Дело № 2-74/2024
УИД №32RS0026-01-2024-000016-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2024 года г. Сельцо Брянская область
Сельцовский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Клюевой Ю.С.,
при секретаре Знаменской Т.В., с участием представителя истца – помощника прокурора г. Сельцо Брянской области Лескиной Я.С., представителей третьих лиц АО «БХЗ им. 50-летия СССР» Бобровской Е.С., АО «Гапром газораспределение Брянск» Максименко В.А., Приокского управления Ростехнадзора Семина Л.Б., ОАО «ПОП «Березка» Гуль Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сельцо Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сельцо Брянской области о понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор г. Сельцо Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сельцо Брянской области о понуждении к совершению действий.
В обосновании исковых требований указал, что по результатам проведения проверки по вопросу нарушения требований законодательства при эксплуатации сетей газораспределения прокуратурой г. Сельцо Брянской области установлено, что на территории Сельцовского городского округа по адресу: <адрес>, расположено газовое оборудование, газовые сети, а именно: уличный газопровод высокого давления, проложенный до территории завода протяженностью 910 м., газопровод высокого давления, проложенный до столовой № протяженностью 80 м. и пункт редуцирования газа, которые не имеют собственника и никем не обслуживаются, т.е. являются бесхозяйным имуществом, имеющим признаки недвижимой вещи.
Ссылаясь на то, что обязанность по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости возложена на администрацию г. Сельцо Брянской области, а ее бездействие создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор г. Сельцо Брянской области просит суд обязать администрацию г. Сельцо Брянской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества: газовое оборудование, газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>А, а именно: уличный газопровод высокого давления, проложенный до территории завода протяженностью 910 м., газопровод высокого давления, проложенный до столовой № протяженностью 80 м. и пункт редуцирования газа.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Брянский химический завод имени 50-летия СССР» (далее – АО «БХЗ имени 50-летия СССР»), АО «Газпром газораспределение Брянск», филиал АО «Газпром газораспределение Брянск Центральный», Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «ПОП «Березка».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Лескина Я.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик – администрация <адрес> не явилась, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила. Ранее в суде представитель ответчика Татаринова О.В. исковые требования не признала, поскольку администрация не является надлежащим ответчиком, так как данные сети эксплуатируются «Газпром газораспределение», в связи с чем, не могут быть бесхозяйными.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Брянск» Максименко В.А. полагал, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. При этом пояснил, что в отношении газопровода протяженностью 910 м. АО «Газпром газораспределение Брянск» осуществило полномочия собственника объекта (производили его реконструкцию путем замены изношенной части стального газопровода полиэтиленовой трубой), в связи с чем, в дальнейшем планируется оформление данного объекта в собственность в установленном законом порядке. Между тем, указал, что газопровод протяженностью 80 м. и ПРГ АО «Газпром газораспределение Брянск» на баланс не принимало, полномочия собственника не осуществляло, в связи с чем, данное имущество отвечает признакам бесхозяйности.
В судебном заседании представитель третьего лица АО «БХЗ имени 50-летия СССР» Бобровская Е.С. полагала, что иск не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. При этом пояснила, что спорные объекты были переданы АО «БХЗ имени 50-летия СССР» на баланс ОАО «Брянскоблгаз» (правопредшественник АО «Газпром газораспределение Брянск»), а не оформление на них права собственности не свидетельствует о бесхозности имущества.
В судебном заседании представитель третьего лица «ПОП «Березка» Гуль Е.Н. посчитала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку собственником спорных объектов является АО «Газпром газораспределение Брянск».
В судебное заседание представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора Семин Л.Б. полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебное заседание третье лицо - филиал АО «Газпром газораспределение Брянск Центральный» не явилось, будучи надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки не сообщило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявило.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившегося ответчика и третьего лица.
Выслушав помощника прокурора, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор АО «БХЗ им. 50-летия СССР» обратился в прокуратуру Брянской области и Приокское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с просьбой о проведении проверки в отношении ОАО «Березка» (ИНН 3255516478) по факту эксплуатации опасного производственного объекта (газораспределительного пункта) с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> поручено проведение проверки по ранее указанному обращению прокурору <адрес> при взаимодействии с Приокским управлением Ростехнадзора.
В ходе проверочных мероприятий прокурором <адрес> и Приокским управлением Ростехнадзора получены следующие сведения.
Согласно ответу АО «Газпром газораспределение Брянск» от ДД.ММ.ГГГГ №№ состоянию на ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Брянск» не является владельцем газопровода и газораспределительного пункта, расположенных по адресу: <адрес>А. Информация о балансовой принадлежности указанного объекта в Обществе отсутствует. Технические условия на подключение сети газораспределения газопровода и газорегуляторного пункта, Акты приемки законченного строительством объекта сети газопотребления, проектная документация на газификацию указанного объекта в обществе отсутствует, в связи с тем, что исполнительно-распорядительная документация по объекту не передавалась для хранения.
Кроме того указано, что между филиалом Общества Центральный и ОАО «Березка» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом обслуживании ресторанной плиты, что подтверждается Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему: перечнем объектов и периодичностью обслуживания сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования, планом-графиком на ДД.ММ.ГГГГ г. технического обслуживания сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования.
С учетом поступивших ответов по результатам проведенной проверки прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № в адрес главы администрации <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений путем осуществления действий по постановки спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на ранее указанное представление, газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, а именно уличный газопровод высокого давления, проложенный до территории завода протяженностью 910 м.п., газопровод высокого давления, проложенный до столовой №, протяженностью 80 м.п. и пункт редуцирования газа не могут быть бесхозяйными, поскольку данные объекты являются опасными и обслуживаются специализированной организацией АО «Газпром газораспределение Брянск». Кроме того, в 2020 г. АО «Газпром газораспределение Брянск» выдало филиалу АО «Газпром газораспределение Брянск» Центральный технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ на технологическое присоединение к существующей сети газопровода нежилого здания по <адрес>А, <адрес>, что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 №1547 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», согласно которым технические условия выдаются исполнителем (газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое подключение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей.
Как следует из Акта на приемку законченного строительством подземного газопровода и сдачу его в эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании предъявленной исполнительной техдокументации произведена окончательная приемка в эксплуатацию подземного газопровода высокого давления от Г.Р.С. до Г.Р.П, выполненного по проекту 1959 г., составленному ГССПИ-4. В состав принимаемого объекта вошли: газопровод и задвижки.
Из Акта приема-передачи г/оборудования, газовых сетей от Брянского химического завода на баланс ПУ «Брянскмежрайгаз» следует, что данный акт был составлен (согласно Постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №) о приеме и передаче на баланс г/оборудования, г/сетей газопровод уличный в/д от ГРС до территории завода, до столовой №, ШРП. Прием и передача была произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со следующими показателями: уличный газопровод в/д: 1. до территории завода - 910 п.м.; 2. До столовой № – 80 п.м.; 3. ШРП.
При этом, ШРП – это шкафной регуляторный пункт, а именно техническое устройство, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне при изменении расхода у потребителя. ПРГ – пункт редуцирования газа, а именно: специальное технологическое устройство шкафного типа для коммерческого учета и редуцирования газа.
В связи с чем, в данном случае суд считает, что в ранее указанных Актах ШРП (шкафной регуляторный пункт) поименован в настоящем иске как ПРГ - пункт редуцирования газа.
Факт передачи ранее перечисленных объектов подтверждается, в том числе являющимися неотъемлемой частью ранее указанного акта расчетом амортизационных отчислений по газовому хозяйству передаваемому из ведения Брянского химического завода на баланс ПО «Брянскоблгаз» и ведомостью передачи основных средств из ведения БХЗ в ведение ПО «Брянскоблгаз».
Данный Акт и приложения к нему удостоверены должностными лицами и печатями ранее указанных организаций.
Также как следует из Акта разграничения балансовой принадлежности сетей газоснабжения и приложенной к нему схемы балансовой принадлежности сетей газоснабжения по адресу: <адрес>, удостоверенной директором филиала ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в <адрес> ФИО11 и генеральным директором ОАО «Брянский химический завод имени 50-летия СССР» ФИО12, распределительный газопровод высокого давления находится в собственности ОАО «Газпром газораспределение Брянск». Газопровод высокого давления и ПРГ (поименованный в ранее названных Актах, как ШРП) находится в границах балансовой принадлежности ОАО «Брянский химический завод имени 50-летия СССР».
Как следует из технических условий № от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию системы газораспределения, ОАО «Газпром газораспределение Брянск» в 2020 г. проводилась реконструкция системы газораспределения, а именно: газопровода высокого давления от ГРС до ГРП орг. п/я №г. <адрес>.
ОАО «Газпром газораспределение Брянск» является правопреемником ОАО «Брянскоблгаз» (ранее ПО «Брянскоблгаз») и единственной организацией на территории Брянской области, имеющей право эксплуатировать газовые сети, в том числе спорные объекты, а также осуществляющей поставку газа потребителю, эксплуатирует газовое оборудование, получает абонентскую плату за поставленный по данным газовым сетям газ потребителю – ОАО «ПОП «Березка».
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно абзацу 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 6 ранее указанного федерального закона Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 этой статьи предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Исходя из смысла названной нормы, отказ от права собственности заключается в полном отстранении собственника от принадлежавшей ему вещи, а не в отказе только от титула собственника при возможном сохранении отдельных правомочий.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект, само по себе, не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что спорные объекты не отвечают признакам бесхозяйного имущества, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были переданы на основании акта на баланс ПУ «Брянскмежрайгаз», правопреемником которого является ОАО «Газпром газораспределение Брянск», которое в свою очередь реконструировал данные газовые сети, эксплуатирует их, осуществляющая поставку газа потребителю, получает абонентскую плату за поставленный по данным газовым сетям газ потребителям. В этой связи оснований для возложения на администрацию г. Сельцо Брянской области обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества у суда не имеется.
Кроме этого, следует отметить, что трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (п. 3.26 СП 73.13330.2016, п. 3.6 РД ЭО 0586-2004).
Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 ГК РФ), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК РФ, п. п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм газопровод может не являться недвижимым имуществом.
Как предусмотрено п. 1 ст. 141.3 ГК РФ, здания и сооружения создаются в результате строительства.
Строительство сооружений, относящихся к недвижимому имуществу, регламентируется градостроительным законодательством, которое предусматривает подготовку проектной документации, предшествующую строительству.
Такая документация (проектная документация, включающая в себя инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование, прошедшие экспертизу, разрешение на ввод в эксплуатацию и иные допустимые доказательства), позволяющая сделать вывод о том, что спорные объекты газового хозяйства могут быть отнесены к недвижимому имуществу, прокурором в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлена.
Кроме того, обосновывая свои требования, прокурор ссылался на результаты проведенной проверки, выявившей бесхозяйное имущество.
Между тем, в соответствии со ст. 61 ГК РФ не нуждаются в доказывании обстоятельства, признанные судом общеизвестными, а также установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу или приговором суда.
Результаты прокурорской проверки не относятся к общеизвестным обстоятельствам и не могут служить основанием для освобождения от доказывания изложенных в них обстоятельств.
Помимо газопроводов в исковом заявлении прокурора ставится также вопрос о постановке на учет иных объектов газового хозяйства, однако сведений о том, относятся ли данные объекты к недвижимому имуществу, им также не представлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Сельцо Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сельцо Брянской области о понуждении к совершению действий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3234017492) ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3205000381) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░