Дело № 2-21/2023
УИД 88RS0002-01-2023-000012-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В.,
при секретаре Кобелевой Г.С.,
с участием
представителя истца по доверенности – Колпаковой О.Г.,
представителя ответчика по доверенности – Варганова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эгоф НюИ. к администрации муниципального образования- сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее по тексту- Администрация) о понуждении изъятия доли земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Эгоф Н.И. обратилась в суд указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником <адрес> в <адрес>, площадью 56,1 кв.м. В силу закона ей на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором располагался многоквартирный жилой дом. Квартира состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровым паспортом, кадастровый номер квартиры № и её право собственности на квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2014 г. 15.12.2019 года произошло возгорание многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, в результате которого её квартира полностью уничтожена огнем. 09.09.2022 г. земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 560 кв.м., на котором ранее располагался указанный многоквартирный дом поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования- для объектов жилой застройки. 20.10.2022 г. Администрация вынесла постановление № 217 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд с. Байкит», на основании которого принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и это постановление подлежит направлению в десятидневный срок собственникам жилья МКД. Она не получала копию данного постановления, узнала об изъятии земельного участка случайно в декабре 2022 года. 02.12.2022 года она обратилась в Администрацию с заявлением об оформлении с ней изъятия дли принадлежащего ей земельного участка. 26.12.2022 года за исх. № 2465 Администрация ответила ей, что изъятие недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения не представляется возможным ввиду того, что она в 2021 году получила денежные средства (субсидию) на улучшение жилищных условий в соответствии с постановлением администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 04.12.2019 № 541-п «Об утверждении муниципальной программы Эвенкийского муниципального района «Улучшение жилищных условий жителей Эвенкийского муниципального района» на 2020-2024 годы. Согласно постановлению администрации с. Байкит от 27.03.2020 № 69 она признана нуждающейся в жилом помещении для участия в целевых программах по улучшению жилищных условий, так как потеряла единственное жилье вследствие пожара. Но предоставление указанной субсидии лишило её права собственности на долю в земельном участке, расположенном под указанным многоквартирным домом. Считает, что нарушены её права на владение и распоряжение своим имуществом. Отказ Администрации лишает её права на изъятие доли земельного участка путем выплаты возмещения. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующего порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, считает, что судебное решение о выкупе земельного участка в публичных интересах является правоустанавливающим фактом, в силу которого соответствующий орган местного самоуправления получает санкционированную судебным органом власти возможность осуществить право на выкуп. Судебный порядок осуществления выкупа посредством заключения соглашения является основанием для его заключения. Просила обязать Администрацию села Байкит осуществить изъятие доли земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения посредством заключения соглашения.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, сведениями о неуважительности её неявки суд не располагает.
Представитель истца по доверенности Колпакова О.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика- Варганов В.Н. пояснил, что Администрация провела процедуру изъятия доли земельного участка путем выкупа жилых помещений у собственников многоквартирного <адрес> в <адрес>. В настоящее время остались два собственника недвижимости в указанном доме, с которыми не заключено соглашение. Эгоф Н.И. получила субсидию на приобретение жилого помещения за счет бюджета Эвенкийского муниципального района, так как спорное жилое помещение, уничтоженное пожаром, являлось для Эгоф единственным жильем. Таким образом, он получила субсидию в порядке улучшения жилищных условий. При этом спорная квартира стоит на кадастровом учете, в связи с чем с ней возможно заключение соглашения об изъятии земельного участка путем выкупа жилого помещения. Оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица- администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором просила рассмотреть дело без его участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
В силу ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован Главой VII.1 земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ).
Согласно ст. ст. 56.2, 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения, как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
На основании ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Согласно ч. 3 ст. 56.7 ЗК РФ для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В соответствии со ст. 281 ГК РФ, 56.8 ЗК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
Согласно ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии,
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
ВозмещениеВозмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Эгоф Н.И. является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации №.
Согласно кадастровому паспорту данная квартира поставлена на кадастровый учет, ей присвоен кадастровый №.
Администрации села Байкит вынесено постановление от 20 октября 2022 г. № 217 , согласно которому решено изъять для муниципальных нужд муниципального образования сельского поселения <адрес> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 560 кв.м.
Также дано указание отделу по вопросам жизнеобеспечения села Администрации в десятидневный срок направить копию постановления об изъятии земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, а также направить собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном на изымаемом земельном участке.
В судебном заседании также установлено и не отрицалось представителем администрации, что решение об изъятии земельного участка принято по причине уничтожения многоквартирного жилого дома в результате пожара. Однако жилой дом уничтожен не полностью, остался фундамент, который необходимо реконструировать.
Как пояснил в судебном заседании Варганов В.Н., со всеми собственниками жилых помещений данного многоквартирного дома заключены соглашения об изъятии земельного участка путем выкупа жилых помещений, выплачено возмещение. Остались две квартиры, с собственниками которых не заключено такое соглашение, в том числе с Эгоф Н.И. и это препятствует Администрации осуществить действия по изъятию земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, Эгоф Н.И. не получала.
Таким образом, в связи с принятием органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, у Эгоф Н.И., будучи собственником жилого помещения в многоквартирном <адрес> в <адрес>, возникло право на получение возмещения стоимости принадлежащего ей жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, для муниципальных нужд посредством заключения соглашения. При этом получение ею субсидии по программе Эвенкийского муниципального района по улучшению жилищных условий не является основанием для отказа в получении данного возмещения, поскольку субсидия ей предоставлена за счет средств бюджета Эвенкийского муниципального района <адрес> в связи с утратой единственного жилья.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Эгоф Н.И. к администрации муниципального образования – сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края о понуждении изъятия недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования – сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края (ИНН 8802002046, ОГРН 1028800004617) осуществить изъятие недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего на праве собственности Эгоф Н.И., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеющей паспорт гражданина Российской Федерации серии № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <адрес>, код подразделения <адрес>, жилого помещения– <адрес> в <адрес>, общей площадью 56,1 кв.м., с кадастровым номером №, посредством заключения соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа указанного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Байкитский районный суд Красноярского края.
Председательствующий-судья В. В. Навгинова
Решение изготовлено в окончательной форме 29 мая 2023 года.
Судья В. В. Навгинова