Дело № 2-1611/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.05.2021 года г. Новосибирск
Кировский районный суд города Новосибирск в составе судьи Ханбековой Ж.Ш., с участием секретаря судебного заседания Клонингер А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибирский Т. В. к ИП Ерисову А. В. о расторжении договора субаренды,
Установил:
Сибиркина Т.В. обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований о том, что ею был заключен договор посуточной аренды жилого дома с ИП Ерисов А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ. Арендатором были внесены на счет арендодателя денежные средства в размер 8 000 рублей (чек онлайн от ДД.ММ.ГГГГ.) в счет обеспечительного платежа за объект по адресу <адрес>, который арендодатель передал во временное пользование арендатора. Арендодатель пояснил, что можно будет располагаться в помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Цель аренды помещения – проведение свадебного торжества. Оплату производили с карты Сибиркина С.Н.
При подписании договора не предоставили время для ознакомления, также не ознакомили с прейскурантом цен на услуги и меню. В момент подписания договора дали в руки 4 листа бумаги, где было расписано меню на 40 человек, цены и предполагаемые блюда, с меню ознакомились дома. На вопросы по меню получили ответ, что скорее всего меню будет другим и его предоставят для ознакомления позже.
При внимательном изучении договора аренды было установлено, что вместе с помещением передается и имущество, находящееся в помещении, в случае повреждении которого истица будет вынуждена компенсировать его стоимость. Поскольку о данном факте ее не предупредили, считает это нарушением ее прав на предоставление информации. В уточненном меню цены были выше, что также является нарушением ее прав.
ДД.ММ.ГГГГ позвонила арендатору с целью встречи и расторжения договора, но при встрече и переписке получила отказ от расторжения договора. При расторжении договора арендатор не несет какие-либо убытки, так как принятие решения о расторжении договора было предусмотрено в течение 14 дней с момента заключения договора, что является преимущественным правом арендатора на его расторжение.
Истица письменно обратилась с претензией-уведомлением к арендодателю с требованиями расторгнуть досрочно договор аренды и возместить авансовый платеж, требования остались без удовлетворения.
Незаконными действиями арендодателя истице был причинен моральный вред, так как оплаченной ею денежная сумма в качестве авансового платежа до сих пор не возвращена и является для нее существенной. При этом они не воспользовались помещением, но оплатили сумму, в связи с чем понесли непредвиденные убытки. Размер компенсации морального вреда оценивает в 15 000 рублей.
Истица просит суд: расторгнуть договор аренды жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между Сибиркиной Т.В. и ИП Ерисовым А.В., так как отпала надобность в указанных услугах; взыскать с ответчика в пользу истца оплаченную денежную сумму в счет авансового платежа в размере 8000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца денежную сумму в размер 800 рублей, составляющую оплату за госпошлину.
Истица в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Также пояснила, что договор подписывала по собственному желанию, условия читала.
Ответчик ИП Ерисов А.В. извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункты 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией, является риском самого гражданина, который несет все неблагоприятные последствия такого бездействия. Возвращение в суд неполученного адресатом заказного письма в связи с истечением срока хранения не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением направленной ему судебной корреспонденции.
3-е лицо Сибиркин С.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставил заявление с пояснениями о том, что производил со своей карты перечисления денежных средств по договору в интересах матери Сибиркиной Т.В.
Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Сибиркиной Т.В. и ИП Ерисовым А.В. был заключен договор посуточной аренды жилого дома №, по условиям которого арендодатель (ИП Ерисов А.В.) передает во временное пользование жилой дом, расположенный по адресу <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ.
П.2.3 указанного договора предусмотрено, что арендатором (Сибиркина Т.В.) вносится аванс в размер 8000 рублей. Согласно п.4.1 Арендатор вправе в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время, при этом авансовый платеж возврату не подлежит (л.д.31-38).
Ответчиком истцу был предоставлен ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что ответчик согласен осуществить возврат аванса, но не согласен с оплатой юридических услуг и морального вреда (л.д.13). Данный ответ свидетельствует о том, что истица обратились в адрес ответчика с претензией ДД.ММ.ГГГГ
Также истица обращалась к ответчику с претензией-уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно информации Сбербанка ДД.ММ.ГГГГ. денежная сумма 8000 рублей была переведена Алене Дмитриевне И. (л.д.29).
Между Сибиркиной Т.В. и ИП Гусевой М.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. был заключен договор об оказании юридических услуг, произведена оплата в размере 24 000 рублей (л.д.22-25).
Из переписки в мессенджере ватсап следует, что абонент, с которым велись переговоры по вопросам указанного выше договора аренды – Алена, арендодатель отказал в возврате аванса в размер 8000 рублей при отказе от договора со стороны арендатора. Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что денежные средства получателю – Алена Дмитриевна И. были перечислены Сибиркиным С.Н. именно по указанному выше договору в интересах Сибиркиной Т.В.
Оценив представленное истицей меню (л.д.39-45), суд приходит к выводу, что оно не доказывает и не опровергает юридически значимых обстоятельств по делу.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьями 450 (пункт 1) и 450.1 (пункты 1 и 2) Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором. Предоставленное договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу статьи 655 Гражданского кодекса Российской Федерации передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче, подписываемому сторонами (пункт 1). При прекращении договора аренды здания или сооружения арендованное здание или сооружение должно быть возвращено арендодателю с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 1 этой статьи (пункт 2).
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" предусмотрено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Пунктом 4.1 спорного договора закреплено право арендатора на отказ от договора аренды в любое время в одностороннем порядке, что и было сделано истицей.
Таким образом, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между сторонами, был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. – дата претензии истца в адрес ответчика о возврате денежных средств, поскольку действия истицы свидетельствуют об отказе от заключенного договора аренды. При этом несмотря на подписание со стороны истица акта приема-передачи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37) фактически имущества ею не принималось, соответственно и не подлежит возврату ответчику.
Требования истицы о расторжении договора аренды жилого дома не подлежат удовлетворению.
Оценив требования истицы о взыскании в ее пользу с ответчика авансового платежа в размере 8 000 рублей, суд признает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего:
Из согласованных сторонами условий договора (пункт 4.1) о назначении авансового платежа при расторжении договора аренды по инициативе арендатора, которое не противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что авансовый платеж не возвращается арендатору.
Судом установлено, что договор истицей был подписан в добровольном порядке без оказания на нее кого-либо воздействия со стороны ответчика, ее подпись в договоре свидетельствует о ее согласии с условиями договора. Судом не добыто допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истицы со стороны ответчика.
Основания для удовлетворения требований истицы о возмещении морального вреда судом не установлено.
В силу положений ст.98 ГПК РФ требования истицы о возмещении расходов по уплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению, поскольку решение суда состоялось не в ее пользу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сибиркиной Т. В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2021 года.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-1611/2021 (54RS0005-01-2021-000593-83) Кировского районного суда г. Новосибирска.
На 20.05.2021 года решение не вступило в законную силу.
Судья Ж.Ш. Ханбекова