Дело <номер обезличен>
<номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
28 сентября 2020 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Радионовой Н.А.,
при секретаре Морозенко Н.Н.,
с участием:
истца Исаева А.Ю.,
представителя ответчика, адвоката в порядке ст. 50 ГПК РФ, - Козяр Т.П.,
ст. помощника прокурора <адрес обезличен> Лаптевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> гражданское дело по иску Исаева А. Ю. к Янченко С. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Исаев А. Ю. обратился в суд с иском к Янченко С. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением.
В обоснование заявленных требований Исаев А.Ю. указывает, что он является собственником квартиры по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен> на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности <номер обезличен>-АЗ 321213 от <дата обезличена> и свидетельства о праве на наследство по закону № <адрес обезличен>0. С января 2020 года в квартиру Исаева А.Ю. в качестве члена его семьи была вселена ответчик Янченко С.А., с его согласия ответчик зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом помещении.
Далее истец указывает, что с <данные изъяты> их семейные отношения прекратились, ответчик выехала на другоепостоянное место жительства, вывезла все принадлежащие ей вещи, с тех пор в квартире не проживает, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет. Препятствий в пользовании жилым помещением ответчик не имел. Фактически отношения с ответчиком прекращены, с момента выезда ответчик Янченко С.А. перестала быть членом семьи Исаева А.Ю.
Ответчик отказывается добровольно сняться с регистрационного учета, наличие регистрации создает истцу препятствия при продаже квартиры.
Таким образом, учитывая, что сохранение права пользования ответчиком жильем нарушает права истца как собственника, считает, что ответчик должна быть признана утратившей право пользования жилым помещением-квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, со снятием с регистрационного учета по месту жительства.
Истец Исаев А.Ю. в судебном заседании просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Янченко С.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствии не просила, извещалась о явке заблаговременно по месту регистрации согласно данным, указанным в исковом заявлении, сведениях адресного бюро. Согласно отчета об отслеживании с почтовым идентификатором <номер обезличен> судебное извещение возвращено в суд по иным обстоятельствам.
В связи с тем, что место жительства ответчика установить не удается, суд назначил ответчику представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ.
Представитель ответчика, назначенный судом в порядке ст. 50 ГПК РФ, адвокат Козяр Т.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что в связи с тем, что место жительства ответчика неизвестно, невозможно выяснить пояснения Янченко С.А.. Поскольку нарушение ее права не исключено, считает иск не подлежащим удовлетворению, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Баламут А.Н. пояснил что, он с Исаевым А.Ю. являются коллегами, приходил к нему в гости. Янченко С.А. видел дома у Исаева А.Ю. всего один раз, не интересовался у истца кем Янченко С.А. ему приходится, после чего в квартире Исаева А.Ю. он ее более не встречал. Личных вещей Янченко С.А. в квартире он также не видел.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Шевченко Д.С. пояснил, что знаком с истцом около 10 лет, часто приходил к нему в гости, раньше видел Янченко С.А., однако более полугода ее в квартире не встречал, личных вещей Янченко С.А. в квартире также не видел. В каких отношениях они состояли с Исаевым А.Ю. он не знает, не интересовался.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес обезличен> Лаптева Е.В. полагала, что заявленные требования законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению.
Выслушав участников процесса, свидетелей, заключение ст. помощника прокурора, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами в условиях состязательности процесса доказательства, в том числе и письменные, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается, среди прочего, в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, гарантировании неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Данное правило нашло свое развитие в Гражданском кодексе РФ и Жилищном кодексе РФ.
Так, в соответствии состатьей 18 Гражданского кодекса РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности.
На основании пунктов 1,2статьи 209 Гражданского кодекса РФсобственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ,статьей 56 ГПК РФгражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии состатьей 55 ГПК РФдоказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обязательств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силустатьи 67 ГПК РФсуд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, а именно 1/2 доля в праве общей долевой собственности зарегистрирована в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании договора о передаче жилья в собственность <номер обезличен> от <дата обезличена>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности <номер обезличен>-<номер обезличен> от <дата обезличена>, и 1/2 доля в праве общей долевой собственности зарегистрирована в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата обезличена> на основании свидетельства о праве на наследство по закону № <адрес обезличен>0 от <дата обезличена>.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес обезличен> ответчик Янченко С. А., <дата обезличена> года рождения, зарегистрирована с <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен>.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Истец указывает, что с января 2020 года в его квартиру в качестве члена его семьи была вселена ответчик Янченко С.А., с марта 2020 года их семейные отношения прекратились, ответчик выехала на другоепостоянное место жительства.
В абзаце 6 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами.
Между тем, учитывая, что брак между сторонами не заключался, при вселении письменное соглашение, регламентирующее права проживания Янченко С.А. в спорном жилом помещении не заключалось, регистрация по спорному адресу не могут служить достаточным основанием для вывода о том, что Янченко С.А., является членом семьи собственника спорной квартиры, а, следовательно, имеет право пользования жилым помещением, принадлежащим Исаеву А.Ю.
Ответчик Янченко С.А., не проживает в жилом помещении, где зарегистрирована, не поддерживает никаких отношений с собственником жилого помещения, у Янченко С.А., с собственником квартиры отсутствует общий бюджет и не ведется общее хозяйство, солидарная с собственниками обязанность по несению расходов, вытекающих из пользования данным жилым помещением, ответчиком не исполняется. Личных вещей Янченко С.А. в доме не имеет, что подтверждается, показаниями свидетелей, данными в судебном заседании.
Сведений о том, что между истцом и ответчиком заключено какое-либо соглашение о порядке пользования спорной квартирой, в том числе с указанием срока (периода) проживания в ней, материалы дела не содержат, не представлено таких сведений и сторонами.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Исаева А. Ю. к Янченко С. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с Законом РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, сама по себе регистрация по месту жительства в жилом помещении не является правоустанавливающим фактом, порождающим право пользования жилым помещением.
В силу статьи 7 Закона РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета.
Руководствуясь 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Исаева А. Ю. к Янченко С. А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, - удовлетворить.
Признать Янченко С. А., <дата обезличена> года рождения, утратившей право пользования жилым помещением-квартирой, расположенной по адресу: <адрес обезличен>.
Решение является основанием для снятия Янченко С. А., <дата обезличена> года рождения, с регистрационного учета по месту регистрации по адресу: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья Радионова Н. А.