№ 2а-3055/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2016 года г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Цыбиной И.Н.,
при секретаре Северовой М.С.,
с участием прокурора Захарова Е.В.,
административного истца Каджая Д.И.,
представителя административного ответчика Мустафаевой Н.А., действующей на основании постановления Избирательной комиссии Пермского края,
представителя заинтересованного лица Лузиной Л.В. – Балуева А.В., действующего на основании доверенности,
заинтересованного лица Болгари Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каджая ФИО15 к Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу № Лузиной ФИО16,
установил:
Каджая Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу № Лузиной ФИО17.
Требования мотивированы тем, что решением Территориальной избирательной комиссии №32/02-3 от 07.08.2016 г. Лузина Л.В. была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района третьего созыва по одномандатному избирательному округу №8. Кандидатом в депутаты Лузиной Л.В. для регистрации были сданы подписные листы в количестве 8 штук с подписями в поддержку самовыдвижения в количестве 18 штук. Данные подписи были собраны с нарушением Закона №67-ФЗ, так как начальник сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью администрации Добрянского городского поселения Болгари Г.В. выступила в роли сборщика подписей, что запрещено п. 6 ст. 37 Закона №67-ФЗ. В связи с данным обстоятельством все подписи, собранные с нарушением п. 6 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ, являются недействительными.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме, пояснил, что процедура сбора подписей в поддержку кандидата Лузиной Л.В. была нарушена, поскольку сборщик подписей является представителем органа местного самоуправления. Считает, что все, кто входит в администрацию Добрянского городского поселения, являются представителями органа местного самоуправления. Сбор подписей начальником сектора по связям с общественностью дает преимущество кандидату Лузиной Л.В. перед остальными кандидатами. Данный факт является основанием для признания всех подписей, собранных Болгари Г.В., недействительными.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района Пермского края Мустафаева Н.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, представила отзыв по иску (л.д. 162), пояснила, что считает решение Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района Пермского края от 07.08.2016 г. №32/02-3 законным и обоснованным, возражает против требований заявителя Каджая Д.И.
Представитель заинтересованного лица Лузиной Л.В. – Балуев А.В. с требованиями административного истца не согласился, представил отзыв по административному иску (л.д. 33-38), просит отказать в удовлетворении требований об отмене решения №32/02-3 от 07.08.2016 г. о регистрации Лузиной Л.В.в качестве кандидата в депутаты.
Заинтересованное лицо Болгари Г.В. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, пояснила, что работает начальником сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью управления делами администрации Добрянского городского поселения. Подписи в поддержку кандидата Лузиной Л.В. собирала как физическое лицо вне рабочего времени. Сбор подписей осуществляла после 18-00 часов 26, 27 и 28 июля 2016 года на безвозмездной основе. Большую часть подписей собирала совместно с Лузиной Л.В. В указанные дни в служебную командировку не выезжала. За пределами администрации Добрянского городского поселения выполнение ею должностных обязанностей не предусмотрено, ее полномочия распространяются внутри управления делами администрации. В помещении администрации Добрянского городского поселения сбор подписей не проводился. Она является муниципальным служащим, но не обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
Помощник прокурора г. Добрянки Пермского края Захаров Е.В. в ходе судебного заседания в заключении сообщил о том, что решение Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района Пермского края от 07.08.2016 г. № 32/02-3 вынесено без нарушений норм действующего избирательного законодательства, следовательно, административное исковое заявление Каджая Д.И. удовлетворению не подлежит.
Заинтересованное лицо Лузина Л.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав участников судебного заседания, принимая во внимание заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования Каджая Д.И. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (ч. 11 ст. 239 КАС РФ).
Отношения, связанные с проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований регулируются, в том числе, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Пермского края от 09.11.2009 г. № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
На основании пункта 1 статьи 34 данного Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи 37 настоящего Федерального закона).
Согласно подпункту «к» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными (п. 6 ст. 37 Закона №67-ФЗ).
Для лиц, не являющихся кандидатами и замещающих государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, Федеральный закон №67-ФЗ (п. 4 ст. 40) специально оговаривает недопустимость использования преимуществ своего должностного положения, определяя какие именно действия под этим понимаются (пункты 1 и 5 статьи 40 Закона №67-ФЗ).
Согласно п. 49 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района от 27.06.2016 №1170 назначены выборы депутатов Земского Собрания Добрянского муниципального района на 18 сентября 2016 года (л.д. 118).
Решением ТИК Добрянского муниципального района №32/02-3 от 07.08.2016 г. Лузина Л.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района третьего созыва по одномандатному избирательному округу (л.д. 119-120).
Решением ТИК Добрянского муниципального района №29/02-3 от 01.08.2016 г. Каджая Д.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района третьего созыва по одномандатному избирательному округу (л.д. 121-122).
В судебном заседании установлено, что Болгари Г.В. является муниципальным служащим Добрянского городского поселения в должности начальника сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью управления делами администрации, что следует приказа о переводе Болгари Г.В., трудового договора и соглашения об изменении трудового договора (л.д. 18-26).
В функции начальника сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью входит: организация контроля по развитию информационных технологий в администрации Добрянского городского поселения, контроля технического и программного обеспечения и обслуживания рабочих мест пользователей, наполнения информацией официального сайта администрации Добрянского городского поселения; оформление поздравительной и сувенирной продукции (открытки, приглашения, поздравления, сувениры) главы городского поселения; организация работы по представлению к награждению и присвоению званий (Почетная грамота и Благодарственное письмо главы Добрянского городского поселения; «Почетный гражданин Добрянского городского поселения», награждению Почетной грамотой Добрянского городского поселения); взаимодействие со средствами массовой информации (л.д. 15-17).
Согласно Уставу Муниципального образования «Добрянское городское поселение» структуру органов местного самоуправления Добрянского городского поселения образуют: представительный орган муниципального образования – Дума Добрянского городского поселения; высшее выборное должностное лицо муниципального образования – глава городского поселения – глава администрации Добрянского городского поселения; исполнительно-распорядительный орган – администрация Добрянского городского поселения; контрольно-счетный орган муниципального образования – контрольно-ревизионная комиссия Добрянского городского поселения (л.д. 61-111).
Довод административного истца о том, что Болгари является представителем органа местного самоуправления суд находит несостоятельным в связи с тем, что Болгари Г.В., являясь начальником сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью управления делами администрации Добрянского городского поселения, не избиралась непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, которые пояснили, что в конце июля 2016 года вечером около 20-00 часов к ним домой приходила Болгари Г.В., предлагала отдать свою подпись в поддержку кандидата Лузиной Л.В. Какую занимает должность Болгари Г.В. им не известно, подписи ставили добровольно, материальная выгода за подписи не предлагалась.
Согласно заявления на имя Лузиной Л.В. Болгари Г.В. заявила о желании и готовности принять участие в избирательной кампании путем личного, добровольного, безвозмездного выполнения работ и оказания услуг (в том числе по сбору подписей избирателей в поддержку самовыдвижения, по ведению предвыборной агитации) (л.д. 163).
Положения пункта 6 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ в системе действующего избирательного законодательства не исключают возможность для лица, занимающего муниципальную должность, осуществлять лично сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления себя самого или за другого кандидата, если такие действия не сопряжены с исполнением должностных обязанностей и не связаны с использованием преимуществ своего должностного положения.
Учитывая, что Болгари Г.В. сбор подписей осуществляла безвозмездно, вне служебного времени, в служебные командировки в данное время не выезжала, отсутствуют доказательства стороны административного истца о том, что в целях сбора подписей Болгари Г.В. использовала служебное время и свое должностное положение начальника сектора по информационно-аналитическому обеспечению и связям с общественностью управления делами администрации Добрянского городского поселения, суд считает, что при сборе подписей и регистрации ТИК в качестве кандидата в депутаты нарушений п. 6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ не установлено. Все подписи, собранные в поддержку самовыдвижения кандидата Лузиной Л.В. в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу №8 следует признать действительными.
Согласно ст. 39 Закона №67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что решение Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района Пермского края от 07.08.2016 г. № 32/02-3 вынесено без нарушений норм действующего избирательного законодательства, следовательно, административное исковое заявление Каджая Д.И. удовлетворению не подлежит
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Каджая ФИО18 к Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №32/02-3 от 07.08.2016 о регистрации кандидата в депутаты Земского Собрания Добрянского муниципального района по одномандатному избирательному округу №8 Лузиной ФИО19 отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья подпись
Верно.
Судья И.Н. Цыбина
Секретарь М.С. Северова
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2016 года в 17-00 часов.