Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 мая 2020 | Дело № 12-167/2020 |
город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Тумайкина Л.П.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ЖЭК» Ковалева Дмитрия Юрьевича и представителя по доверенности Олейника Константина Юрьевича на постановление заместителя начальника Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Дагриджана В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ЖЭК» Ковалева Д.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника Главного Управления государственного жилищного надзора города Севастополя Дагриджана В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ООО «ЖЭК» Ковалев Д.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Ковалев Д.Ю. направил в Гагаринский районный суд г. Севастополя жалобу, в которой просил постановление о привлечении его к административной ответственности отменить, а производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель Ковалев Д.Ю. поддержал доводы жалобы, просил суд удовлетворить ее в полном объеме, суду пояснил, что ООО «ЖЭК» приняло управление домами №17,21 по проспекту Октябрьской революции г. Севастополь только с апреля 2019 года, а потому не имело технической возможности обследовать все подъезды. Техническая документация не была передана ООО «ЖЭК» предыдущей управляющей компанией. Кроме того, проверка проведена в отсутствие должностных лиц общества, главный инженер ФИО3 не имел полномочий присутствовать при проведении проверки и не имел соответствующей доверенности, проверка проведена в нарушение требований ФЗ № 294-ФЗ.
Представитель Госжилнадзора г. Севастополя Батищев В.А., действующий по доверенности пояснил, что согласование проверки с прокуратурой не требовалось, так как проверка проведена на основании обращения граждан. При проведении проверки присутствовал главный инженер ФИО3, который имел все соответствующие полномочия, подтвержденные доверенностью. В действиях Ковалева Д.Ю. установлен состав административного правонарушения, что стало основанием для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в том числе исследуются все имеющиеся в деле доказательства, при необходимости заслушиваются пояснения специалиста.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Установлено, что ООО «ЖЭК» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе управление многоквартирными домами № 17 и № 21 по проспекту Октябрьской Революции г. Севастополь, управление передано с ДД.ММ.ГГГГ.
Управление Госжилнадзора г. Севастополя проведена внеплановая выездная проверка по адресам пр. Октябрьской революции, д.17 и д.21 в отношении юридического липа ООО «ЖЭК», на основании распоряжения Госжилнадзора Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №.
Актом проверки зафиксированы следующие обстоятельства:
в подъездах в указанных многоквартирных домах (с 1-го по 5-й) на всех этажах имеет место отслоение, разрушение, шелушение окрасочного и штукатурного слоев на потолке и стенах, что является нарушением п.3.2.1, п.3.2.2, п.3.2.8, п.4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
также в ходе проведения проверки установлено, что в управляющей организации ООО «ЖЭК» отсутствует техническая документация долговременного хранения на многоквартирные дома №17 и №21 по пр. Октябрьской революции, что является нарушением в. 1.5.1, п, 1.5.2, п, 1,5.3 Правил и норм технической эксплуатация жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.24, п.25, п.26, п.27 Правил содержания общего имущества в много квартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. «a» п.4, п.18 Порядка осуществления деятельности но управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно протоколу об административном правонарушении, директору ООО «ЖЭК» вменено нарушение лицензионных требований осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам № 17,21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Севастополе, что выразилось в необеспечении содержания и текущего ремонта подъездов, отсутствие технической документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 491, Правилами № 170.
В соответствии с подп. «б» п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются крыши. Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подп. «а», «б», «г» п. 10 Правил № 491).
Пунктом 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил № 491 ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подп. «а»); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. «а» - «д» п. 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. «3»).
Согласно п. 3.2.1 Правил № 170 содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий и другое.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод об обязательности применения Правил № 170 при содержании многоквартирного дома, из которых в совокупности с нормами ЖК РФ следует, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Из представленных материалов дела не усматривается, что ООО «ЖЭК» с момента передачи в управление спорных многоквартирных домов активно предпринимало меры для заключения договоров с обслуживающими организациями с целью установления технического состояния многоквартирных домов.
Кроме того, суд не может принять доводы заявителя о том, что техническая документация длительного хранения, отсутствие которой ему вменяется, не была передана предыдущей управляющей компанией - ООО Севжилсервис», в связи с чем Общество обратилось в Арбитражный суд г. Севастополя с соответствующим иском.
Так, в обоснование указанных обстоятельств заявитель приложил копию искового заявления, поданного в Арбитражный суд г. Севастополя, о понуждении ООО «Севжилсервис» передать техническую документацию на многоквартирные дома, в том числе на дома, расположенные по адресам: проспект Октябрьской революции, д. 17, д. 21.
Данному исковому заявлению присвоен номер №.
Однако в решении Арбитражного суда г. Севастополя, постановленного ДД.ММ.ГГГГ по делу №, речь идет лишь о передаче технической документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: проспект Октябрьской революции, д. 52Б, д. 52В. Сведений о принятии арбитражным судом искового заявления в вышеуказанной части, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований принимать доводы заявителя об отсутствии в его действиях вины в отсутствии у ООО «ЖЭК» технической документации долговременного хранения на многоквартирные дома № 17 и № 21 по пр. Октябрьской революции, так как данные обстоятельства не подтверждены в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие «работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе, должностные лица, на которых возложены обязанности по управлению (надлежащему содержанию общего имущества) многоквартирными домами (жилого фонда, его части), обладающие организационно-распорядительными или административно- хозяйственными функциями управляющей организации.
При таких обстоятельствах суд считает правильным вывод должностного лица о нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домам № 17,21 по проспекту Октябрьской Революции в городе Севастополе, что выразилось в необеспечении содержания и текущего ремонта подъездов, отсутствие технической документации.
Так, требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении составлено с соблюдением требований закона, противоречий не содержит.
Исследовав материалы дела и, оценив доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины Ковалева Д.Ю. в совершении административного правонарушения и критически оценивает его доводы, как избранный способ защиты.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р е ш и л :
Постановление заместителя начальника Главного Управления государственного жилищного надзора города Севастополя Дагриджан В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «ЖЭК» Ковалева Дмитрия Юрьевича оставить – без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Л.П. Тумайкина