УИД 34RS0001-01-2023-004975-97
Дело № 2-458/2024 (2-3805/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 20 марта 2024 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе
председательствующего судьи Кузнецовой М.В.
при секретаре Заворуевой Д.Н.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Тихоновой А.И.,
представителя ответчика администрации г.Волгограда Толочко И.Г.,
представителей ответчика администрации Ворошиловского района г.Волгограда Молокановой И.А. и Кудряшовой А.С.,
представителя ответчика МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» Смирновой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ворошиловского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Волгограда, МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда», администрации Ворошиловского района г.Волгограда о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ворошиловского района г.Волгограда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Волгограда, МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда», администрации Ворошиловского района г.Волгограда о возложении обязанности. Требования мотивированны тем, что прокуратурой Ворошиловского района г.Волгограда была проведена проверка исполнения законодательства при размещении, содержании и эксплуатации детских и спортивных площадок на территории Ворошиловского района г.Волгограда. В ходе проверки установлены случаи ненадлежащего технического состояния детских и спортивных площадок. На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований прокурор Ворошиловского района г.Волгограда просил суд обязать администрацию г.Волгограда обеспечить финансирование мероприятий по устранению МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда» выявленных нарушений при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, расположенных на территории Ворошиловского района г.Волгограда в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно: произвести ремонт посадочных мест карусели типа Б – «Вращающаяся платформа», расположенных по адресу: ул.Рабоче-Крестьянская, д.31,33, ул.Циолковского, д.2; спортивного инвентаря – уличного тренажера, расположенного по адресу: у.Профсоюзная, д.23, парк «Сказка»; восстановить целостность ограждения по ул.Циолковского, д.2, парк «Сказка», привести в надлежащее состояние сетки-цепи на кольцах для баскетбола в парке «Сказка»; обязать МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда» после получения финансирования от администрации г.Волгограда устранить нарушения при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, а именно: произвести ремонт посадочных мест карусели типа Б – «Вращающаяся платформа», расположенных по адресу: ул.Рабоче-Крестьянская, д.31,33, ул.Циолковского, д.2; спортивного инвентаря – уличного тренажера, расположенного по адресу: у.Профсоюзная, д.23, парк «Сказка»; восстановить целостность ограждения по ул.Циолковского, д.2, парк «Сказка», привести в надлежащее состояние сетки-цепи на кольцах для баскетбола в парке «Сказка».
Помощник прокурора Ворошиловского района г.Волгограда Тихонова А.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г.Волгограда Толочко И.Г., представители ответчика администрации Ворошиловского района г.Волгограда Молоканова И.А. и Кудряшова А.С., представитель ответчика МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» Смирнова О.О., судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей (п. 2 ст. 67.1 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениям ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (п. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 12, 14 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга жителей поселения, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2013 № 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (п.п. 7.7-7.8 ГОСТ Р 52301-2013).
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ворошиловского района г.Волгограда проведена проверка исполнения законодательства при размещении, содержании и эксплуатации детских и спортивных площадок на территории Ворошиловского района г.Волгограда.
В ходе проверки было установлено, что на территории Ворошиловского района расположено 90 детских и спортивных площадок, находящихся в оперативном управлении МБУ «ЖУХ Ворошиловского района Волгограда», часть детских площадок не соответствует требованиям законодательства.
28 августа 2023 года прокуратурой Ворошиловского района г.Волгограда в адрес МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» вынесено представление об устранении нарушений об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
По результатам рассмотрения представления МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» дан ответ от 29 сентября 2023 года согласно которому ответственный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, детские игровые площадки очищены от случайного мусора, размещены информационные таблички, ремонт малых архитектурных форм будет осуществлен при соответствующем финансировании.
В ходе проверки, проведенной 01 ноября 2023 года, установлено, что часть детских площадок не соответствует требованиям законодательства, о чем свидетельствует представленный стороной истца в материалы дела акт осмотра, а именно: посадочные места карусели типа Б – «Вращающаяся платформа», расположенные по ул.Рабоче-Крестьянская, д.31,33, ул.Циолковского, д.2, находящиеся в неисправном состоянии, спортивный инвентарь – уличные тренажеры, расположенные по ул.Профсоюзная, д.23, парк «Сказка» имеют технические повреждения (сломана педаль для вращения), сетка-цепь на кольцах для баскетбола в парке «Сказка» имеют технические повреждения, детские качели находятся в неисправном состоянии (детская площадка по ул.Профсоюзная, д.12,23, ул.Социалистическая, д.18,20,20а,22); горки по ул.Рабоче-Крестьянская д.31,33, ул.Социалистическая, д.18,20,20а,22 находятся в ненадлежащем состоянии; выявлены факты нарушения целостности ограждения по ул.Циолковского, д.2, ул.Профсоюзная, д.19;по ул.Профсоюзная, д.19 расположена детская спортивная площадка, на территории которой отсутствует покрытие, футбольные ворота находятся в неисправном состоянии.
Оспаривая факт ненадлежащего содержания детских игровых форм и спортивных тренажеров, ответчиками представлен акт № 2 от 01 марта 2024 года, согласно которому, детские игровые площадки и спортивные формы, являющиеся предметом спора, и находящиеся на балансе МБУ «ЖКХ Ворошиловского района» находятся в надлежащем техническом состоянии, после выполнения работ по их ремонту силами МБУ «ЖКХ Ворошиловского района».
Вместе с тем, согласно акта осмотра от 20 марта 2024 года составленного комиссией в составе представителя прокуратуры Ворошиловского района г.Волгограда, администрации Ворошиловского района г.Волгограда и МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда», в ходе осмотра установлено отсутствие целостности сетчатого ограждения в детском парке «Сказка».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора в части возложения на МБУ «ЖКХ Ворошиловского района» обязанности устранить нарушения при содержании и эксплуатации детской игровой площадки, а именно: восстановить целостность ограждения по адресу: г.Волгоград, Ворошиловский район, парк «Сказка».
Вместе с тем, разрешая исковые требования в части возложения на МБУ «ЖКХ Ворошиловского района» обязанности устранить нарушения при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, а именно: произвести ремонт посадочных мест карусели типа Б – «Вращающаяся платформа», расположенных по адресу: ул.Рабоче-Крестьянская, д.31,33, ул.Циолковского, д.2; спортивного инвентаря – уличного тренажера, расположенного по адресу: у.Профсоюзная, д.23, парк «Сказка»; восстановить целостность ограждения по ул.Циолковского, д.2, привести в надлежащее состояние сетки-цепи на кольцах для баскетбола в парке «Сказка», суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку согласно акту осмотра от 01 марта 2024 года не зафиксирован факт поломки какого-либо оборудования, а равно необходимость его восстановления. Напротив, указано, что оборудование находится в надлежащем состоянии.
Также суд не усматривает основания для удовлетворения исковых требования в части возложения на администрацию г.Волгограда обеспечить финансирование мероприятий по устранению МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда» выявленных нарушений при содержании и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, расположенных на территории Ворошиловского района г.Волгограда в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, исходя из следующего.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Крымский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации г.Волгограда к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Волгограда, МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда», администрации Ворошиловского района г.Волгограда о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить на МБУ «ЖКХ Ворошиловского района Волгограда» обязанность устранить нарушения при содержании и эксплуатации детских игровых площадок, а именно: восстановить целостность ограждения по адресу: г.Волгоград, Ворошиловский район, парк «Сказка».
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ворошиловского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБУ «ЖКХ Ворошиловского района г.Волгограда» о возложении обязанности устранить нарушения при содержании и эксплуатации детских игровых площадок – отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ворошиловского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Волгограда, администрации Ворошиловского района г.Волгограда о возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Кузнецова
Мотивированное решение суда составлено 27 марта 2024 года.
Судья М.В. Кузнецова