Рі. Краснодар, РѕР± установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью 4 482 +/- 24 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 30 марта 2016 года в размере 10914791 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером <№..>.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№..> считать 06 мая 2020 года.
Взыскать солидарно СЃ РќРѕРІРёРєРѕРІР° Виктора Васильевича, Плис Станислава Анатольевича, Плис Анатолия Рвановича РІ пользу РћРћРћ «Артилком» СЃСѓРјРјСѓ РІ размере 60 000 рублей РІ счет оплаты Р·Р° проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья краевого суда: