Дело № 2-431/2021
44RS0013-01-2021-000840-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
с участием представителя истца администрации Красносельского района Костромской области Николаевой Н. В.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Красносельского муниципального района Костромской области обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием Красносельский муниципальный район Костромской области права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь - сеть водоотведения в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м., глубиной заложения- <данные изъяты> м., диаметр трубопровода- <данные изъяты> мм., год ввода в эксплуатацию - <данные изъяты>, техническое состояние - неудовлетворительное.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что данный объект был выявлен в результате обследования канализационных сетей, расположенных на территории Шолоховского сельского поселения. Согласно заключению ООО «Строительная экспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ года указанные сети водоотведения представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать и смонтировать в другом месте без несоразмерного ущерба её назначению и такие сети водоотведения могут быть отнесены к объектам некапитального характера, то есть могут быть признаны движимым имуществом. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района Костромской области в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях и Департамент имущественных и земельных отношений администрации Костромской области были направлены запросы по поводу принадлежности указанного объекта. Данными органами была предоставлена информация об отсутствии указанного объекта, как в реестре федерального имущества, так и в реестре имущества Костромской области. Считают, что в соответствии с действующим законодательством данные сети водоотведения могут быть признаны бесхозяйными и подлежат признанию собственностью муниципального образования Красносельского муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н. В. требования заявления поддержала по основаниям в нем изложенным, дополнив, что спорные сети обслуживаются предприятием, учрежденным Красносельским муниципальным районном Костромской области - МУП "Красноетеплоэнерго", но на балансе у него не находятся.
Заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание своих представителей не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - администрация Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагали, что требования подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо - департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагают, что требования подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, учитывая мнение заинтересованных лиц, суд полагает, что требования заявителя обоснованные и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далек - ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорного участка канализационной сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владение бесхозяйными движимыми вещами.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области выявлено бесхозяйное имущество - сети водоотведения в <адрес> <адрес>.
Так согласно акта обследования канализационных сетей Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие объекты: - сети водоотведения в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м, диаметр трубы - <данные изъяты>, глубина залегания- <данные изъяты> м., год ввода в эксплуатацию- ДД.ММ.ГГГГ. Канализационные сети находятся частично в изношенном состоянии (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с заключением технической экспертизы, выполненной ООО «Строительная экспертиза» на основании договора № № от ДД.ММ.ГГГГ сети водоотведения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> представляют собой сборно-разборную конструкцию, не имеющую признаков капитальности и прочной связи с землей, которую возможно демонтировать и смонтировать на другом месте без несоразмерного ущерба ее назначению. Следовательно, сети водоотведения могут быть отнесены к объектам некапитального характера, то есть могут быть признаны движимым имуществом /л.д.<данные изъяты>/.
Согласно информации Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д<данные изъяты> сведения о сети водоотведения в д. Сопырево, Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, протяженностью <данные изъяты> п.м., в реестре федерального имущества отсутствуют.
Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № сети водоотведения в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м., в реестре государственного имущества Костромской области отсутствует (л.д.<данные изъяты>).
Из информации, предоставленной администрацией Шолоховского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № сети водоотведения, протяжённостью <данные изъяты> п.м., в д. Сопырево, <адрес>, в реестре муниципального имущества Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области отсутствуют (л.д.<данные изъяты>).
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Вопросы местного значения, а именно вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с Законом Костромской области от 20.09.2017 N 283-6-ЗКО, вопросы организации водоотведения исключены из полномочий сельских поселений Костромской области и возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, организация в границах Шолоховского сельского поселения водоотведения отнесена к вопросам местного значения Красносельского муниципального района, соответственное, в собственности муниципального образования Красносельского муниципального района может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Таким образом, из материалов дела следует, что рассматриваемый объект обслуживается муниципальным предприятием, лица, заинтересованные в оформлении прав на данное имущество, не установлены. При указанных обстоятельствах суд находит убедительными доводы, изложенные в заявлении о том, что сеть водоотведения является бесхозяйным имуществом. Муниципальное образование Красносельский муниципальный район следует признать вступившим во владение рассматриваемой сетью водоотведения и передать ее в собственность муниципального образования.
Заключением ООО «Строительная экспертиза» установлено, что спорная сеть водоотведения представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности, рекомендуется признать канализационную сеть объектом движимого имущества.
Указанное заключение заинтересованным лицом не оспорено, иных доказательств по указанному вопросу не предоставлено.
Сведениями о том, что спорная сеть зарегистрированы в составе единого недвижимого комплекса, для решения вопроса об отнесении их к недвижимому объекту (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса РФ") суд не располагает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 262, 293 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом сеть водоотведения, расположенную в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м., глубиной заложения- <данные изъяты> м., диаметр трубопровода - <данные изъяты> мм., выполненные из асбестоцемента, год ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за муниципальным образованием Красносельским муниципальным районом Костромской области право собственности на сеть водоотведения, расположенную в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м., глубиной заложения- <данные изъяты> м., диаметр трубопровода - <данные изъяты> мм., выполненные из асбестоцемента, год ввода в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская.