Решение по делу № 33-3295/2022 от 28.11.2022

Судья Котельников Е.Н. Дело № 2-688/2022

№ 33-3295/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Артамоновой С.Я., Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Шадринские тепловые сети» о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

по апелляционной жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» на решение Шадринского районного суда Курганской области от 21 сентября 2022 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Поляковской И.В., судебная коллегия

установила:

Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» (далее – ООО «ШТС») о возложении обязанности по оснащению приборами учета тепловой энергии и вводу установленных приборов учета в эксплуатацию в 7 многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил суд возложить на ответчика заявленную обязанность только в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> течение оного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в деятельности ООО «ШТС» было выявлено отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. ООО «ШТС» является единой теплоснабжающей организацией, которой меры к установлению прибора учета в указанном многоквартирном жилом доме не приняты, начисление платы собственникам помещений за коммунальную услугу по отоплению осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса. Ответчиком не выполнены требования, установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца помощник Шадринского межрайонного прокурора Нигматуллин Р.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ШТС» по доверенности Юрчак Н.А. в судебном заседании возражала против иска, указав, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона об энергосбережении обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета, в том числе тепловой энергии, и их ввод в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах. Ответственность за содержание и обслуживание многоквартирного дома несет управляющая (обслуживающая) организация, которая и должна принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома.

В судебное заседание суда первой инстанции не явился представитель третьего лица Администрации города Шадринска Курганской области, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Наш дом» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебное заседание не явились представитель третьих лиц ООО «ЖЭК-Шадринск», ООО «Магазин Заря», Рейзвих Г.И. и ее представитель Мальгина М.А., о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не заявили.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. На ООО «Шадринские тепловые сети» возложена обязанность по оснащению прибором учета используемых энергоресурсов – общедомовым (коллективным) прибором учета, а также ввод установленного прибора учета в эксплуатацию по адресу: <адрес>, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

С ответчика в доход местного бюджета Муниципального образования – Шадринский муниципальный округ взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ШТС» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Ссылаясь на часть 1 статьи 157, статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении), Правила содержания общего имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, считает, что суд в нарушение указанных норм не принял во внимание, что управляющая (обслуживающая) организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома. Учитывая существенную задолженность и тяжелое финансовое состояние, ООО «ШТС» не может произвести установку общедомового прибора учета по причине отсутствия средств, необходимых для исполнения решения суда. Судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что с учетом начала осуществления деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации с 2020 года, ООО «ШТС» лишено возможности аккумулировать, распределять и направлять полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе и на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии.

На основании Закона об энергосбережении все жилые многоквартирные дома, расположенные на территории города Шадринска и Шадринского муниципального округа Курганской области, к моменту начала деятельности ООО «ШТС» уже должны были быть оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Шадринской межрайонной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Курганской областной прокуратуры Поляковская И.В. относительно доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения о проведении проверки от 25.02.2022 заместителя Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в период с <...> по <...> была проведена проверка ООО «ШТС» на предмет исполнения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в указанной сфере, в ходе которой установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, при этом поставщиком тепловой энергии является ответчик ООО «ШТС», которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации на основании Постановления Администрации г. Шадринска с <...>.

Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета № 446 от 12.05.2022 в данном многоквартирном жилом доме прибор учета тепловой энергии отсутствует, имеется техническая возможность его установки.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что собственники многоквартирного жилого дома и их управляющая организация в установленный Законом энергосбережении срок не установили прибор учета тепловой энергии, ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, при наличии технической возможности не исполнил установленную законом обязанность по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, подтверждены представленными сторонами доказательствами, которым судом по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.

В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила от 13.08.2006 № 491), коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Как отмечено в ч. 4 ст. 12 Закона об энергоснабжении, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пп. «к» пункта 11 Правил от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в данном споре является ООО «ШТС», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (пп. «с» п. 31 Правил № 354).

В случае неисполнения собственниками многоквартирного жилого дома данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. Указанная правовая позиция содержится и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (Ответ на вопрос № 3).

Факт отсутствия в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сам по себе свидетельствует о неисполнении в установленный срок собственниками обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Собственники помещений при несогласии с размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после <...> должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по установке коллективных приборов учета должна быть возложена на управляющую организацию, поскольку мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, а принудительное возложение такой обязанности на ресурсоснабжающую организацию возможно только в случае подтвержденного отказа собственников помещений многоквартирного дома от самостоятельной установки или при отказе ресурсоснабжающей организации от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, не могут являться основанием к отмене решение суда, поскольку выводов суда не опровергают.

Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к верному выводу, что выбранный прокурором способ защиты является эффективным способом восстановления нарушенных прав проживающих в многоквартирном доме граждан и предупреждения нарушения публичных интересов в сфере энергосбережения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ООО «ШТС» финансовой возможности установить прибор учета, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов по установке общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, исполнение возложенной судом на ответчика обязанности суд определил в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, обязанность производить оплату установки общедомового прибора учета тепловой энергии возложена законом на собственников жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых доказательств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор.

Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шадринского районного суда Курганской области от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2022 года

Судья Котельников Е.Н. Дело № 2-688/2022

№ 33-3295/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Артамоновой С.Я., Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Настюшкиной Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 декабря 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Шадринские тепловые сети» о возложении обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии

по апелляционной жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» на решение Шадринского районного суда Курганской области от 21 сентября 2022 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора прокуратуры Курганской области Поляковской И.В., судебная коллегия

установила:

Шадринский межрайонный прокурор Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» (далее – ООО «ШТС») о возложении обязанности по оснащению приборами учета тепловой энергии и вводу установленных приборов учета в эксплуатацию в 7 многоквартирных домах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> <адрес>; <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом измененных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец просил суд возложить на ответчика заявленную обязанность только в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> течение оного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в деятельности ООО «ШТС» было выявлено отсутствие общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. ООО «ШТС» является единой теплоснабжающей организацией, которой меры к установлению прибора учета в указанном многоквартирном жилом доме не приняты, начисление платы собственникам помещений за коммунальную услугу по отоплению осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса. Ответчиком не выполнены требования, установленные Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца помощник Шадринского межрайонного прокурора Нигматуллин Р.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ШТС» по доверенности Юрчак Н.А. в судебном заседании возражала против иска, указав, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона об энергосбережении обязанность обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета, в том числе тепловой энергии, и их ввод в эксплуатацию, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах. Ответственность за содержание и обслуживание многоквартирного дома несет управляющая (обслуживающая) организация, которая и должна принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома.

В судебное заседание суда первой инстанции не явился представитель третьего лица Администрации города Шадринска Курганской области, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «Наш дом» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебное заседание не явились представитель третьих лиц ООО «ЖЭК-Шадринск», ООО «Магазин Заря», Рейзвих Г.И. и ее представитель Мальгина М.А., о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не заявили.

Судом постановлено решение, которым исковые требования Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. На ООО «Шадринские тепловые сети» возложена обязанность по оснащению прибором учета используемых энергоресурсов – общедомовым (коллективным) прибором учета, а также ввод установленного прибора учета в эксплуатацию по адресу: <адрес>, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

С ответчика в доход местного бюджета Муниципального образования – Шадринский муниципальный округ взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ШТС» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, а также неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Ссылаясь на часть 1 статьи 157, статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении), Правила содержания общего имущества, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, считает, что суд в нарушение указанных норм не принял во внимание, что управляющая (обслуживающая) организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении независимо от действий собственников многоквартирного дома. Учитывая существенную задолженность и тяжелое финансовое состояние, ООО «ШТС» не может произвести установку общедомового прибора учета по причине отсутствия средств, необходимых для исполнения решения суда. Судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что с учетом начала осуществления деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации с 2020 года, ООО «ШТС» лишено возможности аккумулировать, распределять и направлять полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов средства на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе и на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии.

На основании Закона об энергосбережении все жилые многоквартирные дома, расположенные на территории города Шадринска и Шадринского муниципального округа Курганской области, к моменту начала деятельности ООО «ШТС» уже должны были быть оснащены общедомовыми приборами учета тепловой энергии.

В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор Шадринской межрайонной прокуратуры просит решение суда оставить без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Курганской областной прокуратуры Поляковская И.В. относительно доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения о проведении проверки от 25.02.2022 заместителя Шадринского межрайонного прокурора Курганской области в период с <...> по <...> была проведена проверка ООО «ШТС» на предмет исполнения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в указанной сфере, в ходе которой установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, при этом поставщиком тепловой энергии является ответчик ООО «ШТС», которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации на основании Постановления Администрации г. Шадринска с <...>.

Согласно акту обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета № 446 от 12.05.2022 в данном многоквартирном жилом доме прибор учета тепловой энергии отсутствует, имеется техническая возможность его установки.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что собственники многоквартирного жилого дома и их управляющая организация в установленный Законом энергосбережении срок не установили прибор учета тепловой энергии, ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией, при наличии технической возможности не исполнил установленную законом обязанность по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, подтверждены представленными сторонами доказательствами, которым судом по правилам ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.

В силу положений ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила от 13.08.2006 № 491), коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Как отмечено в ч. 4 ст. 12 Закона об энергоснабжении, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пп. «к» пункта 11 Правил от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в данном споре является ООО «ШТС», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (пп. «с» п. 31 Правил № 354).

В случае неисполнения собственниками многоквартирного жилого дома данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. Указанная правовая позиция содержится и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (Ответ на вопрос № 3).

Факт отсутствия в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сам по себе свидетельствует о неисполнении в установленный срок собственниками обязанности, предусмотренной ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.

Собственники помещений при несогласии с размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при не урегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после <...> должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по установке коллективных приборов учета должна быть возложена на управляющую организацию, поскольку мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, а принудительное возложение такой обязанности на ресурсоснабжающую организацию возможно только в случае подтвержденного отказа собственников помещений многоквартирного дома от самостоятельной установки или при отказе ресурсоснабжающей организации от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, не могут являться основанием к отмене решение суда, поскольку выводов суда не опровергают.

Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к верному выводу, что выбранный прокурором способ защиты является эффективным способом восстановления нарушенных прав проживающих в многоквартирном доме граждан и предупреждения нарушения публичных интересов в сфере энергосбережения.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ООО «ШТС» финансовой возможности установить прибор учета, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку в случае невыполнения данных требований оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов по установке общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, исполнение возложенной судом на ответчика обязанности суд определил в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, обязанность производить оплату установки общедомового прибора учета тепловой энергии возложена законом на собственников жилых помещений.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых доказательств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор.

Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шадринского районного суда Курганской области от 21 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Шадринские тепловые сети» – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 декабря 2022 года

33-3295/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шадринский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО Шадринские тепловые сети
Другие
ООО Наш дом
ООО Жилищная Эксплуатационная компания - Шадринск
ООО Магазин Заря
Рейзвих Галина Ивановна
Администрация г.Шадринска
Суд
Курганский областной суд
Судья
Шарыпова Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
28.11.2022Передача дела судье
13.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Передано в экспедицию
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее