дело №2-48/2024 (№ 2-846/2023)
УИД 56RS0015-01-2023-001321-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кувандык 30 января 2024 года
Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Полтевой В.А.,
при секретаре Юдиной Т.С.,
с участием истца Яковлевой Е.В. и ее представителя адвоката Гражданкиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлевой Елены Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью военнослужащего по призыву А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Яковлева Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее – ОСФР по Оренбургской области), Министерству обороны Российской Федерации, акционерному обществу «СОГАЗ». В обоснование требований указано, что с 2008 года истец являлась фактическим воспитателем своего племянника А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Она воспитывала мальчика с пяти лет, они проживали вместе одной семьей, А.В. называл ее мамой, а она относилась к нему как к своему ребенку.
В 2021 году А.В. был призван на срочную военную службу, где погиб в рядах Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 августа 2023 года, установлено, что истец являлась фактическим воспитателем А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец обратилась в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью военнослужащего, ей рекомендовали с вопросом о назначении пенсии обратиться в ОСФР по Оренбургской области.
29 сентября 2023 года она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, поскольку достигла возраста 50 лет и признана фактическим воспитателем военнослужащего.
Решением ОСФР по Оренбургской области от 3 октября 2023 года в назначении ей указанной компенсации отказано.
Также она обращалась в Военный комиссариат Кувандыкского городского округа и города Медногорска Оренбургской области с заявлением о выплате ей единовременного пособия и страховой выплаты в связи со смертью военнослужащего, но страховой компанией АО «СОГАЗ» в таких выплатах было отказано со ссылкой на то, что данные выплаты распространяются только на страховые случаи, возникшие с 14 июля 2022 года, а А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Считает указанные отказы незаконными, поскольку имеются все необходимые условия для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной компенсации и страховых выплат.
Просит признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации, единовременного пособия и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего по призыву А.В.
В ходе рассмотрения дела истец Яковлева Е.В. уточнила исковые требования и просила суд, ссылаясь на те же обстоятельства, признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной компенсации, единовременного пособия и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего по призыву А.В., предусмотренные Федеральным законом № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Представители ответчиков Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, Министерства обороны Российской Федерации, АО «СОГАЗ», представитель третьего лица войсковой части 59313-39 ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и представителя третьего лица.
В судебном заседании истец Яковлева Е.В. и ее представитель адвокат Гражданкина М.М. заявленные исковые требования поддержали и просили удовлетворить по изложенным в иске доводам. Яковлева Е.В. дополнительно пояснила, что после ее обращения в суд АО «СОГАЗ» признало случай страховым и произвело выплаты единовременного пособия и страховой выплаты, в связи с чем, от исковых требований к указанному ответчику она отказывается, поскольку в данной части требования иска полностью удовлетворены. В декабре 2023 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, однако, в такой выплате решением фонда от 29 декабря 2023 года ей отказано со ссылкой на то, что она не является получателем пенсии по потере кормильца. Считает, что ОСФР отказало в назначении пенсии по потере кормильца и в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконно, все основания для их получения имеются. Решение суда о признании ее фактическим воспитателем погибшего военнослужащего вступило в законную силу, страховая компания на основании этого решения произвела ей все выплаты. Она не являлась матерью военнослужащего, но всегда относилась к нему как к сыну, не усыновляла его лишь только потому, чтобы он мог пользоваться льготами как ребенок-сирота.
Представитель истца Гражданкина М.М. также указала, что в соответствии с Федеральным законом № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Яковлева Е.В., как фактический воспитатель погибшего военнослужащего, вправе получать указанный вид пенсии и ежемесячной компенсации, поскольку Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что имеющими право на получение установленного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации считаются также лица (независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности) признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия. При этом, право на ежемесячную денежную компенсацию имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом.
В судебном заседании 18 января 2024 года представитель ОСФР по Оренбургской области Гаврилов М.В., действующий на основании доверенности, с иском Яковлевой Е.В. не согласился и указал, что 29 сентября 2023 года Яковлева Е.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением ОСФР по Оренбургской области от 3 октября 2023 года ей в назначении указанной пенсии было отказано, в связи с отсутствием права, поскольку, в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ, в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам их семей. Согласно указанной норме, нетрудоспособными членами семьи признаются родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Из представленных документов следует, что Яковлева Е.В. родителем погибшего военнослужащего А.В. не является, а является фактическим воспитателем. Однако, в приведенной норме закона перечень лиц, имеющих право на назначение такого вида пенсии, является исчерпывающим, и фактические воспитатели там не указаны.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации лицу, получающему пенсию по потере кормильца на основании ст. 8 Федерального закона № 166-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 142, которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9. 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях, пенсионное обеспечение которых осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и членам их семей.
Данные Правила определяют порядок выплаты Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9. 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу по призыву. Согласно абз. 3 пункта 3 данных Правил членам семьи погибшего или умершего военнослужащего ежемесячная денежная компенсация назначается и выплачивается территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании заявления о назначении ежемесячной денежной компенсации при условии назначения пенсии по потере кормильца и после обращения с заявлением о назначении такой компенсации. Поскольку в назначении пенсии по потере кормильца Яковлевой Е.В. отказано, то и оснований для назначения такой ежемесячной компенсации не имелось.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 30 января 2024 года принят отказ истца Яковлевой Е.В. от иска в части требований к акционерному обществу «СОГАЗ» о признании права на единовременное пособие и выплату страхового возмещения в связи с гибелью военнослужащего по призыву А.В., производство по делу в указанной части прекращено.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и следует из материалов дела, что А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являвшийся ребенком-сиротой, призван на военную службу 19 апреля 2021 года, проходил военную службу в качестве рядового в войсковой части 59313-39 Министерства обороны РФ, умер ДД.ММ.ГГГГ года вследствие травмы, полученной в период прохождения военной службы.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31 августа 2023 года, установлено, что Яковлева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась лицом, фактически воспитывавшим и содержавшим А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия.
Яковлева Е.В. 29 сентября 2023 года обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального развития по Оренбургской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца по пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением пенсионного органа от 3 октября 2023 года в удовлетворении заявления Яковлевой Е.В. отказано по мотиву отсутствия у нее права на назначение пенсии, ввиду того, что она является фактическим воспитателем погибшего военнослужащего А.В., а не матерью, тогда как право на получение пенсии имеют родители умершего.
26 декабря 2023 года Яковлева Е.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального развития по Оренбургской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ.
Решением пенсионного органа от 29 декабря 2023 года в назначении такой компенсации отказано со ссылкой на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 142 ежемесячная денежная компенсация назначается при условии получения пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Предметом регулирования Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ, в силу его статьи первой, является установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Законодательное закрепление отдельных выплат военнослужащим, а также членам их семей в случае их смерти (гибели), нашло свое отражение в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ, согласно части 8 которой, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.
Частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним; 2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы; 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в часть 11 статьи 3 этого Федерального закона внесены изменения путем ее дополнения пунктом 4 следующего содержания: «4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.».
Таким образом, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» был расширен круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия и страховой выплаты, а не право на пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органом в сфере социальной защиты населения, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, путем подачи заявления и приложения документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации, содержащихся в информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, и (или) полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляемых заявителем.
Пунктом 6 Приложения к Правилам выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывавшим в добровольческих формированиях пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей, для назначения компенсации, установлено, что помимо указанных в данном Перечне документов для назначения данной компенсации следует приложить сведения, подтверждающие предоставление пенсионного обеспечения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В судебном заседании установлено, что А.В. являлся военнослужащим по призыву, следовательно, для разрешения вопроса о назначении членам его семьи пенсии по потере кормильца подлежат применению нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Фактические воспитатели в перечень лиц, имеющих право на назначение пенсии по потере кормильца по указанному в данной норме основанию, не включены.
При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом (статья 13 Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В части 9 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют отчим и мачеха наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. В указанной норме фактические воспитатели в качестве лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, также не поименованы.
Таким образом, по смыслу приведенных норм закона, статус фактического воспитателя права на пенсию по случаю потери воспитанника не дает. Фактический воспитатель, в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», имеет право на получение единовременного пособия и страховой выплаты в связи с гибелью военнослужащего.
С учетом изложенного, исковые требования Яковлевой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью военнослужащего по призыву удовлетворению не подлежат.
Поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих по призыву и членов их семей осуществляется Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, в данном споре Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем, в удовлетворении иска к указанному ответчику следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Яковлевой Елены Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью военнослужащего по призыву А.В. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Полтева
В окончательной форме решение принято 6 февраля 2024 года.
Председательствующий: В.А. Полтева