Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2016 г. г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Петрова В.С.,
при секретаре Дудине А.О.,
с участием истца - ответчика Поликарповой Н.А., её представителя Тараторина А.Ю., ответчика - истца Меркуловой В.В., её представителя Башкирова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-3287/2016 по иску Поликарповой Н.А. к Меркуловой В.В., Биятовой С.Ю. об определении местоположения общей границы земельных участков, оспаривании результатов межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границы земельного участка и по встречному иску Меркуловой В.В. к Поликарповой Н.А. об определении местоположения общей границы земельных участков,
у с т а н о в и л:
Поликарпова Н.А. обратилась в суд с иском к Меркуловой В.В., Биятовой С.Ю. об определении местоположения общей границы земельных участков, оспаривании результатов межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границы земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что Поликарпова Н.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым № и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>). Граница участка не определена.
Меркулова В.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> Меркуловой В.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве - 99/199) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Граница участка не определена.
Участки Поликарповой Н.А. и Меркуловой В.В. имеют общую границу.
Биятова С.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> Граница участка определена, сведения об описании местоположения границы участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
В ходе кадастровых работ по подготовке межевого плана участка Поликарповой Н.А. выявлена ошибка в местоположении границы участка с кадастровым № - пересечение границы этого участка и участка Поликарповой Н.А. Спора о местоположении границы этих участков нет.
Местоположение границы участка Поликарповой Н.А. не было согласовано Меркуловой В.В. в связи с наличием у них спора о местоположении общей границы участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Поликарпова Н.А. просит суд:
определить местоположение общей границы участков Поликарповой Н.А. и Меркуловой В.В. согласно подготовленному кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. межевому плану участка Поликарповой Н.А. в точках <данные изъяты>,
признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым №, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об описании местоположения границы этого участка.
Меркулова В.В. обратилась в суд со встречным иском к Поликарповой Н.А. с учетом уточнения об определении местоположения общей границы их земельных участков и со ссылкой на наличие у них спора о местоположении общей границы участков просит суд определить местоположение общей границы участков Меркуловой В.В. и Поликарповой Н.А. согласно подготовленному кадастровым инженером Глистиным С.Ф. межевому плану участка Меркуловой В.В. в точках <данные изъяты>
В судебном заседании истец - ответчик Поликарпова Н.А., её представитель по доверенности Тараторин А.Ю. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения встречных исковых требований Меркуловой В.В.
Ответчик - истец Меркулова В.В., её представитель Башкиров Д.С., полномочия которого определены в порядке ч.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в письменном заявлении доверителя в суде, в судебном заседании встречные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, возражали против удовлетворения исковых требований Поликарповой Н.А.
Ответчик Биятова С.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело рассмотрено судом в её отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, показания свидетелей и специалистов, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных письменных материалов судом установлено, что Поликарпова Н.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым № и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> Граница участка не определена.
Меркулова В.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. Меркуловой В.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве - <данные изъяты>) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Граница участка не определена.
Участки Поликарповой Н.А. и Меркуловой В.В. имеют общую границу.
Биятова С.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> Граница участка определена, сведения об описании местоположения границы участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
В ходе кадастровых работ по подготовке межевого плана участка Поликарповой Н.А. выявлена ошибка в местоположении границы участка с кадастровым № - пересечение границы этого участка и участка Поликарповой Н.А. Спора о местоположении границы этих участков нет.
Местоположение границы участка Поликарповой Н.А. не было согласовано Меркуловой В.В. в связи с наличием у них спора о местоположении общей границы участков.
Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных этим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе (ч.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно ст.28 того же Закона ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено этой статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст.22 этого Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч.4 той же статьи).
Согласно ч.9 ст.38 того же Закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч.7 ст.38 указанного Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии со ст.40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом, обладающим смежным земельным участком, или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Согласно ст.64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат (п.3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст.ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Суду представлены подготовленный кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. межевой план участка Поликарповой Н.А., в нем общая граница участков обозначена точками <данные изъяты> подготовленный кадастровым инженером Глистиным С.Ф. межевой план участка Меркуловой В.В., в нем общая граница участков обозначена точками <данные изъяты>
Межевой план участка Поликарповой Н.А. подготовлен с учетом существующего в настоящее время забора, изготовленного в <данные изъяты>. из сетки - рабицы, разделяющего их участки.
Меркулова В.В. полагает, что местоположение границы между точками <данные изъяты> в этом межевом плане указано неверно: общая граница их участков в этой части должна представлять собой прямую (а не изогнутую) линию, как это было до установки существующего забора.
Таким образом, спор между ними возник относительно местоположения границы их участков в точках <данные изъяты>, спора о местоположении границы их участков в остальной её части между ними нет, что не оспаривалось явившимися в судебное заседание лицами.
Исходя из этого, при разрешении возникшего спора суд принимает за основу подготовленный кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. межевой план участка Поликарповой Н.А.
Суд соглашается с утверждением Меркуловой В.В. о том, что общая граница их участков между точками <данные изъяты> должна представлять собой прямую линию (в подготовленной кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ схеме границ расположения участков эта линия обозначена зеленым цветом), исходя из следующего.
Суду представлены технические паспорта Щекинского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на <адрес> - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Из сравнительного анализа данных технических паспортов на домовладение усматривается, что спорная смежная граница участков домов № и № <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. путем её смещения в сторону земельного участка <адрес>, принадлежащего Меркуловой В.В.
Из технического паспорта на <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на с.5 (план земельного участка) видно, что последняя инвентаризация данного объекта недвижимого имущества с выходом на место проводилась специалистами БТИ ДД.ММ.ГГГГ
Из плана земельного участка домовладения усматривается, что забор между домами № и № <адрес> начинался только от пристройки <адрес> От забора, отделяющего улицу от земельных участков домовладений, до пристройки <адрес> забор отсутствовал. При этом граница раздела участков нанесена на плане земельного участка в техническом паспорте прямой пунктирной линией.
Судом в качестве специалиста была опрошена работник Щекинского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Семенина О.А., которая обозрела в судебном заседании материалы инвентарного дела <адрес>
Семенина О.А. показала, что границы земельных участков на местности техники БТИ закрепляют в технических паспортах с учетом измерений, выполненных с выходом на место расположения объектов недвижимости в соответствующем масштабе.
При выяснении судом у специалиста БТИ значения условного обозначения в техпаспорте в виде пунктирной линии на участке Меркуловой В.В. специалист пояснила, что это - граница между участками, которая была определена техником БТИ на местности по существующей видимой меже между смежными участками домов № и №.
Семенина О.А. уверенно пояснила, что граница из технического паспорта <адрес>, обозначенная пунктиром, соответствует линии зеленого цвета в подготовленной кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ схеме границ расположения участков; фактическая граница спорных земельных участков, указанная в схеме в этой части, обозначенная линией красного цвета, имеет многочисленные повороты и не соответствует сведениям технического паспорта <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ
Каких - либо оснований сомневаться в достоверности указанных сообщенных специалистом сведений у суда нет.
Отвечающими требованиям относимости, допустимости убедительными доказательствами, опровергающими их достоверность, суд не располагает.
Предусмотренные ст.188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности специалиста ей были разъяснены.
Сама по себе возможность доказывания местоположения земельного участка с использованием свидетельских показаний вызывает у суда сомнение, поскольку это не предусмотрено действующим земельным законодательством.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что существующий забор в его спорной части, как усматривается из представленного суду сообщения филиала в г.Щекино АО «Газпром газораспределение Тула» от ДД.ММ.ГГГГ, расположен в охранной зоне подземного подводящего газопровода низкого давления, что является нарушением Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".
Исходя из этого, суд считает необходимым определить местоположение общей границы участков Поликарповой Н.А. и Меркуловой В.В. согласно подготовленному кадастровым инженером Стенякиным Н.Н. межевому плану участка Поликарповой Н.А. в точках <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Разрешая исковые требования Поликарповой Н.А. к Биятовой С.Ю. об оспаривании результатов межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границы земельного участка, суд удовлетворяет их, исходя из следующего.
Судом установлено, что ответчик Биятова С.Ю. иск Поликарповой Н.А. об оспаривании результатов межевания земельного участка, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границы земельного участка в адресованном суду письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. признала, как видно из указанного заявления, последствия признания иска ей известны.
Согласно ч.2 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание ответчиком Биятовой С.Ю. иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.173, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░