Дело № 12-81/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.-к. Анапа 30 июня 2020 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.,
при секретаре Мазник Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Петров А.Б. на постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. от 14 апреля 2020 года № 01-01-08 от 14.04.2020 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. от 14 апреля 2020 года № 01-01-08 от 14.04.2020 года Петров А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей в доход государства.
Петров А.Б. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о признании незаконным и отмене указанного постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование указывает, что был привлечен к административной ответственности по тем основаниям, что 00.00.0000 в 15 часов 50 минут в районе «Бочка» он двигался по береговой территории заповедника со стороны (...) в сторону (...), минуя информационный аншлаг, установленный на границе заповедника в районе 1 Лагуны. Возражая против изложенных в постановлении доводов заявитель указывает на то обстоятельство, что 00.00.0000, направляясь в магазин и в аптеку в целях обеспечения жизнедеятельности его семьи, которая проживает на второй лагуне в период с 2019 года. Для прохода он намеревался приобрести, как обычно билет для совершения эколого-просветительских прогулок, позволяющий гулять по береговой линии заповедника, а также входить и выходить с территории заповедника в течение даты приобретения билета. Однако 00.00.0000 приобрести указанный билет ему не удалось, в связи с отсутствием кассира и закрытием заповедника на карантин. Несмотря на отсутствие билета, полагает, что имел право посещать магазин и аптеку, поскольку это необходимо для обеспечения его семьи всем необходимым. Просит постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. от 14 апреля 2020 года № 01-01-08 от 14.04.2020 года отменить.
Заявитель Петров А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месту судебного разбирательства, в суд не явился.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Постановлением заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. от 00.00.0000 000 от 00.00.0000 Петров А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей в доход государства. Основанием привлечения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что Петров А.Б. 00.00.0000 в 15 часов 50 минут в Анапском участковом лесничестве обход 000 квартал 000 выдел 000, входящих в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения с координатами 44°45'7.36" 37°24'4.77"в районе «Бочка» двигался по береговой территории заповедника со стороны (...) в сторону (...), минуя информационный аншлаг, установленный на границе заповедника в районе 1 Лагуны.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике, в том числе деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющая вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
В силу п.5 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. №33-Ф3 пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
При этом III главой Положения о государственном природном заповеднике « Утриш », утвержденного Приказом Минприроды России от 03.03.2011г. № 145 установлен режим особой охраны территории заповедника, в пункте 9 которого указано, что на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: 1) геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ; 2) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и выходов минералов, геологических обнажений и горных пород; 3) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима земель; 4) проведение рубок лесных насаждений, заготовка древесины и пищевых лесных ресурсов, заготовка живицы, а также иные виды использования лесов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; 5) транзитный прогон и выпас домашних животных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; 6) размещение ульев и пасек, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; 7) распашка земель, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; 8) сенокошение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением; 9) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника; 10) охота, рыболовство и иные виды пользования животным миром, кроме случаев, установленных настоящим Положением; 11) нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, капканами и другими орудиями охоты, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, а также с продукцией добывания объектов животного мира; 12) пускание палов, взрывные работы; 13) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; 14) интродукция объектов животного и растительного мира в целях их акклиматизации; 15) применение ядохимикатов, минеральных удобрений и химических средств защиты растений и стимуляторов роста, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; 16) создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; 17) движение и стоянка механизированных транспортных средств, в том числе катеров и маломерных судов, не связанных с функционированием заповедника, вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест; 18) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме осуществляемого в рамках научно-исследовательской деятельности заповедника, предусмотренной тематикой и планами научных исследований Учреждения; 19) содержание собак без привязи и поводка (за исключением используемых при проведении мероприятий по охране природных комплексов и объектов), нагонка и натаска собак; 20) пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над территорией заповедника без согласования с Учреждением или Минприроды России, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
21) уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории заповедника, а также имущества Учреждения; 22) иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, а также не связанные с выполнением возложенных на заповедник задач.
В части 13 Положения о государственном природном заповеднике « Утриш », утвержденного Приказом Минприроды России от 03.03.2011г. № 145 указано, что пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешений дирекции Учреждения или Минприроды России.
При этом, согласно пункта 6 части 12 Положения о государственном природном заповеднике « Утриш », утвержденного Приказом Минприроды России от 03.03.2011г. № 145, на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории (приложение № 2 ): организация и устройство экскурсионных экологических троп и маршрутов.
В приложении 000 указаны участки, выделенные для организации и устройства экскурсионных экологических троп и маршрутов: маршрут 000- Водопадная щель, маршрут 000-Мыс Большой Утриш, маршрут 000- Морская экскурсия ( от Малого до Большого Утриша).
В судебном заседании было установлено, что в отношении Петров А.Б. был составлен протокол об административном правонарушении от 00.00.0000 000 за нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 00.00.0000 №33-ФЗ, а именно: пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.
Согласно Положения о государственном природном заповеднике " Утриш ", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 00.00.0000 000 (в редакции приказа Минприроды РФ от 00.00.0000 000) государственный природный заповедник " Утриш " учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000 000-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, 000, ст. 4727) с целью сохранения и восстановления уникальных природных комплексов сухих субтропиков Черноморского побережья Кавказа.
Заповедник расположен в Краснодарском крае в границах муниципальных образований - городов Анапа и Новороссийск. Общая площадь заповедника 10008 га., включая 2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абраусского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель.
Пунктом 17 указанного Положения о государственном природном заповеднике " Утриш " предусмотрено, что границы заповедника обозначаются на местности специальными предупредительными и информационными знаками по периметру границ его территории.Протокол об административном правонарушении от 29.11.2018 года составлен надлежащим должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Судом принимается во внимание то обстоятельство, что вышеуказанный протокол об административном правонарушении был составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, кроме того сам Петров А.Б. присутствовал при его составлении, что подтверждается его подписью, сделанной собственноручно, кроме того из содержания данного протокола следует, что Петров А.Б. были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении никаких замечаний по поводу нарушений при его составлении Петров А.Б. указано не было, при этом в протоколе отражены объяснения Петров А.Б. о его несогласии с протоколом по тем основаниям, что на охраняемой территории в месте, где он был остановлен, отсутствовали предупредительные или запрещающие знаки.
Таким образом, судом не были установлены факты нарушения законодательства при составлении вышеуказанного протокола.
Факт наличия информационных знаков (аншлагов) по периметру территории заповедника « Утриш » подтверждается предоставленными в судебное заседание фотографиями мест нахождения информационных аншлагов, фотографиями информационных стендов с указанием Правил поведения и пребывания на территории заповедника « Утриш » и его границ, запрещенных к проходу без соответствующего разрешения, картой-схемой расположения шлагбаумов и информационных стендов на территории заповедника « Утриш », иными материалами дела.
Суд критически относится к доводам Петров А.Б. о том, что проход по территории заповедника был вызван крайней необходимостью, а именно, для приобретения продуктов питания, медицинских препаратов, средств личной гигиены для своей семьи, проживающей в палатке на территории второй лагуны. Согласно определения заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный заповедник «Утриш» Руденок Я.Г. от 00.00.0000 об отказе в удовлетворении ходатайства Петров А.Б. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, для прохода с лагун существует тропа, проход по которой разрешен и не входящая в территорию заповедника. Петров А.Б., воспользовавшись данной тропой, имел возможность для соблюдения режима особо охраняемой территории государственного природного заповедника «Утриш», но проигнорировал требования законодательства.
Таким образом, при изучении представленных материалов суд приходит к выводу, что заместителем главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ «Государственный заповедник « Утриш » Руденок Я.Г. при вынесении постановления о привлечении Петров А.Б. к административной ответственности были учтены все имеющие значения для дела обстоятельства.
Помимо этого в судебном заседании установлено, что действия Петров А.Б. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, при этом заявителем не были предоставлены достоверные доказательства, которые могли быть приняты судом как состоятельные, подтверждающие невиновность Петров А.Б. в совершении вышеуказанного административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП на момент вынесения настоящего постановления не истек.
При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности лица.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, объективно, полно и всесторонне исследованных должностным лицом, с выводами которого соглашается суд.
Каких-либо иных доводов, которые не были должным образом оценены должностным лицом при рассмотрении дела, либо отсутствие которых не позволило должностному лицу полно и всесторонне рассмотреть дело, в судебном заседании не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. ░░ 14 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 01-01-08 ░░ 14.04.2020 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.39 ░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3000 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (...)░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (...).
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░░░