К делу № 2-554/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Каменоломни 4 июня 2019 года
Октябрьский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Купченко Н.В., при секретаре Семисотовой С.В., с участием помощника прокурора Октябрьского района Ростовской области Беляковой О.А.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) к Варзеговой Е.С., ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании документов об установлении инвалидности не действительными,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Ростовской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Е.С., ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании документов об установлении инвалидности не действительными. В обоснование иска сослался на те обстоятельства, что прокуратурой Октябрьского района Ростовской области проведена проверка законности установления второй группы инвалидности в отношении Варзеговой Е.С. По результатам проверки установлено, что, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 №, выданной Бюро № филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», с 02.08.2016 года в отношении Варзеговой Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Документы или копии документов, подтверждающие оказание медицинской помощи, прохождение обследований, выполнение мероприятий, предусмотренных Программой реабилитации инвалида, не представлены. По информации ФКУ ГБ МСЭ по Ростовской области, протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на Варзегову Е.С. в ФКУ ГБ МСЭ по РО отсутствуют, в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы, используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы в отношении Варзеговой Е.С. также отсутствует. По мнению истца, отсутствие медицинской документации, подтверждающей наличие у ответчика Варзеговой Е.С. на момент установления ей в августе 2016 года второй группы инвалидности нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ограничения жизнедеятельности, необходимости в мерах социальной защиты, свидетельствует об отсутствии оснований для признания ее инвалидом, а также назначения ей пенсии по инвалидности. Представленные сведения свидетельствуют о том, что, в нарушение требований Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, а также Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н, Варзегова Е.С. на медико-социальную экспертизу медицинской организацией либо иным уполномоченным органом не направлялась, медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро № 30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не проходила, при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд РФ с целью получения пенсии по инвалидности знала об этом. На основании изложенного, ссылаясь на ст.45 ГПК РФ, истец просит признать недействительной с момента выдачи справку, выданную Бюро № 30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года об установлении в отношении Варзеговой Е.С. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Октябрьского района Ростовской области Белякова О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Варзегова Е.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ Медовик А.В. в суд не явился, о месте и времени судебного заедания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в котором считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как Варзегова Е.С. медицинское освидетельствование не проходила, справка Бюро МСЭ об установлении ей второй группы инвалидности получена с нарушением порядка оформления, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, их представителей и третьих лиц.
Суд, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Октябрьского района Ростовской области в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) к Варзеговой Е.С., ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании документов об установлении инвалидности не действительными, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 1,7,8 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 95 от 20.02.2006 года утверждены Правила признания лица инвалидом; в соответствии с п. 2, п. 3 Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании п. 5 Правил признания лица инвалидом, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В силу п. 7 Правил признания лица инвалидом в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).
Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования; при этом установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу, о чем должно быть указано в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией.
В судебном заседании установлено, что Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» выдана справка, выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года об установлении в отношении Варзеговой Е.С. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) на основании заявления Варзеговой Е.С. и представленной ею справки об установлении 2 группы инвалидности была назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ и ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 г. №181-ФЗ с 02.08.2016года; выплата пенсии по инвалидности Варзеговой Е.С. осуществлялась Управлением Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) по 28.02.2019 года.
Разделом III Правил признания лица инвалидом закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; в направлении указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, a также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государстве услуги, в том числе, перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую noмощь по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Poccии от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).
Результатом предоставления государственной услуги при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение (пункт 11 Административного регламента).
Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность обстоятельств, а именно, длительное лечение гражданина в медицинских организациях, проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий, период временной нетрудоспособности, направление на медико-социальную экспертизу.
В соответствии с Классификациями и критериями, утверждёнными Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификации критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом II группы бессрочно
свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые, как минимум,
предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении
медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских
организациях независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Дело рассмотрено по имеющимся в деле доказательствам.
Так, по информации, представленной ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" Минтруда России, протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы на Варзегову Е.С., 09.04.1977 года рождения, отсутствуют, в базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы, используемой при проведении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы в отношении Варзеговой Е.С. также отсутствует.
Какая - либо медицинская документация, подтверждающая наличие у Варзеговой Е.С. на момент установления ему группы инвалидности в августе 2016 года заболеваний, а также стойких нарушений его здоровья, которые предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях, отсутствует.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что, справка, выписка из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года об установлении Варзеговой Е.С. 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания выданы ответчику с нарушением вышеприведенных норм законодательства РФ, без проведения медико-социальной экспертизы.
В связи с изложенным требование истца о признании недействительными с момента выдачи Бюро № 30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО», справки и выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года об установлении Варзеговой Е.С. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания, подлежит удовлетворению.
Согласно требованиям ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального образования пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной пошлины в размере, предусмотренном ст. 333.19 НК РФ, в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района Ростовской области, действующего в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе Ростовской области (межрайонное) к Варзеговой Е.С., ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, о признании документов об установлении инвалидности не действительными, удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № 30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РО» серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года, выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015 № от 02.08.2016 года об установлении Варзеговой Е.С. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <данные изъяты> государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Октябрьский район Ростовской области» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение принято в окончательной форме 10.06.2019 года.