Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Прокосовой М.М., при секретаре Цыреновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солуяновой Е. К., также действующей в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> к Солуяновой О. М., Войсковой части 65262 МО РФ о признании членами семьи военнослужащего,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит признать Солуянову Е.К. членом семьи военнослужащей Солуяновой О.М.; признать <данные изъяты>. членом семьи военнослужащей Солуяновой О.М.; обязать ответчика внести в личное дело Солуяновой О.М. запись о признании Соляновой Е.К. и <данные изъяты> членами ее семьи.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечено ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
В судебном заседании истец Солуянова Е.К. исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения так, как они указаны в иске.
Ответчик Солуянова О.М. поддержала исковые требования. Суду пояснила, что ее дочь Солуянова Е.К. и внучка <данные изъяты>. находятся на ее полном обеспечении. Дочь никогда не работала, заработную плату не получала. Отец внучки также не помогает, алименты не выплачивает. Более того его отцовство аннулировано. Признание членом семьи необходимо для того, чтобы на дочь и внучку распространялись льготы, предусмотренные для военнослужащих. В следующем году она увольняется по достижению предельного возраста.
Представитель ответчика войсковой части 65262 МО РФ в судебное заседание не явился. От представителя Шатровой М.И. поступил письменный отзыв, согласно которому войсковая часть не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ФГКУ «Востокрегионжилье», территориального подразделения ФГКУ «Востокрегионжилье» Каурова О.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований, так как у <данные изъяты>. есть родители, которые в силу норм СК РФ обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом согласно норме ст. 80 СК РФ внуки могут быть признаны нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. В данном случае имеет место оказание добровольной материальной помощи внучке. В данном случае требования заявлены лишь с целью обеспечить внучку жилищной субсидией. Довод о том, что отцовство отца <данные изъяты> оспорено в суде не имеет правового значения, так как из решения суда, которое на момент обращения в суд не вступило в законную силу, имеются сведения об отце малолетней – <данные изъяты> Требования о признании Солуяновой Е.К. также не подлежат удовлетворению, так как она является дееспособным трудоспособным совершеннолетним лицом. Факт того, что истец в настоящее время не работает в связи с уходом за малолетней дочери не свидетельствует о нахождении истца на иждивении ответчика. Просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии п. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в которых дается перечень нетрудоспособных лиц, а также устанавливаются признаки нахождения лица на иждивении (находится на полном содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию).
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Пунктами 25 - 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекс; Российской Федерации" разъяснено, что разрешая споры, связанные с признанием лиц; членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя, суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 ст. 2 названного Федерального закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, предусмотренные указанным Федеральным законом, определены законом и является исчерпывающим.
В судебном заседании установлено, что истец Солуянова Е.К., ДД.ММ.ГГГГ. является дочерью ответчика Солуяновой О.М.
При этом Солуянова О.М. проходит военную службу в войсковой части 65262 на основании контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, срок службы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке №, выданной обособленным подразделением «Восточное» ООО «ГЖФ», в жилом помещении помещении, расположенном по адресу: <адрес>, относящемуся к служебному фонду, зарегистрировано 4 человека: Солуянова О.М., Солуянова Е.К, - дочь, Солуянова Е.К, - дочь, <данные изъяты> – внучка.
При рассмотрении заявленных требований, обстоятельством, имеющим значение для дела о признании членом семьи военнослужащего, является факт нахождения лица на иждивении военнослужащего.
Указанный Федеральный закон не содержит определения понятия "иждивение", понятие раскрывается в другом федеральном законе, использование которого для уяснения смысла этого понятия является общим правилом.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях» находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации на родителей прямо возложена обязанность содержать своих несовершеннолетних детей.
Из свидетельства о рождении несовершеннолетней <данные изъяты> следует, что матерью является Солуянова Е.К., отцом - <данные изъяты>.
При этом сведений о том, что имеются какие-либо исключительные обстоятельства, препятствующих исполнению родителями несовершеннолетней своих родительских обязанностей, по делу не усматривается, поэтому следует признать, что родители обязанные содержать своего ребенка исполняют обязанности, в отсутствие алиментных обязанностей исполняют обязанности добровольно.
Истцом представлена копия решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Солуяновой Е.К. к <данные изъяты>. об оспаривании отцовства. Согласно невступившего в законную силу решения, установлено, что <данные изъяты> не является отцом <данные изъяты>
Вместе с тем, данное решение не может являться основанием для установления факта нахождения несовершеннолетней <данные изъяты> на иждивении ответчика Солуяновой О.М., поскольку из текста решения, а также пояснений истца Солуяновой Е.К. следует, что биологическим отцом, который в силу действующего законодательства обязан нести обязанности отца, является <данные изъяты>
Нежелание истца устанавливать отцовство <данные изъяты>. в отношении <данные изъяты>. не в интересах несовершеннолетней и не может являться основанием для возложения обязанности по обеспечению несовершеннолетней <данные изъяты>. жилищной субсидией на Министерство обороны Российской Федерации.
При этом мать несовершеннолетней <данные изъяты>- истец Солуянова Е.К. в силу ст. 80 СК РФ также несет обязанность по воспитанию и содержанию ребенка, так как она не относится к категории лиц, лишенных дееспособности и трудоспособности.
То обстоятельство, что Солуянова Е.К. не работает, ухаживает за ребенком до достижения им трех лет, является временным и не освобождает ее от обязанности содержать ребенка, возложенную на нее законом, и не может служить основанием для возложения обязанности по содержанию ее дочери на мать, то есть бабушку несовершеннолетней <данные изъяты> – ответчика Солуянову О.М.
При этом внуки могут быть признаны нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. В силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В данном случае у несовершеннолетней <данные изъяты> имеются трудоспособные родители.
Пояснения допрошенных в судебном заседании свидетелей <данные изъяты>. о том, что истец Солуянова Е.К., ее дочь <данные изъяты> проживают совместно с ответчиком Солуяновой О.М. для разрешения настоящего спора правового значения не имеют, так как, несмотря на совместное проживание истца и ее несовершеннолетней дочери с ответчиком, не свидетельствует о нахождении истца и внучки на иждивении ответчика Солуяновой О.М.
Поскольку Солуянова Е.К., не относится к категориям лиц, указанных в ст. 69 ЖК РФ, исковые требования в части признания ее членом семьи военнослужащего удовлетворению не подлежат.
Занимаемое военнослужащей Солуяновой О.М. жилое помещение является служебным и предоставлено ей на основании договора найма жилого помещения, относящегося к служебному фонду № от ДД.ММ.ГГГГ. для временного проживания в нем в связи с военной службой.
В связи с этим к сложившимся отношениям должны применяться нормы главы 9, 10 Жилищного кодекса РФ, регулирующие отношения по пользованию служебным жилым помещением.
В силу части 5 статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Таким образом, в случае, если истец вселен в жилое помещение нанимателем служебного жилого помещения, на него не могут распространяться положения статьи 69 ЖК РФ о членах семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, к которым могут быть отнесены нетрудоспособные иждивенцы в связи с вселением их нанимателем в качестве членов семьи.
Следовательно, проживание истицы в служебном жилье с военнослужащим не является постоянным, и содержание военнослужащего, оказываемое истице в связи с ее вселением в служебное жилое помещение, выделенное военнослужащему на период военной службы, не является постоянным и основным источником средств к существованию истицы, поэтому она не может быть признана, находящейся на иждивении военнослужащего.
Ответчик Солуянова О.М., являющаяся военнослужащим, иск признала в полном объеме, просила требования удовлетворить.
Вместе с тем, исходя из обстоятельства, признание иска суд не принимает, поскольку признание иска нарушает права третьих лиц, в частности, права военных ведомств, и противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих».
В силу ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В данном случае истец Солуянова Е.К., обратившись в суд с настоящим иском, обратилась к самому военнослужащему. Между тем, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 2 названного Федерального закона определено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
По смыслу указанных норм социальные гарантии и компенсации членов семьи военнослужащего, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, производны от прав и обязанностей самого военнослужащего и обеспечиваются государством в лице военного ведомства, выполняющего функции учета и обеспечения военнослужащих и членов их семей социальными гарантиями и компенсациями. Следовательно, спор о признании гражданина членом семьи военнослужащего затрагивает права и интересы военного ведомства, выполняющего функции учета и обеспечения военнослужащих и членов их семей социальными гарантиями и компенсациями, поэтому признание иска ответчиком Солуяновой О.М. суд не принимает, поскольку признание иска нарушает права и законы интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░ 65262 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░