УИД № 60RS0025-01-2024-000478-42 дело №2-270/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года р.п. Плюсса
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Напалковой Е.Ю.
при секретаре Беспрозванных С.А.,
с участием помощника прокурора Плюсского района Псковской области Альбицкого А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Плюсского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП «ПлюссаТеплоРесурс» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здание информационной таблички (тактильной) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Плюсского района Белоногов А.Н. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МП «ПлюссаТеплоРесурс» о возложении обязанности в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здание, расположенное по адресу: Плюсский район, п.Плюсса ул.Ленина д.4, информационной таблички (тактильной) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Плюсского района проведена проверка соблюдения требований законодательства МП «ПлюссаТеплоРесурс» о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями. В ходе проверки было установлено, что при входе в основное здание МП «ПлюссаТеплоРесурс», расположенное по адресу: Плюсский район, п.Плюсса ул.Ленина д.4, отсутствует вывеска с названием, графиком работы, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Отсутствие в учреждении при входе вывески с названием, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, нарушает требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями, что недопустимо. Со ссылкой на положения ст.7 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" просил возложить на МП «ПлюссаТеплоРесурс» обязанность в течение 3 месяцев с даты вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем размещения при входе в здание, расположенное по адресу: Плюсский район, п.Плюсса ул.Ленина д.4, информационной таблички (тактильной) с наименованием учреждения, графиком работы, плана здания с плосковыпуклым шрифтом и текстом, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
В судебном заседании помощник прокурора Плюсского района Альбицкий А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил суду вышеизложенное.
Представитель ответчика МП «ПлюссаТеплоРесурс» в судебном заседании не присутствовал. Директор написал заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия, заявленные прокурором исковые требования признают в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Плюсского района, исследовав письменные материалы дела, суд принимает признание иска представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст.ст.2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается, в том числе государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.
Согласно ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В соответствии с п.п.5, 6 ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивает дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Закрепляющие названную обязанность положения ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ носят общий характер. Одним из средств конкретизации положений ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями, в том числе заключающегося в оборудовании указанных зданий и сооружений информационными мнемосхемами и тактильными направляющими полосами.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.ст.2, 55.24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 01.07.2010 (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6м от уровня пола и на расстоянии 0,1м от края таблички до края дверного проема, в том числе перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения (п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 6904).
Предусмотренная федеральным законодательством публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом нормы Федерального закона №181-ФЗ не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от права собственности на помещение либо отсутствие таковой.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что МП «ПлюссаТеплоРесурс», осуществляющим деятельность по оказанию коммунальных услуг, по настоящее время обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, не исполнена: при входе в основное здание, расположенное по адресу Псковская область Плюсский район, п.Плюсса ул.Ленина д.4, информационное табло (тактильная табличка) с наименованием учреждения и текстом с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля отсутствует.
Факт несоблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями достоверно подтвержден: актом проверки прокуратуры от 26.06.2024 и письменным ответом директора МП «ПлюссаТеплоРесурс» от 26.06.2024, направленным в адрес прокуратуры Плюсского района (л.д. 9-10).
При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствие на здании ответчика вывески с названием, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, нарушает требования законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями.
Таким образом, вышеуказанные нарушения ведут к ограничению прав слабовидящих граждан на получение информации о здании, его помещениях и беспрепятственный доступ к предоставляемым муниципальным учреждением услугам.
Здание МП «ПлюссаТеплоРесурс» является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в целях соблюдения принципа полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, предусмотренного Конституцией Российской Федерации и других нормативно-правовых актов.
Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а представляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.
С учётом важности правоотношений, которые затронуты при рассмотрении дела, суд находит вмешательство прокурора в эти правоотношения и инициацию судебного разбирательства обоснованными и соответствующими ч.2 ст.45 ГПК Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе подавать в суд исковые заявления в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц.
Поскольку обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, нашли свое подтверждение в судебном заседании и не оспорены ответчиком, выявленные в деятельности ответчика вышеуказанные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом объема и сложности работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, а также принимая во внимание важность правоотношений, которые затронуты при рассмотрении дела, срок для исполнения заявленных требований, указанный в исковом заявлении, суд считает реальным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░ ░░.░░░░░░ ░.4, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1,2 ░░ 1,6 ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ 0,1 ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 19 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░