судья Устьянцев Н.С.
дело №2-933/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№11-13705/2021
21 декабря 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Данилкиной А.Л., Беломестновой Ж.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи К.Н.В.,
с участием прокурора Р.О.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 31 августа 2021 года по иску Чебаркульского городского прокурора города Копейска Челябинской области, действующего в интересах С.А.П., к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения истца С.А.П. и прокурора Р.О.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чебаркульский городской прокурор, действующий в интересах С.А.П., обратился с иском к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области о возложении обязанности за счет средств областного бюджета предоставить С.А.П. на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Чебаркульского городского округа - общей площадью не менее 18 кв.м.
В обоснование требований указано, что ходе прокурорской проверки установлено, что С.А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области С.А.П. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, С.А.П. должно быть предоставлено благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение в виде жилого дома или квартиры. Однако до настоящего времени С.А.П. не обеспечена жилым помещением.
Старший помощник Чебаркульского городского прокурора З.И.С. в судебном заседании в суде первой инстанции требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец С.А.П. в судебном заседании в суде первой инстанции просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Чебаркульского городского округа в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа в судебном заседании в суде первой инстанции участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в представленном суду отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований прокурора, на администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области возложена обязанность по предоставлению С.А.П. по договору найма специализированного жилого помещения отдельного благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, за счет средств субвенций, предоставляемых из бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области просит решение суда изменить и принять по делу новое решение с учетом действующей нормы о принятии решения органом местного самоуправления о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Указывает на то, что согласно п.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № решения о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилых помещений принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Считает, что не привлечение судом к участию в деле Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, и Министерства социальных отношений Челябинской области повлекло нарушение их прав и законных интересов.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа просило решение суда оставить без изменения, жалобу администрации без удовлетворения. Считает, что решение вынесено в интересах С.А.П., поскольку она относится к числу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещения, а потому подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Чебаркульского городского округа по месту проживания.
Определением от 03 декабря 2021 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением судом первой инстанции п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлекла к участию в деле Министерство социальных отношений Челябинской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 названной статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ С.А.П. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по Чебаркульскому городскому округу.
В соответствии с Положением о Министерстве социальных отношений Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство осуществляет функции уполномоченного органа по организации деятельности по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Челябинской области (п. 24-1), а также осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения (п. 29).
Поскольку суд первой инстанции принял решение, в том числе касающееся прав и обязанностей Министерства социальных отношений Челябинской области, осуществляющего функции главного распорядителя средств областного бюджета, государственных внебюджетных фондов, выделяемых на финансирование мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и социального обслуживания населения, не привлеченного к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции.
Министерством социальных отношений Челябинской области в суд апелляционной инстанции направлен письменный отзыв, в котором Министерство считает возможным обязать уполномоченный орган Чебаркульского городского округа предоставить С.А.П. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, исходя из даты включения в список и нормы предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Чебаркульского городского округа. Также Министерство указало, что Чебаркульскому городскому округу предусмотрена субвенция на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на 2021 год.
Представители ответчика администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, третьих лиц Управления социальной защиты населения Чебаркульского городского округа, Министерства социальных отношений Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, заслушав пояснения истца С.А.П. и прокурора Р.О.Я., исследовав в полном объеме материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на жилище.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) закреплены гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти (часть 7 статьи 8 указанного Федерального закона).
В силу статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета (статья 6 указанного закона).
Из материалов дела следует, что С.А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать П.Н.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец С.П.Н. отбывает наказание в местах лишения свободы.
Постановлением администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетней С.А.П. назначена Б.Ю.Е. сроком на шесть месяцев.
Постановлением администрации Чебаркульского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней С.А.П. назначена попечителем Б.Ю.Е. на безвозмездной основе.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № С.А.П. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по Чебаркульскому муниципальному району Челябинской области.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ С.А.П. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Чебаркульскому городскому округу на основании ст. 17 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» и исключена из списка по Чебаркульскому муниципальному району.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости С.А.П. в собственности жилых помещений не имеет.
Согласно справке Управления по земельно-имущественным отношениям администрации Чебаркульского муниципального района С.А.П. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что С.А.П. была зарегистрирована по месту пребывания и продолжает проживать по настоящее время по адресу: <адрес>, что подтверждается информацией, предоставленной Управлением социальной защиты населения администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области.
Постановлением Главы муниципального образования «Чебаркульский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Чебаркульского городского округа установлена норма предоставления жилого помещения 18 кв.м общей площади на одного человека.
Поскольку С.А.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, до настоящего времени жильем не обеспечена, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на администрацию Челябинского городского округа Челябинской области обязанности за счет средств бюджета Челябинской области обеспечить С.А.П. отдельным, благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим нормам, жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м, находящееся в границах Чебаркульского городского округа.
Доводы в апелляционной жалобе администрации о том, что предоставление жилого помещения С.А.П. возможно в порядке очередности, исходя из даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не состоятельны.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Наличие указанных юридических фактов, перечисленных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 1 января 2013 года, является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
При этом гарантированное законом право С.А.П., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента формирования специализированного жилищного фонда, а также от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Учитывая, что С.А.П. достигла совершеннолетнего возраста, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению ее специализированным жилым помещением, независимо от наличия лиц той же категории, не обеспеченных жильем.
Доводы администрации о не привлечении к участию в деле Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, что повлекло нарушение его прав и законных интересов, подлежат отклонению, поскольку согласно указанным выше положениям закона, полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений наделены органы местного самоуправления, в данном случае администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области.
Таким образом, оснований полагать, что судебным решением будут затронуты права и законные интересы Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, исковые требования прокурора удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 31 августа 2021 года отменить.
Исковые требования Чебаркульского городского прокурора, в интересах С.А.П. к администрации Чебаркульского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Возложить на администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области обязанность предоставить С.А.П. по договору найма специализированного жилого помещения отдельное, благоустроенное, применительно к условиям Чебаркульского городского округа, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м, находящееся в границах Чебаркульского городского округа за счет средств субвенций бюджета субъекта Челябинской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.