Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Шенкель А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Слепнев Н.Ф. к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении прав на пенсионное обеспечение,
У С Т А Н О В И Л;
Слепнев Н.Ф. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Емельяновскому району Красноярского края (далее - УПФР по Емельяновскому району Красноярского края) о восстановлении нарушенных пенсионных прав, в котором просил признать решение пенсионного органа об отказе в назначении ему пенсии незаконным, пересмотреть размер и сроки назначения пенсии по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, принять во внимание все индексации пенсий, запросить из пенсионного органа доказательства, связанные с назначением ему пенсии, указывал на незаконность выданной ФКУ ИК-7 доверенности сотруднику Х.Ю.Г., без его согласия.
Впоследствии неоднократно дополнял исковые требования, указал в качестве ответчиков также Федеральное казенное учреждение Исправительную колонию N 7 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю (далее - ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю), Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН России по Красноярскому краю).
Просил суд рассмотреть вопрос о назначении ему пенсии в соответствии с законодательством по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконной доверенность, выданную ФИО1, обязать пенсионный орган выдать ему копии решений, принятых по его заявлению, признать действия ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю по выдаче ФИО1 доверенности для представления его интересов в УПФР в Емельяновском районе Красноярского края незаконными, признать незаконными действия ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в сокрытии его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов на 34-х листах, признать незаконными действия УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное), выразившиеся в назначении ему пенсии в предельно минимальном размере, установленном в РФ, несоответствующей заработку, должности и трудовому стажу; в непредоставлении решения о назначении пенсии и других материалов пенсионного дела (протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов о назначении пенсии, полного расчета пенсии с приведением формулы расчета).
Требования мотивировал тем, что отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в 2014 году обращался в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, однако, в назначении пенсии ему было отказано, поскольку часть периодов пенсионный орган не засчитал в специальный стаж, в решении пенсионного органа указано, что право на назначении пенсии наступит у него по достижении возраста 55 лет.
В июле 2019 г. истец Слепнев Н.Ф. направил заявление в пенсионный орган о назначении ему досрочной страховой пенсии с приложением документов на 34 листах. Указанное заявление пенсионным органом было возвращено в ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю для вручения истцу с разъяснением о необходимости обращения с таким заявлением через учреждение, в котором истец отбывает наказание. ДД.ММ.ГГГГ истец подал в отдел социальной защиты ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю заявление, адресованное в Пенсионный фонд Емельяновского района Красноярского края о назначении пенсии, к которому приложил копии документов на 34-х листах о своем трудовом стаже. ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю от его имени выдало доверенность на ФИО1 - сотрудника отдела социальной защиты ИК-7 на представление интересов истца, при отсутствии его согласия. О выдаче доверенности от его имени ФИО1. Ю.Г. он узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда из пенсионного органа ему пришло уведомление о назначении пенсии. Полагает, что ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю сокрыло документы о его стаже и заработной плате, в связи с чем пенсия ему была назначена в минимальном размере.
Определением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) заменен на правопреемника Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное).
Определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) заменено на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
В судебном заседании истец Слепнев Н.Ф. поддержал заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебное заседание не явились представители ответчиков - Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, были извещены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Слепнев Н.Ф. отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном назначении трудовой пенсии с двойным снижением в соответствии с п. п. 2 ст. 28.1 по п. п. 6, 9 п. 1 ст. 27, по п. п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", причиной отказа является отсутствие требуемого специального стажа, а также указано, что при имеющемся специальном и страховом стаже право на досрочную страховую пенсию у истца возникнет по достижению возраста 55 лет.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N 2-10630/15, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Слепнев Н.Ф. о признании решения УПФР в Советской районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности назначить трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
В ходе судебного разбирательства истец указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГ обращался в УПФР в Емельяновском районе г. Красноярска с заявлением о назначении пенсии с приложением всех необходимых документов.
Согласно ответу УПФР в Емельяновском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному Слепнев Н.Ф., ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, административным регламентом, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16п, предусмотрено предоставление государственной услуги при обращении гражданина с заявлением установленной формы со всеми необходимыми документами, которые должны быть представлены в подлиннике. Указано, что в соответствии с п. 91 упомянутого регламента осужденные к лишению свободы подают заявление в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, через администрацию исправительного учреждения. Пенсионный орган рекомендует истцу в кратчайшие сроки обратиться к ответственному представителю исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсии, обращают внимание, что требуемый возраст для назначения пенсии был достигнут истцом ДД.ММ.ГГГГ Указано на приложение на 30 листах.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в группу социальной защиты ИК-7 с письменным заявлением о назначении ему досрочной пенсии, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ документы истца были направлены в адрес Пенсионного Фонда в Емельяновском районе, пенсия Слепнев Н.Ф. назначена с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 18 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с пунктом 9 Правил граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Из системного толкования указанных норм следует, что основанием для обращения исправительного учреждения в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии в отношении лица, отбывающего наказание, является заявление лица, отбывающего наказание о назначении пенсии, которое подлежит передаче в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Все лица реализуют принадлежащие им права самостоятельно, в связи с чем наличие у истца права на получение пенсии не может быть реализовано без его личного участия - обращения с соответствующим заявлением либо иным обращением к администрации колонии.
В материалах дела имеется заявление Слепнев Н.Ф. в Управление пенсионного фонда по Емельяновскому району Красноярского края N, датированное ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что оно подается через отдел соцзащиты администрации ИК-7, а первое заявление о назначении пенсии было подано ДД.ММ.ГГГГ с исходящим номером <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данного заявления, истец просит назначить ему досрочно страховую пенсию, ссылаясь на вышеуказанные судебные акты, решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, указывая о своем праве на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, перечисляет приложенные к заявлению документы, просит признать первое заявление от ДД.ММ.ГГГГ как первое обращение в пенсионный орган о назначении ему пенсионного обеспечения, просит принять решение о назначении ему пенсии со снижением возраста, в установленном законом порядке просит предоставить ему решение пенсионного органа по данному заявлению, истребовать из УПФР по Советскому району г. Красноярска материалы его пенсионного дела, указывает на приложение на 34 листах.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю выдана доверенность на имя сотрудника учреждения ФИО1 в соответствии с которой последняя была уполномочена на представление интересов ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Емельяновском районе Красноярского края, в том числе, путем предоставления документов осужденных для назначения пенсии.
Только ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 действующей по доверенности от ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, от имени Слепнев Н.Ф. было подано заявление в УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) о назначении истцу пенсии.
На основании решения УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Слепнев Н.Ф. в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" была с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно назначена страховая пенсия в размере 3 940,02 руб. с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 5 334,19 руб. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ составил 9 274,21 руб.
Решением УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N была устранена допущенная при установлении Слепнев Н.Ф. пенсии ошибка. Распоряжением УПФР в Емельяновском районе Красноярского края (межрайонное) б/н произведен перерасчет страховой пенсии: с ДД.ММ.ГГГГ суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии составил 12 294,46 руб., в том числе: страховая пенсия - 6 960,27 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии - 5 334,19 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ произведена индексация пенсии, ее размер составил 13 106,07 руб.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о нарушении прав истца Слепнев Н.Ф., выразившиеся в несвоевременном обращении сотрудника ИК-7 ФИО1 с заявлением о назначении пенсии, датированным ДД.ММ.ГГГГ, что привело к назначению истцу пенсии только с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий УПФР в Емельяновском районе Красноярского края по назначению истцу пенсии в предельно минимальном размере, поскольку назначенная истцу пенсия не является минимальной.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Слепнев Н.Ф. обратился в УПРФ в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении досрочной пении, приложив паспорт гражданина РФ, справку из Министерства образования № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении обучения в Красноярском среднем городском профессионально-техническом училище № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ за период с января 1990 по декабрь 1994, выданную Администрацией Енисейского бассейна внутренних водных путей, справку о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ с июня 1995 по май 2002, выданную Илимпейской геофизической экспедицией; справку о стаже № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную «Енисейским государственным бассейновым управлением водных путей и пароходства», за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справку о стаже № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную «Енисейским государственным бассейновым управлением водных путей и пароходства», за период работы 1992 года, о реорганизации предприятия, а также о расположении предприятия в местности приравненной к районам Крайнего Севера, справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ФКУ ИК-17 ГУФСИН, о подтверждении места нахождения (пребывания) осужденного.
Решением УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Слепнев Н.Ф. было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием требуемого возраста. Не согласившись с принятым пенсионным органом решением, Слепнев Н.Ф. обратился в суд с иском о защите пенсионных прав.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Слепнев Н.Ф. о признании решения УПФР в Советском районе г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности назначить трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в УПФР Емельяновского района Красноярского края (межрайонное) от имени Слепнев Н.Ф. было подано представителем ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО1 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) заявление о назначении пенсии. Данное заявление было подано в электронной форме через сайт ПФР. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается предоставление в УПФР <адрес> (межрайонное) следующих документов: паспорта гражданина РФ Слепнев Н.Ф. и представителя ИК-7; доверенности на ФИО1 (представителя ФКУ ИК №) от ДД.ММ.ГГГГ №; справки о стаже № от ДД.ММ.ГГГГ за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП «Коммунальщик», выданной архивом <адрес>; справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивом <адрес>, об отсутствии сведений о стаже Слепнев Н.Ф. за 2000-2001 годы в МУМ ПП ЖКХ; справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивом <адрес>, об отсутствии сведений о стаже Слепнев Н.Ф. за 2002-2006, 2006-2010 в организациях МУМ ПП ЖКХ и ОАО «Енисейская энергетическая компания»; справки о заработной плате № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной «Енисейским бассейновым управлением водных путей», за периоды с апреля 1982 по декабрь 1989; справки военного комиссариата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о периоде службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справки №/ТО/51/10-139 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК-7 о месте нахождения осужденного; справка №/ТО/51/10-135 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ ИК-7, о факте отсутствия трудоустройства Слепнев Н.Ф.
На основании представленных документов УПФР в <адрес> (межрайонное) была проведена оценка пенсионных прав Слепнев Н.Ф. и решением УПФР в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № Слепнев Н.Ф. установлена досрочная страховая пенсия в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (за работу в плавсоставе на судах речного флота на 5 лет ранее общеустановленного возраста).
Поскольку обращение Слепнев Н.Ф. за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ было подано с нарушением порядка подачи и заполнения заявления об установлении страховой пенсии, кроме того, отсутствовали необходимые документы (паспорт, справка из исправительного учреждения о месте нахождения осужденного) у УПФР в <адрес> (межрайонное) отсутствовала обязанность для назначения досрочной страховой пенсии ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом решения об обнаружении ошибки от ДД.ММ.ГГГГ № размер пенсии исчислен Слепнев Н.Ф. по пункту 9 статьи 30 Закона №-Ф3 исходя из: стажа на соответствующих видах работ на ДД.ММ.ГГГГ 11 лет 02 мес.22 дня, среднемесячной заработной платы за 60 месяцев работы с сентября 1988 по август 1993 — отношение заработных плат 3,031, (учтено 1,4 в связи с подтверждением факта работы на ДД.ММ.ГГГГ в местностях приравненных к районам Крайнего Севера), страховых взносов имеющихся на дату назначения пенсии на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16827,37 руб. и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учитывая факт окончания трудовой деятельности) в сумме 0,106 балла, периода прохождения военной службы по призыву (01/11/29), коэффициента валоризации расчетного пенсионного капитала, который в соответствии со статьей 30.1 ФЗ № составил 14%, исходя из общего трудового стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ (04 года 11 мес. 20 дней).
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) Слепнев Н.Ф. на дату назначения составил 79,783 балла, из них за период после ДД.ММ.ГГГГ — 0,106 балла.
Расчет индивидуального пенсионного коэффициента: ИПК= 0,55 х 1,4 X 1671 = 1286,67, где 0,55 — из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; 1671 – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления размеров пенсий, утвержденная Правительством РФ.
При неполной продолжительности стажа, для расчета размера ИПК применяется пропорция, исходя из количества лет месяцев и дней работы на ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил 12294,46 руб., где 6960,27 руб. - страховая пенсия и 5334,19 руб. — фиксированная выплата к страховой пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями ст. ст. 21, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшие в период обращения истца с указанным заявлениям (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подп. "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подп. "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подп. "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подп. "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в п. п. 72 и 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16п (далее - Административный регламент).
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в п. 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в п. 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
При этом Административный регламент содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, в котором указано, что основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у гражданина, обратившегося с заявлением, права на установление пенсии, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (п. 66).
Территориальный орган ПФР не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования способом, указанным в п. 15 Административного регламента.
В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено, что поскольку при обращении ДД.ММ.ГГГГ Слепнев Н.Ф. не были предоставлены все необходимые документы, УПРФ в Емельяновском районе Красноярского края в адрес ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю для Слепнев Н.Ф. было направлено разъяснение о порядке обращения за установлением пенсии (письмо №ИО-7469/11-19). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в группу социальной защиты ФКУ ИК-7 с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии, где должностное лицо в нарушение срока несвоевременно обратилось в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Доказательств того, что сотрудником ИК-7 в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истребовались документы для назначения истцу пенсии, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконными действий Пенсионного органа, выразившихся в назначении ему пенсии в предельно минимальном размере, установленном в Российской Федерации, не соответствующей заработку, должности и трудовому стажу, суд исходит из того, что нарушений пенсионных прав истца пенсионным органов не допущено, размер пенсии Слепнев Н.Ф. (с учетом решения об устранении допущенной при установлении пенсии ошибки) рассчитывался в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства, с учетом имеющегося стажа, заработка и страховых взносов, и вопреки доводам истца минимальным не является. Доказательств неправильности произведенного пенсионным органом расчета размера пенсии не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания незаконными действий ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в несвоевременном обращении в УПРФ в Емельяновском районе Красноярского края с заявлением Слепнев Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов и отказе в удовлетворении требований о признании незаконным действий Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Емельяновскому району Красноярского края по вопросу рассмотрения заявления Слепнев Н.Ф. о назначении пенсии и расчета размера пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Слепнев Н.Ф. к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о восстановлении прав на пенсионное обеспечение, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в несвоевременном обращении в УПРФ в Емельяновском районе Красноярского края с заявлением Слепнев Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов.
В удовлетворении остальной части требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: