дело №2-991/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» января 2019 года гор. Белгород
Свердловский районный суд г.Белгорода в составе
председательствующего судьи Камышниковой Е.М.
при секретаре Буковцовой М.А.
с участием истца Клепикова Н.П.
представителя ответчика ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Колотилова Е.Н. (доверенность в деле)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепикова Н.П. к ГУ Белгородское регионального отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении и взыскании стоимости санаторно-курортного лечения и компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Клепиков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за невыдачи путевки и компенсации морального вреда по тем основаниям, что он является получателем льгот как инвалид первой группы, в связи с заболеванием нижних конечностей.
05.02.2016 г на основании выданной ему лечащим врачом справки формы №/070/у от 29.02.2016 для получения путевки, в соответствии с которой ему предписано было лечение в одном из санаториев Краснодарского края, Ставропольского края или Республики Крым. Справка, а также весь необходимый комплект документов им были сданы в ФСС по Белгородской обл. Однако в предоставлении путевки в 2016,2017 и по состоянию на дату подачи иска в 2018 ему отказано в связи с их отсутствием. Таким образом, в 2016-2018 году, так и не получив путевку, он не смог получить лечение в санатории, назначенном ему лечащим врачом. В результате, произошло ухудшение его здоровья - обострение хронических заболеваний и появление новых, поэтому он вынужден был проходить курс лечения всех своих болезней у лечащего врача. Он в соответствии с действующим законодательством, медицинскими показаниями и рекомендациями лечащего врача, имел право на получение путевки в санатории, но по вине ФСС этого права был лишен. Однако он и сейчас продолжает нуждаться в санаторно-курортном лечении, так как из-за неполученного лечения в санатории, произошло обострение хронических заболеваний. Эти расходы он рассматривает как убытки. Учитывая, что за прошедшие годы он также не получил лечение в санатории, ему причинен ущерб в размере стоимости путевок за указанные период (стоимость путевок он выяснил, позвонив в ФСС, где его соединили с одним из работников). В соответствии со Статьей 15 ГК РФ: конкретная сумма убытков им оценивается в 56008,56 руб. (расчет приведен в уточнении требований). Помимо понесенных убытков ФСС должен ему компенсировать и моральный ущерб, так как по вине ФСС произошло обострение хронических и выявление новых заболеваний, что причинило и продолжает причинять ему физические и нравственные страдания. Его требования о возмещении морального вреда основываются на Статьях 151,1099-1101 ГК РФ и оцениваются ими в 200000 рублей. Кроме этого, истцом заявлено о возмещении ему расходов на такси по два заказа стоимостью 150 руб. каждый, в каждый день посещения суда, так как он передвигается с помощью костылей и использование общественного транспорта ему затруднительно, а также 10000руб. расходов по оплате услуг адвоката.
В судебном заседании истец просит удовлетворить иск по указанным основаниям. Представитель ответчика просит в иске отказать, пояснив, что согласно ч.2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Как усматривается из искового заявления, какой-либо ущерб отделением Фонда истцу в рассматриваемой ситуации не нанесен. Приобретение путевок и обеспечение ими льготных категорий граждан осуществляется исполнительными органами ФСС РФ в пределах ассигнований, предусматриваемых в Федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ. Клепиков обратился в отделение Фонда с заявлением в феврале 2016г. о выделении ему санаторно-курортной путевки на 2016г. По итогам рассмотрения данного обращения отделением Фонда заявитель поставлен на учет и уведомлен об этом по почте, согласно п.3.8. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ - данное заявление было зарегистрировано под номером 11076 в общей очереди лиц, нуждающихся в получении санаторно-курортных путевок и под номером 1846 в очереди по профилю опорно-двигательной системы, при этом в 2016 г (по состоянию на 28.12.2016) всего в общую очередь было поставлено 13283. В 2016 году обеспечение путевками не позволило удовлетворить всех нуждающихся данным видом услуг, однако на февраль 2017г очередь Клепикова продвинулась до 7782 (общая) и до 1242 (профильная) - в 2017г финансовое обеспечение также не позволило приобрести для Клепикова путевку. На февраль 2018 номер очереди Клепикова был 5085 (общий) и 861 (по профилю). По состоянию на 22.10.2018г из общей очереди путевками было обеспечено более 2000 человек, и из профильной 654 человека. Действующим законодательством установлен период предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, но не предусмотрены гарантии ежегодного, приоритетного либо внеочередного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также не указана обязанность исполнительных органов ежегодного обеспечения льготных категорий граждан указанными путевками. Компенсация затрат за самостоятельно приобретенную путевку и проезд до места лечения и обратно действующим законодательством также не предусмотрена. Об этом истцу разъяснено в ответе на его обращение. Из указанной статистики видно, что отделение Фонда ограничено средствами на приобретение путевок бюджетом ФСС РФ, в связи с этим путевками в санатории, отобранные в соответствии с законодательством РФ, льготники обеспечиваются в порядке подачи заявлений по медицинским показаниям при отсутствии противопоказаний. Полагает, что до истечения срока действия справки за 2018г (до февраля 2019) Клепиков будет обеспечен санаторно-курортным лечением. Просит требования истца о взыскании в его пользу стоимости путевок за 2016-2018 оставить без удовлетворения, поскольку в соответствии с ФЗ №178 «О государственной социальной помощи», ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, Бюджетного и Гражданского кодексов РФ отделение Фонда обязано оплатить ему расходы за самостоятельно приобретенную путевку и проезд до места лечения и обратно, если ФСС, имея финансовую возможность, не обеспечило гражданина льготной путевкой. Учитывая, что виновных действий ФСС в не обеспечении Клепикова санаторно-курортными путевками за указанный им период не усматривается, его требования о взыскании ему компенсации морального вреда также не обоснованы. Требования о возмещении расходов на проезд и на юруслуги не подтверждены допустимыми доказательствами, поэтому также считает их не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.
При разрешении спора судом установлено, что Клепиков является инвалидом 1группы бессрочно. 05 февраля 2016 года он обратился в территориальное отделение филиала ФСС РФ с заявлением на получение путёвки на санаторно-курортное лечение в 2016 году, представив все необходимые для этого документы с приложением справки по форме N 070/у государственного бюджетного учреждения здравоохранения, на которое получил уведомление о том, что, что он поставлен в очередь под №11602. Путёвку ему в 2016г не предоставили ввиду недостаточного финансирования, поскольку за 2016 его очередь продвинулась до 7782. 10 февраля 2017 года он повторно обратился с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение и, действительно он и в этом году не был обеспечен путевкой, поскольку в 2017 году на выделенные бюджетом деньги было приобретено 2777 путевок по общей очереди 381 профильная путевка, в результате на начало 2018 год очередь Клепикова продвинулась до 5085 (общая) и до 861 (профильные). По состоянию на 22.10.2018 было выделено 1962 путевки по общей очереди и 654 по профильной.
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328 утвержден порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ и включенные в перечень, утвержденный Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (п.3.3 Порядка).
Согласно п.3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.12.2014 №834н. Данная справка действительна (как указано в тексте) в течение года
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе указанная выше справка, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п.3.7 Порядка). Территориальные органы Фонда социального страхования РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщает гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.9)
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами, в том числе, санаторно-курортных путевок. Согласно данному перечню основанием для отказа является не предоставление гражданином пакета документов, либо предоставление оформленных с нарушением требований закона документов.
Частью 3 ст.6.5 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.В соответствии с пп.1 и 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи (в том числе предоставление указанных путевок) является расходным обязательством РФ и осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которое направляется в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ, который распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4,11,19-21 Правил).
В целях обеспечения выплат, социальных услуг и доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется формирование Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 ФЗ №178 от 17.07.1999). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2004 №243 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 №178, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год, исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1294)
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды. В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), однако « само по себе данное положение не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление. Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования (определение ВС РФ от 08.12.2016 по делу №3-КГ15-13).
Таким образом, учитывая, что заявление о предоставлении путевки Клепиковым подано в феврале 2016г, право на получение этой путевки могло быть осуществлено только в следующем финансовом году, поскольку к моменту указанного обращения бюджет уже был сформирован. Между тем, согласно представленной ответчиком статистики на момент обращения Клепикова с указанным заявлением, перед ним было зарегистрировано 11075человек, тогда как ежегодное финансирование обеспечивает возможность приобретать 3000-3500 путевок. Сведения о том, что региональным Фондом начиная с 2017года использовалась не вся выделенная на приобретение санаторно-курортных путевок сумма, либо использовалась не по назначению в материалы дела не представлены. С учетом изложенного Клепиков имеет право на получение санаторно-курортной путевки, но в порядке установленной очередности, определяемой датой регистрации его заявления.
Разрешая требования Клепикова о взыскании в его пользу стоимости путевок за 2016,2017 и 2018г в общей сложности в размере 56008,56руб., суд исходит из того, что в соответствии со ст.11 ФЗ от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в РФ», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и услуга не могут быть предоставлены инвалиду при наличии финансов либо, если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости, в том числе, оказанной услуги, предоставляемой в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 указанного ФЗ. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Заявляя указанные выше требования, Клепиков Н.П. не представил доказательств тому, что Фонд, располагая финансовой возможностью, не предоставил ему соответствующую путевку, либо что он (Клепиков Н.П.) приобрел путевку за свой счет и ему положена соответствующая компенсация, а поэтому в этой части требования истца являются не обоснованными.
Истцом также заявлено требование о взыскании в его пользу компенсации морального вреда. В обоснование требований указано, что не предоставление ему путевки для санаторно-курортного лечения ухудшило состояние его здоровья, что является причиной его нравственных и физических страданий. Между тем, согласно представленным истцом выпискам из истории его болезни и справкам Клепиков состоит на учете по поводу своего заболевания, получает соответствующее лечение, в том числе в условиях стационара, и данные справки не содержат выводов, что его болезнь прогрессирует именно из-за отсутствия санаторно-курортного лечения. Учитывая, что в соответствии со ст.151 и 1100ГК РФ моральный вред подлежит взысканию с лица, по вине которого другое лицо испытывает нравственные и физические страдания, а по настоящему делу такие обстоятельства не установлены, требования Клепикова и в этой части также удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: Исковые требования Клепикова Н.П. к ГУ Белгородское регионального отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении и взыскании стоимости санаторно-курортного лечения и компенсации морального вреда признать частично обоснованными.
Обязать ГУ Белгородское регионального отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Клепикову Н.П. путевку на санаторно-курортное лечение в порядке установленной очередности, определяемой датой регистрации его заявления.
Требования Клепикова Н.П. к ГУ Белгородское регионального отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2019г
Судья-подпись
******* |
******* |