УИД 11RS0001-01-2022-000960-91 Дело № 2-2721/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
представителя истца Семеновой Я.В.,
представителя ответчика Щелупановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
11 февраля 2022 г. гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Воркуты в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Воркуты в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в сумме 64500,04 рублей, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Гончарук Л.М. о ненадлежащем обеспечении лекарственным препаратом ее сына, являющегося инвалидом. По результатам проверки установлено, что ФИО3 является ребенком-инвалидом, ему прописана терапия препаратом <данные изъяты> в дозе 200 мг 2 раза в день. 22.01.2021 ФИО4 выписан рецепт на 5 упаковок лекарственного препарата <данные изъяты> который на 11.01.2022 находится на отсроченном обслуживании. В виду отсутствия препарата Гончарук Л.М. 03.12.2021 самостоятельно приобрела препарат «<данные изъяты> в количестве 5 упаковок на сумму 64500,04 рублей. Так как ФИО5 не был обеспечен своевременно необходимым лекарственным препаратом, его матерью препарат был приобретен за собственные денежные средства, то затраты по приобретению препарата подлежат взысканию с ответчика.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика с иском не согласилась по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Из ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ усматривается, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств, в перечень заболеваний включены, в том числе диабет.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, отвечающим за своевременное и в полном объеме обеспечение населения лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденные приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание), так рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Из материалов дела следует, что ФИО6 г.р., является ребенком-инвалидом и наблюдается в ГБУЗ РК «Воркутинская детская больница» с диагнозом <данные изъяты> По данному заболеванию ФИО7 имеет право на льготное лекарственное обеспечение.
В период с 28.08.2020 по 11.09.2020 ФИО8 находился на лечении в <данные изъяты> После выписки ему был рекомендован препарат <данные изъяты> 200 мг 2 раза в день до следующей госпитализации.
22.01.2021 ФИО9 был выписан льготный рецепт на препарат <данные изъяты> в количестве 5 упаковок, который был поставлен на отсроченное обслуживание.
По состоянию на 11.01.2022 данный рецепт также находился на отсроченном обслуживании.
Таким образом, не обеспечение Министерством здравоохранения Республики Коми наличия в аптечных учреждениях необходимых лекарственных средств, повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО10 Каких-либо объективных доказательств того, что Министерством здравоохранения Республики Коми было своевременно и в полном объеме организовано обеспечение указанными лекарственными препаратами, суду не представлено.
Препарат «Вориконазол» является жизненно необходимым.
В связи с этим, 03.12.2021 матерью ФИО11 был приобретен данный лекарственный препарат в количестве 5 упаковок самостоятельно на сумму 64500,04 рублей.
То обстоятельство, что Министерством здравоохранения Республики Коми принимались меры по закупке лекарственного препарата «<данные изъяты> однако закупки не состоялись, не освобождает от ответственности ответчика.
Также не принимаются доводы стороны ответчика, что на момент приобретения лекарственного препарата ФИО13 возможно не нуждался в нем, судом не принимаются, так как при выписке из <данные изъяты> <данные изъяты> 04.09.2021 ФИО12 был рекомендован препарат «<данные изъяты> 200 мг 2 раза в день до следующей госпитализации.
Учитывая, что препарат «<данные изъяты> является жизненно необходимым для ФИО14 его необходимо принимать ежедневно, в 2021 г. данного препарата не был, то денежные средства на их приобретение в сумме 64500,04 рублей подлежат возмещению в пользу ФИО15
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░17 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 64500 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.02.2022