Решение по делу № 33-3003/2022 от 14.02.2022

УИД 52RS0054-01-2021-000614-92

Судья: Удалова Н.П.

Дело № 33-3003/2022 (вторая инстанция)

№ 2-423/2021 (первая инстанция)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 22 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Погорелко О.В., судей Александровой Е.И., Косолапова К.К.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области

на решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 01 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Чкаловского района Нижегородской области, действующего в интересах К.В. , к администрации городского округа города Чкаловск Нижегородской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Александровой Е.И., выслушав объяснения истца К.В. ,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чкаловского района Нижегородской области обратился в суд в интересах К.В. с иском к администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о возложении обязанности предоставить К.В. , [дата] года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Чкаловского района проведена проверка по обращению К.В. , [дата] г.р., о нарушении жилищных прав. В связи с тем, что одинокая мать несовершеннолетней К.В. - М.Г. решением Чкаловского районного суда от [дата] лишена родительских прав, постановлением администрации [адрес] [номер] от [дата] над несовершеннолетней К.В. установлена опека, назначен опекун. Постановлением администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от 04.12.2018 №1682 признан невозможным факт проживания К.В. в ранее занимаемом жилом помещении, находящемся по адресу: Нижегородская область, г.о.г. Чкаловск, д. Котельницы, [адрес]. Этим же постановлением администрации г.о.[адрес] К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.[адрес] Нижегородской области. В 2021 К.В. закончила обучение в ГБОУ «Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий». [дата] администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области по результатам рассмотрения обращения К.В. отказано в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени К.В. жилым помещением не обеспечена и гарантированное ей Федеральным законом от [дата] №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не реализовано.

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 01 декабря 2021 года постановлено: исковое требование прокурора Чкаловского района Нижегородской области, действующего в интересах К.В. , о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.

В апелляционной жалобе администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах К.В. в администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решением суда нарушены права и законные интересы других лиц, находящихся в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Чкаловск Нижегородской области, ранее К.В. , и ожидающих своей очереди. Судом первой инстанции не учтено, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями не является вопросом местного самоуправления. Финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям из лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций поступающих из бюджета Нижегородской области. Лимит субвенций для предоставления квартир детям сиротам в 2021 году исчерпан, что делает невозможным предоставление вне очереди жилое помещение К.В.

В возражениях на апелляционную жалобу К.В. просит об оставлении решения Чкаловского районного суда Нижегородской области от 01 декабря 2021 года без изменения, апелляционной жалобы администрация городского округа город Чкаловск Нижегородской области – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции К.В. просила оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заедание не явились, о времени и месте рассмотрения дела они считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства не представлено, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также поступившие на нее возражения К.В. , заслушав объяснения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом, К.В. , [дата] года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеющим право на предоставление жилого помещения, что подтверждается следующим.

Решением Чкаловского районного суда Нижегородской области от 30.08.2012 года М.Г. лишена родительских прав, в том числе и в отношении несовершеннолетней К.В. , [дата] года рождения. Решение вступило в законную силу [дата] год (л.д. 13-14).

Над несовершеннолетней К.В. на основании постановления администрации г.о.г. Чкаловск Нижегородской области от [дата] [номер] установлена опека. Опекуном была назначена Н.А. За несовершеннолетней было сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: Нижегородская область, Чкаловский район, д. Котельницы, [адрес] до ее совершеннолетия (л.д. 15).

Постановлением администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области от 04.12.2018 года №1682 установлен факт невозможности проживания К.В. , [дата] г.р., в ранее занимаемом жилом помещении, находящемся по адресу: Нижегородская область, Чкаловский район, д. Котельницы, [адрес] она была включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.[адрес] Нижегородской области (л.д. 17).

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от [дата] в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности К.В. на какие-либо объекты недвижимости на территории РФ (л.д. 18).

[дата] администрацией г.о.г. Чкаловск Нижегородской области по результатам рассмотрения обращения К.В. отказано в предоставлении жилого помещения.

Согласно Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, на [дата] К.В. состоит в списке как лицо, подлежащее обеспечению жилыми помещениями на территории г.о.г. Чкаловск Нижегородской области под номером 20.

До настоящего времени К.В. жилым помещением не обеспечена и гарантированное ей Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не реализовано.

Следовательно, у истца, как лица нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющая право на получение жилого помещения, она включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение истцу так и не было предоставлено.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией городского округа город Чкаловск Нижегородской области - обязанностей по предоставлению истцу, включенному в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено законом в зависимость от каких-либо условий.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 абз.1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (п.1 абз.2).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).

Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области «О жилищной политике в Нижегородской области».

Положениями Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. № 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.

В 2021 году К.В. обращалась в администрацию г.о.г. Чкаловск Нижегородской области с заявлением о предоставлении жилого помещения и 29.07.2021 года ей был дан письменный ответ, что по состоянию на 28.07.2021 года в общем списке детей-сирот на получение жилого помещения по г.о.г. Чкаловск она числится под порядковым номером 20.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что истец в установленном законом порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не представлено, учитывая, что формирование указанного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и положения вышеприведенных норм права не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа, поскольку отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Довод жалобы о том, что принятие судом решения об обязании предоставить жилое помещение К.В. нарушит права других лиц, судебной коллегией отклоняется, поскольку гарантированное законом право К.В. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности, предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено федеральным законодательством. Вместе с тем, федеральное законодательство не установило, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чкаловского районного суда Нижегородской области от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Чкаловск Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3003/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чкаловского района НО
Ясникова Ксения Вячеславовна
Ответчики
Администрация г.о.г. Чкаловск
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Александрова Елена Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
21.02.2022Передача дела судье
22.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022Передано в экспедицию
22.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее