Дело №2а-214/2020
УИД 44RS0019-01-2020-000345-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 19 августа 2020 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Чухломского района Карнизова Н.Н.
при секретаре Смирновой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чухломского района в интересах Российской Федерации к администрации Ножкинского сельского поселения
Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности получить доступ к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок»,
установил:
Прокурор Чухломского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», и возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу получить доступ к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Административные исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района в мае 2020 года проведена проверка в деятельности администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Костромской области от
04.12.2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правил формирования и ведения Единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 года № 415, Регламента подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», администрацией Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района не приняты организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок, а также не получен доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП, без которого невозможно исполнение обязанности органа контроля по внесению информации в Единый реестр проверок.
По данному факту 25.05.2020 года прокурором Чухломского района в адрес главы администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
Согласно ответу администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 23.06.2020 года № 543 доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП не получен.
По мнению прокурора, бездействие администрации сельского поселения нарушает интересы Российской Федерации в обеспечении единого учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов; повышении прозрачности и обеспечении возможности анализа деятельности контролирующих органов, а также интересы неопределенного круга лиц на получение свободного доступа к информации о плановых и внеплановых проверках, о результатах проверки, принятых мерах по итогам ее проведения, о выдаче предписания об устранении нарушений, его исполнении или неисполнении.
Одновременно с этим нарушается право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из способов обеспечения которого является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Чухломского района Карнизов И.И. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В заявлении глава администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области Лимонова И.Н.исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила рассмотреть дело без их участия.
Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положений статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений Закона Костромской области от 04.12.2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениям Костромской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального контроля в ряде сфер, в том числе муниципального жилищного контроля, контроля за соблюдением правил благоустройства поселения, в области торговой деятельности и других.
В силу статьи 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Правила формирования и ведения Единого реестра проверок утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 года № 415 (далее - Правила).
Пунктом 12 Правил определено, что органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок. Разделом IV Правил регулируются порядок и сроки внесения необходимой информации в Единый реестр проверок.
Согласно Регламента подключения и интеграции Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок», размещенному в открытом доступе на сайте https://proverki.gov.ru (далее по тексту - Регламент ФГИС ЕРП) ФГИС ЕРП предусматривает доступ пользователей к открытой и закрытой части портала ФГИС ЕРП. Пользователями закрытой части портала ФГИС ЕРП являются, в том числе, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, с функциональной возможностью внесения данных в ФГИС ЕРП и контроля этих данных.
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента ФГИС ЕРП доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП предоставляется после прохождения процедуры идентификации, аутентификации и авторизации пользователя на портале ФГИС ЕРП посредством Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Все категории пользователей закрытой части портала ФГИС ЕРП предварительно должны иметь подтвержденные учетные записи должностного лица для прохождения процедуры идентификации, аутентификации и автоматизации в ФГИС ЕРП.
В силу пункта 4.2 Регламента ФГИС ЕРП для получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП должны быть выполнены следующие обязательные требования: орган, подающий запрос оператору ФГИС ЕРП, должен быть зарегистрирован в соответствующем реестре, определено должностное лицо по организации взаимодействия с ФГИС ЕРП, указанное должностное лицо должно иметь учетную запись в ЕСИА с правом администрирования профиля.
Из вышеизложенного следует, что орган муниципального контроля должен заблаговременно получить доступ к ФГИС ЕРП для исполнения требований о своевременном внесении информации в Единый реестр проверок.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 01.07.2019 года № 18 утвержден перечень видов муниципального контроля на территории Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области.
В мае 2020 года прокуратурой Чухломского района проведена проверка в деятельности администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.
25.05.2020 года прокурором Чухломского района в адрес главы администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в котором прокурор требовал определить должностных лиц, уполномоченных на внесение информации в Единый реестр проверок, принять меры, направленные на организацию получения доступа к закрытой части портала ФГИС ЕРП.
Согласно ответу администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области от 23.06.2020 года № 543 представление прокурора было рассмотрено, определено должностное лицо, уполномоченное на внесение информации в Единый реестр проверок, доступ к закрытой части портала ФГИС ЕРП не получен.
Согласно ч.ч.3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений ч.1 ст.157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенное в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.(ч. 2 ст. 157 КАС РФ)
В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований (ч. 3 ст. 157 КАС РФ).
Представитель административного ответчика, глава администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области Лимонова И.Н. административные исковые требования признала в полном объеме, письменное заявление о признании административного иска приобщено к материалам административного дела, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ей известны и понятны.
Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.
С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, принимая во внимание признание иска административным ответчиком, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемых обязанностей - месяц со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным.
Часть 9 статьи 227 КАС РФ предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем государственная пошлина взысканию с администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Чухломского района в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, выразившееся в неполучении доступа к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Обязать администрацию Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить доступ к закрытой части портала Федеральной государственной информационной системы «Единый реестр проверок».
Администрации Ножкинского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области сообщить об исполнении решения суда в Чухломский районный суд и прокурору Чухломского района в течение месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Юхман Л.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.08.2020 года.